Интегрированный урок по теме "Образ лошади в произведениях Ф.Абрамова и Г.Ибрагимова"

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (17 МБ)


Цели урока:

  • Образовательные: Ознакомить с творчеством писателей Ф.А. Абрамова Г.Ибрагимова - авторами романов, повестей, рассказов, главной темой которых является жизнь деревни, судьба крестьянства; акцентировать внимание учащихся на затронутых в рассказе проблемах - защита живой красоты природы, бесценных народных традиций, доброты, совести и человечности; обратить внимание учащихся на отражение аналогичных сквозных тем в творчестве других писателей, в частности, в творчестве писателей XX века: Астафьева, Распутина, Шукшина, С.Есенина; помочь учащимся провести сравнительный анализ двух произведений “О чем плачут лошади?” и “Алмачуар”; проанализировать формы выражения авторской позиции (грустно - элегические интонации, сказочные интонации, риторические вопросы, диалог, монолог, воспоминания - размышления и т.д.); на примере литературы и искусства показать значение лошади в жизни деревни, в жизни крестьян, в современном мире.
  • Развивающие: Обогащение словарного запаса учащихся; развитие устной речетворческих способностей, развитие навыков аналитического мышления, навыков сопоставления и сравнения; развитие умений самостоятельного подбора материалов к уроку; умений вести поисковую работу по источникам по заданной теме; развитие таких психических процессов как память, мышление, воображение, сопоставление, наблюдательность.
  • Воспитательные: Воспитание чувства любви к живым существам, человечности; пробуждение интереса к творчеству Ф. Абрамова, Г.Ибрагимова, к судьбе лошадей; воспитание любви к родной культуре.

Задачи урока: Научить учащихся познавать новое из истории и современности по изучаемой теме (образе лошади и его значении в разное время); организовать исследовательскую работу учащихся; формировать умения: грамотно излагать свои мысли; прослеживать причинно-следственные связи; творчески подходить к выполнению домашнего задания; работать в нестандартной обстановке; развивать монологическую речь.

Оборудование: Интерактивная доска, компьютер, ноутбук, мультимедийная презентация к уроку, картины с изображением лошадей, иллюстрации учащихся к рассказам Ф.Абрамова и Г.Ибрагимова, выставка книг писателей. Тексты рассказов “О чем плачут лошади?” и “Алмачуар”

I  Актуализация. (18 мин.)

1. Вступительное слово учителя. Слайд №1 (3 мин.)

Трудно переоценить значение лошади в развитии человеческого общества за последние пять тысяч лет В жизни человека она сыграла более важную роль, чем любое другое одомашненное животное. Общение человека и лошади началось в глубокой древности, когда она являлась источником пищи. Вскоре раскрылись подлинные возможности, и лошади стали использоваться везде: от личного транспорта до перевозки тяжелых грузов и, что очень важно, в сельском хозяйстве. Появление двигателя внутреннего сгорания и развитие механизации значительно снизило роль лошади в промышленности и в сельском хозяйстве. В 30-е годы основной рабочей силой стали уже не лошади, а тракторы, и о лошадях стали меньше заботиться. Идет процесс раскрестьянивания деревни, а значит, и уничтожение традиций, надругательство над духовными ценностями народа. Эта острая проблема волновала многих писателей и поэтов XX века: Астафьева, Распутина, Шукшина, С.Есенина и многих других писателей.

На тропу голубого поля
Скоро выйдет железный гость.
Злак овсяный, зарею пролитый.
Соберет его черная горсть.

Не живые, чужие ладони,
Этим песням при вас не жить!
Только будут колосья - кони
О хозяине старом тужить, -

грустит в одном из своих стихотворений русский поэт Сергий Есенин. С глубокой любовью пишет он об уходящей Руси и о наступающей на смену живым лошадям железной коннице в поэме “Сорокоуст” (демонстрация поэмы с выставки).

Объяснение целей и задач урока – слайд №2

Закончилось XX столетие, пожалуй, одно из самых страшных и трагических в истории человечества. В тысячелетней истории домашней лошади это лишь миг. Что ожидает её в ХХ1 веке - неведомо. Поэтому мы и решили сегодня поговорить об образе лошади, изображенной в произведениях русских и татарских писателей, о значении лошади в жизни народа, отдельного человека. И эпиграфом к нашему уроку я предлагаю слова Г. Рамазанова:

Что сила лошадиная!
Порой твердят, что кони не для наших дней.
И я не против скорости сверх звука,
Но сверх того - за добрых лошадей!

2. Выступление учащихся по групповым заданиям - демонстрация слайда № 3 (4 мин.)

Исследовательская группа №1 Краткие сведения о жизненном и творческом пути Ф.Абрамова и Г. Ибрагимова
Исследовательская группа №2 Презентация произведений авторов с выставки
Художественный пересказ понравившихся эпизодов
1.Выводы исследовательской группы об авторах: 1. Оба писателя являются авторами романов, повестей.

