Урок-размышление "Две судьбы: А.Блок и Д.Менделеев"

Разделы: Литература


Цели:

  1. формировать умения анализировать и синтезировать изученный материал из разных областей знаний;
  2. развивать интерес к более глубокому изучению предметов литературы и химии;
  3. расширить знания учащихся, показав многогранность личностей двух великих гениев xx века А.Блока и Д.Менделеева;
  4. нарабатывать навыки ведения дискуссии;
  5. развивать устную монологическую речь учащихся;
  6. воспитывать патриотическое отношение к Родине, служению интересам Отечества.

Оформление:

  • Портреты Д.И.Менделеева, А.А.Блока.
  • Стенгазеты "Тревожный сон Блока", "Чемоданных дел мастер"
  • Книжная выставка "Я лучшей доли не искал"
  • Цитаты:
    – "Родина – это огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку" (А.Блок)
    – "Вопросы искусства были близки Д.Менделееву в такой же степени, как и вопросы науки" (Я.Минченков)
    – "Шахматово – гнездо, из которого вылетел лебедь новой русской поэзии" (С.Соловьев)
    –  "Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная" (А. Пушкин)
    В одном мгновенье видеть вечность,
    Огромный мир – в зерне песка,
    В единой горсти – бесконечность,
    И небо – в чашечке цветка.
    У. Блейк.

Ход урока

1. Организационный момент. Вступительное слово учителя

– Добрый день! Сегодня у нас немного необычный урок-размышление на тему "Две судьбы: А.Блок и Д.Менделеев". Предлагаю задуматься о человеческих судьбах, о себе и о том, что определяет жизненный путь человека.

На уроке нам предстоит:

  1. найти связующую нить между, казалось бы, далекими друг от друга людьми А.Блоком и Д.Менделеевым;
  2. расширить и углубить знания о жизни двух гениев начала 20 века;
  3. понять, в чем состоит смысл служения Родине для каждого из них.

2. Объяснение нового материала.

Слово учителя .

– Судьба! Сколько надежд, ожиданий, жалоб, раздумий, проклятий слилось в этом коротком слове!

Что же такое судьба? Как вы понимаете это явление? (Ответы ребят.)

– А теперь давайте обратимся к толковому словарю Д.Ожегова:(учащиеся находят определение)

Судьба

  1. стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных событий;
  2. доля, участь;
  3. история существования кого-нибудь, чего-нибудь.

Понятие “судьба” весьма многозначно. Академический словарь современной русской литературы выделяет следующие его основные значения:

  1. это стечение обстоятельств, стихийный, не зависящий от воли человека ход событий, удача, неожиданные удары, предназначение;
  2. доля, участь, жизненный путь.

Судьба человека – реальная мера свободы его жизнетворчества, которая зависит и от обстоятельств в его жизни и от его активной позиции в формировании собственного жизненного пути.

Судьба – кладезь несбывшихся мечтаний, неосуществленных желаний, открытая книга человеческих страданий, болезней, смертей.

Судьба грозит, шутит, смеется, обманывает, издевается, убивает.

Судьбу боятся (“от судьбы не уйдешь”), с ней советуются (“осторожность в обращении с судьбой”), ее презирают (“судьба– злодейка”), но вряд ли был на Земле человек, который рано или поздно, пусть в какие-то переломные периоды своей жизни, не задумывался о счастливой или не счастливой своей судьбе, о дели и смысле жизни, выполненном или невыполненном.

Какую позицию займет человек: смирится ли с нежелательными для него обстоятельствами и будет плыть по течению или станет бороться за свои жизненные цели? На эти вопросы каждый должен ответить сам.

– А мы сегодня давайте обратимся к судьбам двух гениев XX столетия Блока и Менделеева.

– Д.И.Менделеев – русский ученый-энциклопедист, талантливый химик, открывший периодический закон и разработавший периодическую систему химических элементов

Менделеев внес большой вклад в развитие геохимии и физической химии. Именно он открыл критическую t° кипения и создал гидратную теорию растворов. Менделеев предложил теорию неорганического происхождения. Дмитрий Иванович внес большой вклад в практическую геохимию, разработал процесс приготовления бездымного пороха. Будучи управляющим Главной палаты мер и весов, он изучал воздухоплавание, метеорологию. За свои научные заслуги Менделеев был избран членом более 50 академий и научных обществ разных стран мира.

