Цели:
- формировать умения анализировать и синтезировать изученный материал из разных областей знаний;
- развивать интерес к более глубокому изучению предметов литературы и химии;
- расширить знания учащихся, показав многогранность личностей двух великих гениев xx века А.Блока и Д.Менделеева;
- нарабатывать навыки ведения дискуссии;
- развивать устную монологическую речь учащихся;
- воспитывать патриотическое отношение к Родине, служению интересам Отечества.
Оформление:
- Портреты Д.И.Менделеева, А.А.Блока.
- Стенгазеты "Тревожный сон Блока", "Чемоданных дел мастер"
- Книжная выставка "Я лучшей доли не искал"
- Цитаты:
– "Родина – это огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку" (А.Блок)
– "Вопросы искусства были близки Д.Менделееву в такой же степени, как и вопросы науки" (Я.Минченков)
– "Шахматово – гнездо, из которого вылетел лебедь новой русской поэзии" (С.Соловьев)
– "Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная" (А. Пушкин)
В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир – в зерне песка,
В единой горсти – бесконечность,
И небо – в чашечке цветка.
У. Блейк.
Ход урока
1. Организационный момент. Вступительное слово учителя
– Добрый день! Сегодня у нас немного необычный урок-размышление на тему "Две судьбы: А.Блок и Д.Менделеев". Предлагаю задуматься о человеческих судьбах, о себе и о том, что определяет жизненный путь человека.
На уроке нам предстоит:
- найти связующую нить между, казалось бы, далекими друг от друга людьми А.Блоком и Д.Менделеевым;
- расширить и углубить знания о жизни двух гениев начала 20 века;
- понять, в чем состоит смысл служения Родине для каждого из них.
2. Объяснение нового материала.
Слово учителя .
– Судьба! Сколько надежд, ожиданий, жалоб, раздумий, проклятий слилось в этом коротком слове!
Что же такое судьба? Как вы понимаете это явление? (Ответы ребят.)
– А теперь давайте обратимся к толковому словарю Д.Ожегова:(учащиеся находят определение)
Судьба
- стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных событий;
- доля, участь;
- история существования кого-нибудь, чего-нибудь.
Понятие “судьба” весьма многозначно. Академический словарь современной русской литературы выделяет следующие его основные значения:
- это стечение обстоятельств, стихийный, не зависящий от воли человека ход событий, удача, неожиданные удары, предназначение;
- доля, участь, жизненный путь.
Судьба человека – реальная мера свободы его жизнетворчества, которая зависит и от обстоятельств в его жизни и от его активной позиции в формировании собственного жизненного пути.
Судьба – кладезь несбывшихся мечтаний, неосуществленных желаний, открытая книга человеческих страданий, болезней, смертей.
Судьба грозит, шутит, смеется, обманывает, издевается, убивает.
Судьбу боятся (“от судьбы не уйдешь”), с ней советуются (“осторожность в обращении с судьбой”), ее презирают (“судьба– злодейка”), но вряд ли был на Земле человек, который рано или поздно, пусть в какие-то переломные периоды своей жизни, не задумывался о счастливой или не счастливой своей судьбе, о дели и смысле жизни, выполненном или невыполненном.
Какую позицию займет человек: смирится ли с нежелательными для него обстоятельствами и будет плыть по течению или станет бороться за свои жизненные цели? На эти вопросы каждый должен ответить сам.
– А мы сегодня давайте обратимся к судьбам двух гениев XX столетия Блока и Менделеева.
– Д.И.Менделеев – русский ученый-энциклопедист, талантливый химик, открывший периодический закон и разработавший периодическую систему химических элементов
Менделеев внес большой вклад в развитие геохимии и физической химии. Именно он открыл критическую t° кипения и создал гидратную теорию растворов. Менделеев предложил теорию неорганического происхождения. Дмитрий Иванович внес большой вклад в практическую геохимию, разработал процесс приготовления бездымного пороха. Будучи управляющим Главной палаты мер и весов, он изучал воздухоплавание, метеорологию. За свои научные заслуги Менделеев был избран членом более 50 академий и научных обществ разных стран мира.
Библиограф 1.
– Родился Д.И.Менделеев в 1834 году. Он был последним 17-м peбенком по счету в семье директора Тобольской гимназии Ивана Павловича Менделеева и его жены Марии Дмитриевны. Ко времени его рождения в семье Менделеевых из детей осталось в живых 2 брата и 5 сестер: 8 детей умерли еще в младенческом возрасте, и троим из них родители не успели дать имени.
В гимназии Дмитрий учился средне, успехами не выделялся.
После окончания гимназии мать привезла его в Санкт-Петербург для продолжения образования в Главном педагогическом институте на физико-математическом факультете.
Учеба Менделееву вначале давалась нелегко. На 1 курсе он умудрился по всем предметам, кроме математики, получить неудовлетворительные оценки. Да и по математике он имел всего лишь “удовл..”. Но на старших курсах дело пошло по-другому: среднегодовой балл Менделеева был = 4,5 при единственной тройке – по закону Божьему. Дмитрий Иванович окончил институт в 1855 году с золотой медалью, получив диплом старшего учителя и сразу начинает преподавать.
В мае 1881 году женится во на Анне Ивановне Поповой, а в декабре у них рождается старшая дочь – Люба.
