Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного.
Вид урока: интеллектуальный турнир.
Количество учебных часов, отведенных на данное занятие, - 2.
Цели урока:
- обобщить и систематизировать сведения, полученные при изучении сказки-притчи Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц” на предыдущих занятиях;
- развивать исследовательские навыки и творческие способности обучающихся.
Целевая аудитория: обучающиеся 7 класса.
Компетенции, на развитие которых направлена учебная деятельность на уроке: читательская, культуроведческая, речевая, коммуникативная.
Учебные технологии, используемые для организации занятия: технология развития творческих способностей, игровая технология, информационно-коммуникационные технологии, личностно-ориентированная.
Формы организации деятельности обучающихся на занятии: коллективная, групповая, индивидуальная.
Прогнозируемые результаты:
- активизация познавательной деятельности обучающихся;
- развитие рефлексивных навыков;
- совершенствование речевой культуры обучающихся;
- развитие личностного потенциала и творческих способностей обучающихся;
- повышение коммуникативной культуры обучающихся.
Техническое обеспечение занятия: презентация в программе PowerPoint-2007, компьютер, проектор, экран.
В основу организации занятия положен системно-деятельностный подход. Интеллектуальный турнир состоит из разнообразных конкурсов. В ходе состязаний школьникам предлагается выполнить индивидуальные и групповые задания контролирующего, обучающего и творческого характера. Одни конкурсные задания (тесты, викторины) обсуждаются коллективно всей командой), другие носят индивидуальный характер, для подготовки и выполнения третьих создаются творческие группы.
Слайды презентации содержат указания по поводу характера конкурсных заданий. Правильный ответ можно узнать, щёлкнув левой кнопкой “мыши” в область с изображением звезды. Переход к следующему слайду осуществляется щелчком левой кнопки “мыши”.
В состязаниях принимают участие две команды, сформированные учителем в ходе подготовки к турниру. Оценку деятельности обучающихся осуществляет педагог. Он же выступает в роли ведущего. Для облегчения подсчета очков целесообразно использовать специально изготовленные картонные жетоны. Жетоны в ходе игры вручает соревнующимся помощник ведущего.
В представленном тексте сценария правильные ответы на вопросы даны в скобках и выделены курсивом. Творческие задания, которые не требуют однозначного решения, а, напротив, допускают вариативность ответов, и также те, что подразумевают импровизацию, не сопровождаются ответами, поскольку способы и качество их выполнения во многом определяются личностными качествами игроков.
Звучит “Вальс цветов” (П.И. Чайковский, балет “Щелкунчик”) на фоне слайда № 1.
Ведущий. Сегодня в центре нашего внимания чудесная книга французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц”. “Печальная и насмешливая сказка эта, конечно, больше для взрослых, чем для детей, - писала замечательная переводчица произведения Нора Галь. – Над нею и улыбнешься, и взгрустнешь, а главное – задумаешься. Сказка эта – мудрая и человечная... Просто и проникновенно говорит он [Экзюпери] о самом важном...” Наша интеллектуальная игра – последний “штрих” в этом “разговоре о главном”. (Открывается слайд № 2).
I. КТО ЕСТЬ КТО?
Ведущий. Маленький принц принял решение “путешествовать с перелетными птицами” и посетил разные планеты. Вспомним хозяев некоторых планет, а также тех, кто обитал на планете Маленького принца. (Слайд № 3.)
В ходе конкурса ведущий последовательно, в три этапа, сообщает сведения о том или ином персонаже произведения. Задача команд - как можно быстрее угадать, какого героя имеет в виду ведущий. Если учащиеся смогут назвать этого героя сразу же, едва поступила первоначальная информация, команда получает три балла. В случае когда персонаж угадывается со второй либо с третьей попытки, на командный счет поступают соответственно два балла или только один балл. (Слайд № 4.)
Задание команде №1 (Слайды № 5 - 10)
Эта героиня:
- обладала, по утверждению Маленького принца, очень “трудным характером”;
- “не боялась даже тигров”, но “очень боялась сквозняков”;
- “родилась вместе с солнцем” и “была так прекрасна, что дух захватывало”. (Роза.)