Библиограф 1.

– Родился Д.И.Менделеев в 1834 году. Он был последним 17-м peбенком по счету в семье директора Тобольской гимназии Ивана Павловича Менделеева и его жены Марии Дмитриевны. Ко времени его рождения в семье Менделеевых из детей осталось в живых 2 брата и 5 сестер: 8 детей умерли еще в младенческом возрасте, и троим из них родители не успели дать имени.

В гимназии Дмитрий учился средне, успехами не выделялся.

После окончания гимназии мать привезла его в Санкт-Петербург для продолжения образования в Главном педагогическом институте на физико-математическом факультете.

Учеба Менделееву вначале давалась нелегко. На 1 курсе он умудрился по всем предметам, кроме математики, получить неудовлетворительные оценки. Да и по математике он имел всего лишь “удовл..”. Но на старших курсах дело пошло по-другому: среднегодовой балл Менделеева был = 4,5 при единственной тройке – по закону Божьему. Дмитрий Иванович окончил институт в 1855 году с золотой медалью, получив диплом старшего учителя и сразу начинает преподавать.

В мае 1881 году женится во на Анне Ивановне Поповой, а в декабре у них рождается старшая дочь – Люба.

– “Судьбы свершился приговор”. Дочь Д.И.Менделеева станет тем звеном, которое соединит и переплетет судьбы двух великих людей XX столетия.

Имя Александра Блока золотыми буквами вписано в историю русской поэзии. Значение творчества поэта невозможно переоценить. Он слава и гордость русской нации. Его поэтическая звезда сияет высоко над сегодняшним днем, а свет поэзии льется мерно, величаво и гордо.

За всем, что написал Блок за свою краткую и стремительную жизнь, стоит громадная и прекрасная личность, горевшая неугасимым костром...

Библиограф 2.

А.А.Блок появился на свет 28 ноября 1880 г. Решительно ни у кого из русских писателей начала XX века не было таких прочных жизненно-биографических корней в глубинных пластах национальной культуры, как у Блока.

Даже родиться ему довелось в доже, принадлежавшем Петербургскому университету, где сами стены как бы излучали свет русского просвещения. А приняла его в руки прабабка, в молодости тесно связанная со многими из близких друзей Пушкина. И оба эти, в общем-то, случайных обстоятельства в отношении Блока приобретают значение поистине символическое.

С младенчества дышал он атмосферой живого культурного предания. Окружение его родных – Бекетовых и Карелиных – это Баратынские, Тютчевы, Аксаковы, Рачинские – наследственная “столбовая” интеллигенция России.

Гоголь, Аполлонов-Григорьев, Некрасов, Тургенев были в семье Бекетовых не только почитаемыми писателями, но и добрыми знакомыми.

Дед – Андрей Николаевич Бекетов – крупнейший ученый, “отец русской ботаники”, активный общественный деятель, гуманист и либерал, профессор и ректор Петербургского университета. Бабушка Елизавета Григорьевна Бекетова – неутомимая, широко известная переводчица, женщина обширного и оригинального ума. Старшая тетя Екатерина Андреевна в свое время обратила на себя внимание как одаренный поэт и прозаик. Мать Блока Александра Андреевна тоже была писательницей и переводчицей. Но с рождением сына – именно он становится средоточием жизни всей семьи. В доме установился культ ребенка. Мать будет играть в жизни А.Блока исключительную роль. Об отце в "Автобиографии" поэт скажет глухо, с напряжением: “Я встречался с ним мало, но помню его кровно”. Дед, бабушка, мать, тетки... Узкий круг близких людей. И уже в детские годы ощущается самодостаточность для него именно этого круга.

Какими вы видите здесь Менделеева и Блока? Какие детали в документах показались вам особенно интересными? (Ответы ребят.)

– И Бекетовы, и Менделеевы одно время имели квартиры в зданиях Петербургского университета, где и родились Саша Блок и Люба Менделеева.

Библиограф 3.

“Когда Саше Блок было 3 года, а Любе Менделеевой – 2, они встречались на прогулках с нянями. Одна няня вела за ручку крупную розовую девочку в шубке и капоре из золотистого плюша, другая вела рослого розового мальчика в темно-синей шубке и таком же капоре. В то время они встречались и расходились незнакомые друг другу. А Дмитрий Иванович, придя в ректорский дом, спрашивал у бабушки Александра Блока: “Ваш принц, что делает? А наша принцесса пошла гулять”.

