Цель урока:
- развивать умение бережно работать с художественным текстом;
- развивать навыки анализа эпизода художественного произведения;
- развивать умение давать связный, аргументированный ответ на вопрос;
- вырабатывать навыки работы со словарем;
- развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас;
- учить понимать и умело пользоваться литературоведческими терминами;
- развивать интерес к истории нашей Родины.
I. Вспомним, что такое композиция художественного произведения?
1. Работа со словарем. Смотрим “Краткий словарь литературных терминов Б.М. Ладыгина стр.459 Учебник. Литература.6 класс.
Композиция - организация последовательности повествования, построение литературного произведения.
2. Назовите основные элементы композиции?
- Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.
3. Что такое кульминация как элемент композиции? (Работа со словарем)
Кульминация – эпизод литературного произведения, в котором художественный конфликт достигает критической точки в своем развитии и не может далее сохраняться в виде конфликта, требуя немедленного разрешения.
4. Давайте вместе отберем материал, сцены, эпизоды текста, которые относятся к кульминации.
- Описание массового героизма казаков.
- Изображение душевной красоты казаков, которые гибнут за Родину.
- Героическая борьба казаков-запорожцев. Второй бой запорожцев.
- Борьба казаков за свою независимость.
- Смерть запорожцев.
II. Обратимся к теме нашего урока (тема записана на доске). Сегодня на уроке разрешим важную учебную задачу: “Почему второй бой запорожцев – кульминация повести?” Зачем автор вводит второй бой запорожцев в повесть?
1. Приступим к работе с текстом. Открываем повесть “Тарас Бульба”.
а) Какие события явились преддверием второго боя?
- Речь Тараса Бульбы.
б) Почему это событие?
- Тарас произносит речь перед боем. Он знает, как объединяет и подбадривает людей сказанное вовремя нужное слово.
- Тарасу хотелось высказать все, что было на сердце в этот напряженный и трудный момент.
в) Давайте прослушаем речь Тараса.
Ученик выразительно читает речь Бульбы.
- “Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество... Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей...”
г) Как характеризует речь самого Тараса?
- Речь Тараса – свидетельство его мудрости, патриотических чувств, гордости и мужества, огромного жизненного опыта и страстной убежденности в правоте своего дела.
- Он выступает как выразитель взглядов и патриотических чувств запорожских казаков.
Д) Какие чувства у казаков вызывает речь Тараса.
- Речь его находит отклик в душе казаков. Все, старые и молодые, объединяются общим чувством любви к Родине и единым стремлением её защищать.
е) Назвать главный конфликт нашей повести.
(Конфликт – это слово записано на доске из “Краткого словаря литературных терминов” стр.458. Учебник. Литература. 6 класс.)
Конфликт - столкновение, противоборство персонажей или каких-либо сил, лежащее в основе развития действий литературного произведения.
2) Назвать героев – запорожцев? (Один ученик, вызванный к доске, записывает героев - запорожцев).
- Тарас Бульба, Остап, Кукубенко, Степан Гуска и его курень, Мосий Шило, Балабан ...
3) Работа с текстом.
а) Найдите в тексте, как автор описывает героя – атамана Кукубенко?
(зачитывается текст)
б) Почему для характеристики этого героя, автор использует глаголы, какова их роль:
- закипел атаман...
- разом вбился...
- в гневе иссек...
- отбил одну пушку
...Глаголы передают динамику действия, порыв, готовность героя погибнуть в кровавой сечи за Родину. Эти глаголы говорят нам о том, что Кукубенко - храбрый воин, который полон злобы и за отчизну “иссечет”, “отобьет” оружие и убьет. Он сражается за любимую родину, за товарищей, за “веру христианскую”.
2. Прочитайте, как сражается атаман Степан Гуска и его курень? (Зачитывается текст)
...Гуска отбил главную пушку. Там, где прошли незамайновцы – там улица, где поворотились – там уже и переулок.
а) С героями каких произведений фольклора, можете сравнить образ Степана Гуски и его куреня – незамайновцев?
- Автор своих героев сопоставляет с героями былин и сказок. Гуска как былинный герой Илья Муромец, смелый, красивый в бою.
б) Какие художественные средства использует автор, описывая запорожцев?
- Гиперболу.
в) Почему Гоголь обращается к приемам народного творчества?