2. Оба писателя пишут главным образом о жизни деревни, судьбе крестьянства.

3. Словарная работа - слайд № 4 (3 мин.)

Разноречивые мысли - разнообразные мысли; конский душок- конский запах; вытягивались в струнку - стояли прямо (разгов.): кляча - худая лошадь, (разговор.); доходяга (разгов.) - лошадь, доживающая последние дни. дохаживает. Элегия - 1) Литературное стихотворение, проникнутое грустью. 2) Музыкальная пьеса задумчивого, скорбного характера. Элегичный- грустный, мечтательный. Элегический - то же, что и элегичный.

4. Эмоционально-оценочное обсуждение рассказов Ф.Абрамова “О чем плачут лошади?” и Г.Ибрагимова “Алмачуар” по следующим параллельным вопросам (8 мин.)

Вопросы к рассказу Ф.Абрамова “О чем плачут лошади?” Вопросы к рассказу Г.Ибрагимова “Алмачуар”
- Почему герой подкармливал лошадей?

- Почему чувствовал перед ними непонятую вину?

- Как вы понимаете слова “просто мочи не было смотреть”?

- Какой спор был у лошадей?

- Почему на рассказчика навалилась тоска, и почему он казался себе нелепым?

- В чем обманул рассказчик несчастных кляч и доходяг?

- Чем интересен рассказ и какими средствами автору удается вызвать сочувствие и переживание у читателей?

- Как рассказ характеризует самого писателя?

- Почему герой подкармливал лошадей?

- Почему Закир ни на минуту не забывал о кобыле?

- Как вы понимаете следующее выражение одного из сельчан: как “из камня выйдет вода, так осиновое дерево даст плоды”?

- Отчего герой стал заикаться, не мог вымолвить ни слова?

- С какой целью старались не запрягать Алмачуар?

- Чем интересен рассказ. И какими средствами автору удается вызвать сочувствие и переживание у читателей?

- Как рассказ характеризует самого писателя?-

Основная часть. (20 мин.)

Переводчики и Исследователи (1-2 группы) представляют результаты поисковой работы (исследовательскую работу): Сравнительный анализ рассказа Ф.Абрамова “О чем плачут лошади?” и Г.Ибрагимова “Алмачуар" (объяснение учителем целей и задач основной части) - слайд №5

1. Авторское отношение к деревне, к лошадям (Учащиеся приводят примеры из текста об отношении авторов к лошадям ) Слайд №6 Г.Ибрагимов: “Люблю я нашу деревню, особенно меня восхищают большие горы, возвышающиеся над северной стороной деревни... ”(Г.Ибрагимов “Алмачуар”, зачитывание отрывка)

Ф.Абрамов: “Я любил эту тихую деревушку. Особенно меня восхищали пижемские дома - большие, бревенчатые дома с деревянными конями на крышах.(Ф.Абрамов “Деревянные кони”, прослушивание отрывка по грамзаписи из журнала “Русский язык за рубежом”)

2. Рассказы носят автобиографический характер (В обоих рассказах в основу легли личные воспоминания авторов о прежней (доколхозной, довоенной, послевоенной) жизни)

Слайд №6

Рассказ Ф. Абрамова “О чем плачут лошади?

Повествование начинается событиями последних десятилетий, а затем автор возвращается к жизни северной деревни 20,30 и 40-х годов. После войны, вернувшись в родную деревню Верколу, он вспомнил своего Карька, который “на лесном фронте богу душу отдал”. В годы войны северные области обеспечивали страну лесом, потому крестьяне не знали отдыха ни зимой, ни летом. Об этом автор повествует во многих своих произведениях, не мог он не коснуться этого в рассказе “О чем плачут лошади”?

Г.Ибрагимова “Алмачуар”

(детские годы жизни писателя)

Ученик: “Это самое успешное замечательное произведение для детей (демонстрирует книгу)

Написано в 1922 г.Г.Ибрагимов отмечает: “Любовь к лошадям перешла ко мне от моего отца... В рассказе “Алмачуар”, можно сказать, изображен сюжет из моей жизни, события моего детства”. Под названием рассказа автор подписывает: “История одной любви”

3. Художественный пересказ - доказательство с опорой на текст рассказов (с примерами, образцами проявления данных художественных особенностей ) В авторское повествование включены:

- портретная характеристики;

- монолог лошади

- диалог с лошадью

- лирические интонации;

- пейзажные зарисовки

- авторское отношение

- хронологические заставки

- внутренние переживания героев (диалектика души)

- художественное описание

3.1. Художественное описание лошади (выразительное зачитывание отрывков)

Слайд №7

 

 

 

Учитель: Какими предстают перед нами сородичи Рыжухи и Алмачар? Какие детали помогают нам понять, каково авторское отношение к лошадям?