– Боблово и Шахматово – это места, которые еще больше объединяли семьи Менделеевых и Бекетовых.

Библиограф 4.

А.Блок писал: "Дмитрий Иванович играл очень большую роль в бекетовской семье. И дед, и бабушка мои были с ним дружны. Менделеев и дед мой вскоре после освобождения крестьян ездили вместе в Московскую губернию и купили в Клинском уезде 2 имения – по соседству. Менделеевское – Боблово лежит в 7 верстах от Шахматова, я был там в детстве, а в юности стал бывать чаще”.

– В жизни А.Блока собственно биографии будет немного и тем больше в ней будет Судьбы.

Мой друг, я чувствую давно,
Что скоро жизнь меня коснется...

И это касание сначала граничило с обычной случайностью: весной 1898 года на передвижной выставке Блока увидела А.И.Менделеева. Она пригласила молодого человека навестить их летом в Боблово.

Библиограф 1.

30 мая Блок оканчивает гимназию, 1 июня получает аттестат зрелости, а 4-го едет из Петербурга в Москву, а затем в Шахматово.

В Боблово его почти спровадили родные, и он на белой лошади отправился “с визитом”.

Эту встречу Любовь Дмитриевна опишет спустя многие годы так, будто все происходило вчера: “Жара, запах некошеных трав, топот верховой лошади. Она в своей комнатке на 2-м этаже. За пышным кустом сирени ей не видно, кто это приехал и спрашивает Анну Ивановну..

С Сашей Бекетовым они когда-то встречались, давно-давно, да и мать ей уже не раз говорила. Сквозь просветы в листьях сирени она видит, как уводят белого коня, слышит внизу на террасе “быстрые, твердые, решительные шаги” и глухие удары собственного сердца. Не забывает посмотреть на себя в зеркало и переодеться. Сбегает вниз. Ей не нравится ни отсутствие мундира. ни лицо, ни даже актерский вид, хотя сама она тоже мечтала о сцене. От Блока впечатление, близкое тому, что сам он о себе скажет через 20 лет: “Я был франт, говорил изрядные пошлости”.

– В воспоминаниях А.Блока нет ничего лишнего, только их встреча, которая будто и произошла сразу.

Библиограф 2.

“Вдруг пронесся неожиданный ветер и осыпал яблоневый и вишневый цвет. За вьюгой белых лепестков, полетевших на дорогу, я увидел сидящую на скамье статную девушку в розовом платье с тяжелой золотой косой.

Очевидно ее спугнул неожиданно раздавшийся топот лошади? потому что она быстро встала и краска залила ее щеки; она побежала в глубь сада, оставив меня смотреть, как за вьюгой лепестков мелькало ее розовое платье”

– В описаниях ее и его почти ничего общего. У нее – масса житейских подробностей, у него – всадник, девушка на скамейке и мелькающее розовое платье и облетающий яблоневый цвет. У нее – вехи биографии, у него – СУДЬБА.

– А сейчас я предлагаю вам послушать:

  • романс на стихи А.Блока “Когда я невзначай в воскресенье...” в исполнении Евгения Нестеренко.
  • Стихотворение "Вхожу я в темные храмы" и
  • "Одинокий к тебе прихожу".

– Стихи о Прекрасной Даме посвящены Л.Д.Менделеевой. Известно, что она в них себя “не узнавала”, писала, что в ней поэт видит не живого человека, а какую-то отвлеченную идею. И это, конечно, верно. Эти стихи не только о любви, но и о мире в целом, о понимании поэтом сущности человека.

Здесь любовь – символ тех вечных начал: любви к матери, семье, к дорогим сердцу местам, к Родине, которые побуждают человека к добру; это образ идеи, объединяющей в себе добро и красоту, согласье мировых сил, гармонию и чистоту человека.

Ребята, как вы думаете, что вмещает в себя понятие Родина?

(Ответы учащихся.)

– А вот, что понимали под ним Д.И.Менделеев и А. Блок

Библиограф 3.