- Обращение автора к приемам народного творчества в изображении боя дает представление о силе и храбрости казаков, похожих на Илью Муромца, многих других богатырей.
- Автор помогает выразить народную точку зрения на происходящие события. Гоголь передает патриотические чувства казаков, отдавших, как и герои былин, все свои силы и свою жизнь защите родины.
4. Найдите в тексте эпизод описания борьбы Мосия Шило?
а) Как автор дает нам описание портрета Мосия Шило?
Как портрет героя помогает раскрыть его качества характера?
- Мосий Шило – рыцарь, герой. Одет по-рыцарски, в наплечниках, зерцале, в медной шапке.
- Герой в рыцарских доспехах сражается за честь поруганной родины.
б) Можно ли назвать поведение Шило рыцарским?
- Для Гоголя М.Шило – рыцарь. Рыцарь – защитник русской земли. Рыцарские качества характера отличают героев-защитников. “Пошатнулся Шило и почуял, что рана была смертельна. Упал он, наложил руку на свою рану и сказал, обратившись к товарищам: “Прощайте, паны братья, товарищи! Пусть же стоит на вечные времена православная Русская земля и будет ей вечная честь!”
5. Как в бою сражается Остап?
- Сражается как герой, приходит на помощь казакам, помня основной закон товарищества.
- Отец поддерживает своего сына: “Остап, не поддавайся”, “Добре, сынку! Добре, Остап ”. Автор сравнивает его со львом, он сочетает в себе рыцарские качества льва. Он подобен былинным героям, похож на Илью Муромца, который не поддастся темной силе. Он молчалив, спокоен, рассудителен. Остап продолжает и чтит традиции отцов и дедов. Для него никогда не стоит проблема выбора, нравственной двойственности, колебаний между чувствами и долгом. Безоговорочно принимает Остап запорожский быт, идеалы и принципы старших товарищей. Почтительность никогда не переходит у него в угодливость, он готов сказать свое мнение, но с уважением относится к мнению других запорожцев. Остап видит мир суровым и простым. Есть враги и друзья, свои и чужие. Он прямодушный, отважный, верный и суровый воин. В бою он сражается как герой. Его сотоварищи по Сечи тоже герои.
6. Посмотрите в текст, как сражаются и умирают запорожцы?
а) Прочитайте о Балабане? Скажите, какое самое главное слово использует Гоголь, характеризуя своего героя?
- Доблестнейший
б) В какой форме употребляется это прилагательное? Почему автор использует это прилагательное для характеристики Балабана?
- Прилагательное употребляется в превосходной степени.
- Балабан - сильный, мужественный человек. Перед своим героем автор преклоняется и выражает свою любовь и уважение.
в) Обращается ли автор к приемам народного творчества, изображая смерть Балабана?.. И других запорожцев?
- Балабан умирает как герой, все силы и свою жизнь отдав защите родины. Почуяв предсмертные муки, умирает со словами: “ Пусть же цветет вечно Русская земля!”.
В свой последний час запорожцы думают не о себе, а о великом деле, которому отдают свою жизнь.
7. К какому выводу приходит автор, описывая запорожцев в бою?
- Все герои честно, мужественно, доблестно сражаются за Родину.
- Родина дороже всего на свете.
- Предназначение человека – свято любить свою Родину беззаветно ей служить.
Это главная мысль повести. Значит - это идея повести.
Итак, мы назвали основную идею произведения.
8. Так почему же события II боя – кульминация повести?
- Автор разрешил художественный конфликт в кульминации, выразил главную идею.
- Все герои умирают, уходят в бессмертие.
- Умирая, казаки понимают, что борьба не закончена, что смерть их не напрасна, она нужна для будущей победы. Родина остается. “Пусть же вечно цветет русская земля” - основная идея кульминации.
III. Гоголь завершает героическую эпопею своих любимых героев.
9.Скажите, как называется составной элемент композиции, где завершается развитие действия? Посмотрите словарь, кто забыл.
- Развязка.
Вместе со смертью героев - запорожцев наступает развязка, хотя повесть до своего логического завершения не подошла. В плену находится Остап, и народный герой Тарас Бульба совершит свой великий бессмертный подвиг.
а) Подумайте, какой образ повести логически завершен в кульминации?
- Образ сына Тараса Андрия?