Вывод: 1. Авторы cумели мастерски создать живой волнующий образ лошади.

2. Сородичи Алмачуар выглядят намного счастливее и успешнее, нежели товарищи Рыжухи

Рыжуха была тех же статей...” и до слов “...выгодно отличалась от своих сородичей”.“Кобылка чистая, она сохранила

веселый, неунывающий характер, нервность молодости. У нее звонкий голос, умеет выражать чувство радости”.

 

 

Сородичи Рыжухи: Слайд №8

Ответ: Автор с сочувствием пишет о лошадях. “...Неряшливые, сневылинялой шкурой, гноящимися глазами, тупой покорностью и обреченностью во взгляде” - такое описание не может не вызвать сочувствия к лошадям, лишенным доброго человеческого внимания.
Стр.258-259

Авторский перевод:Жеребенок и вправду было чудеснейшее создание. Ножки такие длинные, тонкие.
Говорят, такие ножки бывают только у лошадей-скакунов. Только что высохшие, хоть и маленькие, коротенькие волосики на хвосте. сами по себе шелковисто пушились и волновались, словно их освободили и распустили из туго заплетенных косичек. По круглой спине, прямо по центру от хвоста до ляжек, черной лентой, шириной с палец,тянутся черные шелковые волосы. На длинноватой умной голове с широким лбом красуется белая звезда - одно это выделяло жеребенка из миллиона его сородичей, красота его казалась единственной. Все его тело, словно изваянное рукой самого Бога, казалось, с помощью ангелов красиво и ровно отточено”. (Стр.260,273) Слайд №7

Сородичи Алмачуар: Слайд №9

“Увидев сородичей Алмачуар, я растерялся: они были одна красивее другой; животные, одна благороднее другой”, “Они были ничем не хуже Алмачуар, подобрастные, подтянутые. горделиво и торжественно гарцевали на изящных подкованных ногах...”

3. Работа с текстом. Схожие детали, различия (созвучие) Слайд №10 1)“...Я на ходу стал отламывать от буханки большой кусок....” 2) “...но тут кобыла вовсе озадачила меня: она отвернула голову в сторону...” 3) “Все мое существо. Весь мой слух были обращены назад, к лошадям....” 4) “Я ждал...., когда же они начнут грызть хлеб, с обычным лошадиным хрустом... Ни малейшего звука не доносилось оттуда” 1)“...Чтоб поймать его, я взял с собой горбушку хлеба...” 2) “...В последнее время она что-то изменилась: на мой зов не подошла...” 3) “Я шел, оборачиваясь назад до тех пор, пока кобыла не скрылась из глаз...” 4) Она стояла в том же состоянии: не ела, не двигалась, чуть склонив голову вниз, застыла на месте...”
4.Внутренние душевные переживания рассказчиков

Слайд №11

Примеры из текста, например, Боль утраты: “..И тоска, тяжелая лошадиная тоска навалилась на меня, пригнула к земле...” (продолжение примеров следует...) Примеры из текста, например, Боль утраты: “Алмачуар унес вместе с собой из моего сердца всю мою любовь к земле, небу, людям, ко всему живому...” (продолжение примеров из текста следует...)
Берут в полон, впечатляют следующие строки, изобразительные средства (сравнения, эпитеты, метафоры...)

(Учащиеся приводят примеры употребления тропов, обращают внимание на силу слов автора, на удачное (уместное )использование изобразительных средств

“И казалось, все пространство на лугу, под горой - сплошь лошадиные глаза. Все, и живые, на привязи, и те, которых давно уже не было, - все лошадиное царство, живое и мертвое, вопрошало сейчас меня” Слайд №12 “Я не мог плакать, сердце окаменело. После этого во всем мире ничего меня не интересовало: мои глаза не взглянули ни на какое животное, ни на какую вещь, ничего я не мог полюбить...”. Слайд №11

(обращают внимание на душевные муки героя. На его внутренние переживания, которые усиливаются повторением отрицательных частиц, риторических фигур )

5. Элегические настроения “Всякий раз, когда я спускался с деревенского угора на луг, я как бы вновь и вновь попадал в свое далекое детство...” ит.д. “Правда, этот лес теперь не наш...., но все же, моя душа тянется к этому, переполненному несметными богатствами, яствами и плодами. лесу. Он близок и мил моему сердцу” и т.д.
1 О жизни крестьян доколхозной деревни. о роли лошади в семье — о бережном отношении к лошадям

 

 

Вывод: 1) В обоих рассказах мы видим (приводят эпитеты) бережное, трепетное, заботливое, ласковое, любовное, ревнивое, (продолжают.....)отношение к лошади