Д.И.Менделеев говорил о “трех службах Родине”:

1-ая служба – на поприще научном,

2-ая служба – на ниве просвещения. Он был автором учебника “Основы химии”, который при его жизни выдержал 8 изданий и не раз переводился на иностранные языки. Менделеев преподавал во многих учебных заведениях Петербурга: “Из тысяч моих учеников много теперь повсюду видных деятелей, и, встречая их, всегда слышал, что доброе в них семя полагал, а не попросту отбывал повинность",– писал ученый на склоне лет.

3-я служба – в деле содействия экономическому развитию России.

"Эта служба... на пользу роста русской промышленности, начиная с сельскохозяйственной, в которой лично действовал, показав на деле возможность и выгодность интенсивного хозяйства”. В своем имении Боблово он ставил опыты по выведению новых сортов пшеницы. Дмитрий Иванович заботился о развитии и будущем России, вникал в проблемы промышленности, посещал фабрики и заводы, был экспертом в решении многих экономических проблем. Незадолго до смерти он опубликовал книгу “К познанию России”, в которой наметил обширную программу развития производительных сил России. Чувством высокого патриотизма пронизаны слова: “Я люблю свою страну, как мать, а свою науку, как дух”.

Библиограф 4.

"Родина – это огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку” – писал поэт.

В письме к К.С.Станиславскому А.Блок так охарактеризовал свою поэтическую задачу:

“Стоит передо мной моя тема, тема о России... Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни и знаю, что путь мой в основном своем устремлении – как стрела прямой, как стрела действенный... недаром может быть, только внешне наивно, внешне бессвязно произношу я имя: Россия. Ведь здесь – жизнь или смерть, счастье или погибель”

Читаются стихотворения о Родине:

  • “Россия”;
  • “Русь моя, жизнь моя”;
  • “Русь”;
  • “На поле Куликовом”.

Одинаково ли восприятие Родины у Блока и Менделеева? (Ответы учащихся.)

– Неважно, как служить своей Родине: писать ли стихи, трудиться ли в химической лаборатории... Важно то, что несмотря на лихолетье начала 20 столетия (русско-японская война, Октябрьская революция, гражданская война, голод...) остаться человеком, гражданином, не бежать, не предать, а стойко вынести все вместе со своим народом и сделать все возможное и невозможное для процветания России. Это и есть, по моему мнению, любовь к Родине.

– Я хочу обратить ваше внимание, ребята, на два "Признания", то есть анкетных листа с вопросами, ответы на которые были написаны рукой Блока еще в 1837 году и ответы, составленные на основе воспоминаний родственников Дмитрия Ивановича и его собственных свидетельств.

Анализ анкет.

Как вы думаете, есть ли черты сходства, созвучие судеб у этих, казалось бы, разных и далеких друг от друга людей? (Ответы учащихся)

3. Подведение итогов

Слово учителя.

– Да, несомненно, связующей нитью стала именно Любовь Менделеева, дочь знаменитого химика, – земное воплощение Вечной Женственности – Судьба А.Блока. Именно она сидела у постели умирающего поэта, именно она провожала его в последний путь – женщина Судьба, Прекрасная Дама последнего рыцаря.

Чтение стихотворения "О, я хочу безумно жить".

– Предлагаю вам выполнить небольшую творческую работу и написать отзыв о сегодняшнем уроке:"Для меня самым главным на учебном занятии было..."

Приложение.

Список использованной литературы:

  1. Блок А. Письма жене.– М.: Наука, 1978 г.
  2. Голованов Я. Этюды об ученых .– М.: Молодая гвардия, 1976 г.
  3. Енишерлова В. Я лучшей доли не искал. Судьба Александра Блока в письмах, дневниках, воспоминаниях. – М.: Правда, 1988 г.
  4. Либединская Л. Жизнь и стихи. – М.: Детская литература, 1970 г.
  5. Менделеев Д. Границ познанию предвидеть невозможно. – М.: Советская Россия,1991 г.
  6. Орлов Вл. Гамаюн. Жизнь Александра Блока. – М.: Известия, 1981 г.
  7. Орлов Вл. Пути и судьбы: Литературные очерки. – Л.: Советский писатель, 1971 г.
  8. Соловьев Б. Поэт и его подвиг. Творческий путь Александра Блока. – М.: Советская Россия, 1973 г.
  9. Турков А. Александр Блок. – М.: Советская Россия,1976 г.
  10. Фигуровский Н. Дмитрий Иванович Менделеев. – М.: Наука, 1983 г.