б) Почему автор, рассказывая о героизме запорожцев, вводит в кульминацию рассказ о бесславной жизни и смерти Андрия?
- Автор, рассказывая о героизме запорожцев, не случайно вводит в кульминацию рассказ о бесславной жизни и смерти Андрия.
в) Прочитайте, как Гоголь подчеркивает красоту Андрия, когда он появляется на поле боя.
“...Впереди других понесся витязь всех бойчее, всех красивее. Так и летели черные волосы из-под медной его шапки; вился завязанный на руке дорогой шарф, шитый руками”; “Он понесся, как молодой борзой пес, красивейший, быстрейший и молодший всех в стае”
Что говорят детали портрета?
- “ завязанный на руке дорогой шарф”? Андрий перестал быть воином, патриотом, товарищем: он уже только “жадный заслужить навязанный на руку подарок”. Употребление слова “ пес” по отношению к людям выражает презрение. Так говорят о человеке, готовом на любые низкие поступки.
- Слово “стая” в этом контексте дополняет отрицательную характеристику персонажа, оно ассоциируется у нас с сочетанием "стая волков". Стая волков - это своего рода семья, а это говорит о том, что Андрий уже и не вспоминает про то, что он воюет против отца, против родной семьи, для него теперь семья - это полячка. Волк – это хищник, преступник. А Андрий - это и есть преступник, который предал все родное: веру, отца, брата, товарищей. Он совсем не патриот, ведь предательство - это непростительная ошибка человека.
- “Он был и мертвый прекрасен: мужественное лицо его, недавно исполненное силы и непобедимого очарования, все еще выражало чудную красоту; черные брови, как траурный бархат, оттеняли его побледневшие черты”. В этом портрете автор уже не дает герою отрицательную характеристику. Наоборот, он подчеркивает мужество и красоту Андрия, тем самым обращая внимание читателя на трагедию жизни и смерти молодого казака, изменившего Отчизне, но до последней минуты оставшегося верным своей любви.
г) Почему в диалоге с отцом отсутствует речь героя: “Андрий был безответен”. Однако “ видно было, как тихо шевелились уста его и как он произносил чье-то имя”.
- Что дает для понимания образа Андрия внутренняя речь?
- Такое противопоставление (антитеза как художественный прием) подчеркивает сознательность выбора Андрия, трагизм его положения: он считает себя виновным перед отцом, но он любит полячку и, отрекаясь от отчизны, матери, братьев, остается верен ей до последней минуты жизни.
Д) Как относится автор к своему герою?
- Отношение к персонажу, выраженное в прямой авторской характеристике, становится более очевидным, благодаря использованию эпитетов и сравнений, анафоры, одинакового построения фраз (изобразительно – выразительные средства): “ Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова”. Более того все детали характеризующие Андрия в авторском отношении к нему, связаны с понятием “живое”: “колос”, “барашек”. Ряд слов, характеризующих сыноубийцу, напротив - с “неживым”: “серп”, “железо” Пожалел брата и Остап. “Живым” сделает автор и описание мертвого Андрия, характеризуя тем самым его образ-образ глубокой трагической силы и любви к жизни.
Самое главное преступление для Тараса – измена Отчизне, общему делу. Он гораздо выше ставит родство по духу, чем по крови.
Итак, какую роль играет кульминация как элемент композиции?
1) Автор в кульминации разрешил главную идею, заложенную в повести.
2) Разрешил художественный конфликт.
3) Показал обобщающий образ героя – запорожца.
4) Выразил свой эстетический идеал.
Домашнее задание. Задание на выбор.
Написать сочинение о понравившемся герое или сравнить Остапа и Андрия в бою.
Схема к уроку “Кульминация повести Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”
(создается в процессе урока)
Библиография
- Н.В.Гоголь “Тарас Бульба”, 9 глава.
- Учебник “ Литература” 6 класс. Авт.- сост. М. Б. Ладыгин,
- Н. А. Нефедова, Т. Г. Тренина. Москва “ Дрофа”.
- Учебная статья “Николай Васильевич Гоголь”.
- Краткий словарь литературных терминов. Учебник “ Литература” 6 класс.
- Учебник-хрестоматия. Под редакцией М. Б. Ладыгина,
- Н. А. Нефедовой. В лаборатории словесности. Как определить способы создания художественного образа персонажа в произведении.