1)“.. лошадью дышали и жили, ей скармливали самый лакомый кусочек... вся семья, от мала до велика, выбегала встречать ее, и сколько же ласковых слов она выслушивала...сколько раз хозяева поднимались за ночь, чтобы проведать свое сокровище...” 2) “...лошадей жалели и берегли пуще всего на свете”, “...лошадей называли кормильцами, холили и ласкали, украшали лентами”., искреннее, хозяйское отношение к лошадям. 2) Раньше имели толк в лошадях, умели грамотно заботиться, ценили их. Слайд №13 1) “...с этого дня Алмачуар стал центром моей жизни. Все мои радости и горести идут от него и возвращаются к нему. И во сне я грежу им. С утра, чуть встав на ноги, даже не умывшись, я бегу в сарай, посмотреть на Алмачуар, узнать. каково ему...”; 2) “...башкирская пестрая кобыла принесла в наш дом благополучие.. ...Взяв у матери ленты, кисточки, заплел их в гриву, в волосы...Мой Алмачуар стал похож на собиравшегося в гости красавца, боярского сына... Кроме Алмачуар, у нас были две тягловые лошади, запрягать Алмачуар на пустяки было не принято... Есть давали только сухое сено, тщательно взвесив, давали овес и разбавленное мукой и соломой, умеренное питье”

Слайд №13

Вывод №3: На первый взгляд судьба Алмачуар счастливее, чем Рыжухи. Она не попала под коллективизацию, как Рыжуха и ее товарищи, жила в личном хозяйстве у добрых людей, участвовала на скачках, ее не утруждали тяжелой работой, берегли и холили. А Рыжуха и ее товарищи страдали и томились от халатного, равнодушного отношения к ним , чувствовали свою ненужность ... С другой стороны, жизнь Алмачуар заканчивается трагично - он погиб в расцвете сил. Финал повести трагичен и в рассказе Абрамова и в рассказе Г.Ибрагимова.
Описание народных праздников, традиций, обычаев, национального характера Пересказ с анализом. Русские гулянья на лошадях на масленицу. Украшение праздника - нарядные разукрашенные лошади

Слайд №14

Звучит частушки “Масленица”

Пересказ с анализом. Татарский праздник - Сабантуй. Украшение праздника - скачки лошадей

Слайд №15

Звучит песня “Сабантуй”

III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. Заключение - обобщение урока Обмен мнениями, оценивание проделанной работы (4 мин.)

1. Что вы извлекли для себя нового и интересного из сегодняшнего урока? С каким чувством вы уходите с урока?

(Вывод- обобщение о пользе, ценности, красоте лошадей, о неполноте истории народа без лошадей, о том, что такие писатели, как Ф.Абрамов, Г.Ибрагимов углубляют наши представления о жизни животных, обращают наше внимание на неизменные ценности в жизни народа)

2. Обобщение по теме и эпиграфу урока: “Я за добрых лошадей”

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (3 мин.)

Учитель: Экологическую проблему и разговор о прекрасном продолжает в своих произведениях другой писатель- прозаик - Евгений Иванович Носов. Он пришел в литературу как замечательный летописец русской деревни.

К уроку внеклассного чтения прочитать один из рассказов Е.И.Носова: Шумит луговая овсяница”, “В чистом поле за проселком”, “Подпасок”, “За долами, за лесами”, “Потрава”.

Использованная литература

1. Учебная хрестоматия для 7 класса средней школы/Автор-составитель В.Я.Коровина. М.“Просвещение”, 2008 год

2. Г.Ибрагимов. Сайланма эсэрлэр. Казан: Татарстан Республикасы китап нэшрияте,1993г.

3. Большая Советская энциклопедия: В 30 т. Том 9. — 3-е изд. — М., 1969—1978. — С. 621.

4. Россовский В П. Герои Труда: Биографический справочник. — Калуга: Золотая аллея, 1999. — 256 с.

5. Поварисов С.Ш. Галимджан Ибрагимов и татарский литературный язык: Учебное пособие. — Уфа: Башкирский государственный университет, 2009.

6. Поварисов С.Ш. Галимджан Ибрагимов — величайший мастер художественного слова. — Уфа: Гилем, 2012. — 376 с.Федор Александрович Абрамов. http://www.aonb.ru/abramov/abr.html

7. Федор Александрович Абрамов родился http://www.mdt-dodin.ru/about/plays/brothers/index.html

8. Федор Абрамов, Повести и рассказы. http://www.bookriver.ru/book/74360

9. Интернет-ресурсы: http://zooclub.ru/attach/fotogal/anima/468.gif

10. http://zooclub.ru/attach/fotogal/anima/313.gif

11. http://i068.radikal.ru/1007/09/9437b32ba211.jpg

12. http://www.maslovka.org/images/555/KLIMENTOV-44.jpg