Этот герой:
- запрещал зевать в своем присутствии;
- не терпел непослушания;
- имел в своем гардеробе “великолепную горностаевую мантию”, которая “покрывала всю планету”. (Король.)
Этот герой:
- жил на “планетке”, которая “оказалась меньше всех”;
- честно выполнял условия “уговора”, несмотря на то что из-за этого не имел возможности ни отдохнуть, ни выспаться;
- “каждую минуту гасил фонарь и опять его зажигал”. (Фонарщик.)
Задание команде № 2 (Слайды № 11 - 16)
Этот герой:
- развеселил Маленького принца, попросив похлопать в ладоши;
- был “глух ко всему, кроме похвал”;
- утверждал, что он “всех красивее, всех наряднее, всех богаче и всех умней” на своей планете. (Честолюбец.)
Этот герой:
- заставил Маленького принца сильно загрустить;
- хотел позабыть о том, что ему “совестно”;
- предстал перед Маленьким принцем в окружении “полчища бутылок”. (Пьяница.)
Этот герой:
- мечтал полюбить шелест колосьев на ветру, хотя не употреблял в пищу хлеб;
- советовал Маленькому принцу приходить “в один и тот же час”, “дабы “узнать цену счастью”;
- просил, чтобы его приручили. (Лис.)
II. PERSONA GRATA
Ведущий. Выражение persona grata в переводе с латинского означает желанная персона. Сегодня в центре нашего внимания главные герои произведения. (Слайд № 17.)
Конкурс проходит в форме викторины. Способ организации викторины напоминает известную телепередачу “Своя игра”, когда участники состязания могут сами выбрать категорию вопроса посильной сложности и той “стоимости”, которая устраивает игроков. Система триггеров и гиперссылок позволяет представить конкурсные задания нужным образом.
Вопросы, стоимость которых составляет 1 балл, носят тестовый характер, то есть это вопросы с выбором ответа. Вопросы стоимостью в 2 балла требуют краткого ответа. А выбрав вопросы стоимостью в 3 балла, игроки должны дать более или менее развернутый ответ. (Слайд № 18, 19.)
Категория вопроса | Стоимость ответа | ||
Летчик-повествователь | 1 | 2 | 3 |
Маленький принц | 1 | 2 | 3 |
Лётчик-повествователь (Слайды № 20, 22, 24)
1 балл. Где лётчик-повествователь встретился с Маленьким принцем? Варианты ответов: 1) в пустыне Сахара; 2) в африканских джунглях; 3) в районе Бермудского треугольника. (Правильный ответ – 1.)
2 балла. “- У каждого свои звезды. Одним – тем, кто странствует, - они указывают путь... Для других это просто маленькие огоньки. Для учёных они – как задача, которую надо решить. <...> А у тебя будут совсем особенные звезды...” О каких же звездах говорил летчику Маленький принц? (“У тебя будут звезды, которые умеют смеяться”.)
3 балла. “А по ночам я люблю слушать звёзды”, - признавался повествователь после расставания с Маленьким принцем. И звёзды чаще всего “тихо смеются” в ответ. Но иногда бывает так, что “все бубенцы плачут”. Когда это происходит? (“Бываешь же порой рассеянным... Тогда всё может случиться! Вдруг он [Маленький принц – О.Х.] как-нибудь вечером забыл про стеклянный колпак или барашек ночью втихомолку выбрался на волю... Вдруг барашек съел розу?”.)
Маленький принц (Слайды № 21, 23, 25)
1 балл. “Он никогда не испытывал ни голода, ни жажды. Ему довольно...” Чего же было достаточно Маленькому принцу для поддержания жизнедеятельности? Варианты ответов: 1) солнечного луча; 2) лунного света; 3) звёздного блеска. (Правильный ответ – 1.)
2 балла. Маленькому принцу не понравились пилюли от жажды, позволяющие экономить время. Герой подумал: “Будь у меня пятьдесят три минуты свободных, я бы просто...” Что принц собирался сделать в такой ситуации? (“...я бы просто-напросто пошёл к роднику”.)
3 балла. С жителем какой планеты Маленький принц захотел подружиться и почему? По какой причине он не смог этого сделать? (С фонарщиком. “...Вот человек, которого все стали бы презирать, - и король, и честолюбец, и пьяница, и делец. А между тем из них всех он один, по-моему, не смешон. Может быть, потому, что он думает не только о себе”. “Вот бы с кем подружиться, - подумал он еще. – Но его планетка уж очень крохотная. Там нет места для двоих”.)
III. “СВЕТИТЬ ВСЕГДА, СВЕТИТЬ ВЕЗДЕ!”
В конкурсе участвуют по одному представителю от каждой команды. (Слайды № 26, 27.)
Ведущий. “Светить всегда, светить везде! до дней последних донца. Светить – и никаких гвоздей!” Эти слова Владимира Маяковского могли бы стать девизом всех “осветителей” планеты. Автор сказки про Маленького принца утверждал: “...пока не было изобретено электричество, на всех шести континентах приходилось держать целую армию фонарщиков... Если посмотреть со стороны, это было великолепное зрелище. Движения этой армии подчинялись тончайшему ритму, совсем как в балете. <...> И никогда они не ошибались. Никто не выходил на сцену не вовремя. Да, это было блистательно”. В каком порядке зажигали фонари фонарщики разных континентов? Чем обусловлен порядок следования звеньев в данной цепочке?
Задание представителям команд (слайд № 28, 29)
Восстановите правильную последовательность: 1) Африка и Европа; 2) Китай, Россия и Индия; 3) Новая Зеландия и Австралия; 4) Северная Америка; 5) Южная Америка.
(Порядок следования звеньев в данной цепи зависит от того, в каком часовом поясе находятся государства и континенты. Правильная последовательность такова: 3, 2, 1, 5, 4.)
Игроки предоставляют свои версии жюри в письменном виде (поскольку задание одинаковое для обеих команд), потом озвучивают их. Проверить ответы обучающихся помогает соответствующий слайд презентации - № 29. Если задание выполнено верно, соревнующиеся получают 1 балл за восстановление последовательности и 1 балл за объяснение причины явления.
IV. МЫСЛЬ ИЗРЕЧЕННАЯ
Ведущий. В сказке-притче Антуана де Сент-Экзюпери содержится немало мудрых суждений, принадлежащих как автору-повествователю, так и различным героям. (Слайд № 30.)
Согласно условиям конкурса, командам предлагается “пакет” заданий, которые записаны на карточках либо высвечиваются на экране с помощью мультимедийного проектора. “Цена” правильного ответа – 0,5 балла.
Задание команде № 1 (Слайды № 31 - 33)
Вставьте “ключевое” слово в высказывание: “Дети! Берегитесь [кого? чего?]!”. (Баобабов.)
Продолжите фразу: “Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же...” (“... приведи в порядок свою планету”.)
Задание команде № 2 (Слайды № 34 - 36)
Вставьте “ключевое” слово в высказывание: “Зорко одно лишь [что?]. Самого главного глазами не увидишь”. (Сердце.)
Продолжите фразу: “Хотел бы я знать, зачем звезды светятся. Наверное, затем, чтобы рано или поздно...” (“...каждый мог отыскать свою”.)
Далее в рамках данного конкурса детям предлагается еще одно задание.
На слайде представлен афоризм, все слова которого скрыты. Ведущий по указанию игроков последовательно открывает слова в произвольном порядке. Когда ребята готовы произнести фразу полностью, они говорят: “Стоп!” Если после этого школьники воспроизводят афоризм неправильно, они не получают очков. В случае если афоризм воспроизведен верно, на командный счет поступает количество баллов, равное числу нераскрытых слов. Таким образом, команде выгоднее угадывать высказывание, открыв минимальное количество слов.
Афоризмы для угадывания:
- “Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил”. (Слайды № 37, 38.)
- “Светильники надо беречь: порыв ветра может их погасить”. (Слайды № 39, 40.)
Дополнительное задание командам (конкурс красноречия):
Объясните, как вы понимаете смысл афоризма. Согласны ли вы с автором (героем)? Для доказательства своей позиции приведите примеры: 1) из сказки “Маленький принц”; 2) из других произведений; 3) из собственного жизненного опыта. В чем мудрость афоризма? (Слайд № 41.)
Ведущий поочередно предоставляет слово для комментария игрокам из состязающихся команд. Устные выступления оцениваются по трехбалльной шкале.
V. В МИРЕ ЖИВОТНЫХ
Ведущий. В произведении действуют и просто упоминаются различные животные, птицы, насекомые. О них-то и пойдет речь в данном конкурсе. (Слайд № 41.)
Конкурс проходит в форме викторины. На слайде презентации представлено несколько реалий. Отвечая на вопросы ведущего, участники состязаний должны выбрать нужное наименование из предложенного ряда. “Стоимость” правильного ответа – 1 балл.
Видеоряд: 1) удав; 2) крыса; 3) слон; 4) змея; 5) барашек; 6) лис; 7) заяц.
Вопросы команде № 1 (Слайды № 42 - 45)
1. Кого настойчиво просил нарисовать Маленький принц? (Барашка.)
2. Кого умел рисовать автор “снаружи и изнутри”? (Удавов.)
3. Кто утверждал, что “решает все загадки” на земле? (Змея.)
Вопросы команде № 2 (Слайды № 46 - 49)
1. Кого приручил Маленький принц на планете Земля? (Лиса.)
2. “А это была совсем не шляпа. Это был удав, который проглотил [?] ”. (Слон.)
3. Кого король предложил “время от времени приговаривать к смертной казни”, а потом миловать? (Крыса.)
VI. ВСЯКАЯ ВСЯЧИНА
Ведущий. В каждом произведении немало интересных, запоминающихся деталей. Этим значимым “мелочам” и посвящены данные конкурсные задания. (Слайд № 50.)
На данном этапе состязаний школьникам предлагается разгадать кроссворд (слайды № 51 - 52). За каждую заполненную строку целесообразно присуждать один балл. Ведущий поочередно предоставляет командам право заполнить строки кроссворда. Проверка задания осуществляется коллективно с помощью слайдов презентации.
По горизонтали:
1. Те, кому нужно “всегда всё объяснять”, потому что они “никогда ничего не понимают сами”.
2. “Она родилась из долгого пути под звездами, из скрипа ворота, из усилий моих рук. Она была как подарок сердцу”.
3. То, что мешает живым существам понимать друг друга.
4. “Нечто такое, от чего один какой-то день становится непохож на другие дни...”
5. Те, кого искал Маленький принц и кого люди “больше не имеют” по причине нехватки времени.
6. Явление природы, которым нравилось любоваться Маленькому принцу.
7. Состояние организма, которого никогда не испытывал Маленький принц.
8. То, что Маленький принц, предложил поискать в пустыне, для того чтобы утолить жажду.
9. Качество, которого “нет в мире”, по утверждению Лиса.
10. Условные знаки, которые взрослые “очень любят”.
11. “[Кого?] судить куда трудней, чем других”.
По вертикали (выделенная строка): то, чего не хватает людям взрослым и что в избытке есть у каждого ребенка, по мнению автора книги.
(Правильные ответы: По горизонтали: 1. Взрослые. 2. Вода. 3. Слова. 4. Обряды. 5. Друзья. 6. Закат. 7. Жажда. 8. Колодец. 9. Совершенство. 10. Цифры. 11. Себя. По вертикали: Воображение.)
VII. ЦИФРЫ И ФАКТЫ
Ведущий. Маленький герой сказки утверждал, что взрослые “обожают цифры” и “точные расчёты” во всём. Вспомним некоторые цифровые данные, приведенные в книге. (Слайд № 53.)
Конкурс проходит в форме викторины. Вопросы ведущий адресует группе обучающихся (2-3 человека), которые дома специально изучали “цифровые” данные, содержащиеся в произведении. За каждый правильный ответ соревнующиеся получают 0,5 балла. В помощь игрокам на слайдах презентации размещаются справочные материалы.
Вопросы команде № 1 (Слайды № 54 - 57)
- Сколько звёзд на небе насчитал деловой человек? (500 миллионов.)
- А сколько всего взрослых людей на Земле? (Около 2 миллиардов.)
- Назовите номер астероида, откуда прилетел на Землю Маленький принц. (612.)
Вопросы команде № 2 (Слайды № 58 - 61)
- А помните ли вы, сколько вулканов на планете Маленького принца? (3 действующих и один потухший, всего - 4.)
- Сколько раз “однажды... за один день видел заход солнца” Маленький принц? (43.)
- Сколько планет посетил Маленький принц? (Вместе с Землёй - 7.)
Для справок (информация на слайде презентации): 1, 3, 4, 6, 7, 43, 53, 111, 612, 500 миллионов, 2 миллиарда, 7,5 миллионов.
VIII. ЭТА ВЕСЁЛАЯ ПЛАНЕТА!
Ведущий. Маленький принц посетил шесть небольших планет. Седьмой была Земля.
Задание командам (слайды № 62, 63)
Сочините эпизод, который мог бы войти в сказку и повествовал бы о посещении героем ещё одной планеты. Расскажите в своем сочинении о порядках на этой планете и о встречах героя с её обитателями.
Высшая оценка, которую могут получить состязающиеся, – пять баллов.
IX. НАШ ВЕРНИСАЖ
Ведущий. Когда мы читали и обсуждали на уроках “Маленького принца”, то обращались в основном к иллюстрациям автора книги Антуана де Сент-Экзюпери. Сегодня мы посмотрим иллюстрации других художников. А представители команд поделятся своими впечатлениями.
Задание игрокам (слайды № 64,65)
Подготовьте устный отзыв об иллюстрациях.
Вспомогательные вопросы (слайд № 65):
- Соответствуют ли образы, созданные художниками, Вашему представлению о героях?
- Какие иллюстрации показались Вам наиболее удачными? Почему?
Далее звучит песня “Звездная страна” (музыка М. Таривердиева, слова Н. Добронравова), а на экране демонстрируется слайд-шоу с иллюстрациями Ники Гольц, Ким Мин Джи, Ольги Стефанович, Татьяны Казмирук. По окончании просмотра ведущий предоставляет слово для выступления представителям команд. Отзывы игроков оцениваются по пятибалльной системе.
X. УРОК РИСОВАНИЯ
Ведущий. Вам, ребята, тоже сегодня предоставляется возможность попробовать силы в изобразительном искусстве. (Слайд № 66.)
Задание (общее для обеих команд) (слайды № 67, 68)
“Это, по-моему самое красивое и самое печальное место на свете... Здесь Маленький принц впервые появился на Земле, а потом исчез. Всмотритесь внимательно, чтобы непременно узнать это место, если когда-нибудь вы попадёте в Африку, в пустыню”, - обращался повествователь в финале своего произведения к читателям. Надеюсь, что вы, ребята, стараясь выполнить эту просьбу, запомнили, как выглядит заветное место на рисунке в книге. Попробуйте воспроизвести изображение по памяти.
Рисунки делаются фломастерами на бумаге либо мелом на доске. Конкурс рисунков оценивается по трехбалльной системе. Авторское изображение размещено на слайде № 69.
Вопрос игрокам обеих команд
В чем состояла последняя просьба повествователя, адресованная читателям произведения?
Ученики отвечают, потом ведущий читает строки сказки (либо звучит звукозапись), начиная от слов: “Если вам случится тут проезжать...” - и заканчивая фразой: “...скорей напишите мне, что он вернулся...” (Слайд № 70.)
Домашнее задание обучающимся: попытайтесь представить встречу с героем книги и напишите письмо автору об этой воображаемой встрече. (Слайд № 71.)
Итак, состязания завершены. Остается только подвести итоги, наградить победителей. (Слайд № 72.)
В напутственном слове семиклассникам учитель-словесник может привести высказывание космонавта Г. Берегового: “...всякий, кто молод, начиная жизнь, как бы уходит в долгий и трудный полет. И хорошо, очень хорошо, если спутником каждого юноши и подростка в начале его полета станет надежный друг, человек большой и светлой души – летчик и писатель Антуан де Сент-Экзюпери”.