– “Судьбы свершился приговор”. Дочь Д.И.Менделеева станет тем звеном, которое соединит и переплетет судьбы двух великих людей XX столетия.
Имя Александра Блока золотыми буквами вписано в историю русской поэзии. Значение творчества поэта невозможно переоценить. Он слава и гордость русской нации. Его поэтическая звезда сияет высоко над сегодняшним днем, а свет поэзии льется мерно, величаво и гордо.
За всем, что написал Блок за свою краткую и стремительную жизнь, стоит громадная и прекрасная личность, горевшая неугасимым костром...
Библиограф 2.
А.А.Блок появился на свет 28 ноября 1880 г. Решительно ни у кого из русских писателей начала XX века не было таких прочных жизненно-биографических корней в глубинных пластах национальной культуры, как у Блока.
Даже родиться ему довелось в доже, принадлежавшем Петербургскому университету, где сами стены как бы излучали свет русского просвещения. А приняла его в руки прабабка, в молодости тесно связанная со многими из близких друзей Пушкина. И оба эти, в общем-то, случайных обстоятельства в отношении Блока приобретают значение поистине символическое.
С младенчества дышал он атмосферой живого культурного предания. Окружение его родных – Бекетовых и Карелиных – это Баратынские, Тютчевы, Аксаковы, Рачинские – наследственная “столбовая” интеллигенция России.
Гоголь, Аполлонов-Григорьев, Некрасов, Тургенев были в семье Бекетовых не только почитаемыми писателями, но и добрыми знакомыми.
Дед – Андрей Николаевич Бекетов – крупнейший ученый, “отец русской ботаники”, активный общественный деятель, гуманист и либерал, профессор и ректор Петербургского университета. Бабушка Елизавета Григорьевна Бекетова – неутомимая, широко известная переводчица, женщина обширного и оригинального ума. Старшая тетя Екатерина Андреевна в свое время обратила на себя внимание как одаренный поэт и прозаик. Мать Блока Александра Андреевна тоже была писательницей и переводчицей. Но с рождением сына – именно он становится средоточием жизни всей семьи. В доме установился культ ребенка. Мать будет играть в жизни А.Блока исключительную роль. Об отце в "Автобиографии" поэт скажет глухо, с напряжением: “Я встречался с ним мало, но помню его кровно”. Дед, бабушка, мать, тетки... Узкий круг близких людей. И уже в детские годы ощущается самодостаточность для него именно этого круга.
Какими вы видите здесь Менделеева и Блока? Какие детали в документах показались вам особенно интересными? (Ответы ребят.)
– И Бекетовы, и Менделеевы одно время имели квартиры в зданиях Петербургского университета, где и родились Саша Блок и Люба Менделеева.
Библиограф 3.
“Когда Саше Блок было 3 года, а Любе Менделеевой – 2, они встречались на прогулках с нянями. Одна няня вела за ручку крупную розовую девочку в шубке и капоре из золотистого плюша, другая вела рослого розового мальчика в темно-синей шубке и таком же капоре. В то время они встречались и расходились незнакомые друг другу. А Дмитрий Иванович, придя в ректорский дом, спрашивал у бабушки Александра Блока: “Ваш принц, что делает? А наша принцесса пошла гулять”.
– Боблово и Шахматово – это места, которые еще больше объединяли семьи Менделеевых и Бекетовых.
Библиограф 4.
А.Блок писал: "Дмитрий Иванович играл очень большую роль в бекетовской семье. И дед, и бабушка мои были с ним дружны. Менделеев и дед мой вскоре после освобождения крестьян ездили вместе в Московскую губернию и купили в Клинском уезде 2 имения – по соседству. Менделеевское – Боблово лежит в 7 верстах от Шахматова, я был там в детстве, а в юности стал бывать чаще”.
– В жизни А.Блока собственно биографии будет немного и тем больше в ней будет Судьбы.
Мой друг, я чувствую давно,
Что скоро жизнь меня коснется...
И это касание сначала граничило с обычной случайностью: весной 1898 года на передвижной выставке Блока увидела А.И.Менделеева. Она пригласила молодого человека навестить их летом в Боблово.
Библиограф 1.
30 мая Блок оканчивает гимназию, 1 июня получает аттестат зрелости, а 4-го едет из Петербурга в Москву, а затем в Шахматово.
В Боблово его почти спровадили родные, и он на белой лошади отправился “с визитом”.
Эту встречу Любовь Дмитриевна опишет спустя многие годы так, будто все происходило вчера: “Жара, запах некошеных трав, топот верховой лошади. Она в своей комнатке на 2-м этаже. За пышным кустом сирени ей не видно, кто это приехал и спрашивает Анну Ивановну..
С Сашей Бекетовым они когда-то встречались, давно-давно, да и мать ей уже не раз говорила. Сквозь просветы в листьях сирени она видит, как уводят белого коня, слышит внизу на террасе “быстрые, твердые, решительные шаги” и глухие удары собственного сердца. Не забывает посмотреть на себя в зеркало и переодеться. Сбегает вниз. Ей не нравится ни отсутствие мундира. ни лицо, ни даже актерский вид, хотя сама она тоже мечтала о сцене. От Блока впечатление, близкое тому, что сам он о себе скажет через 20 лет: “Я был франт, говорил изрядные пошлости”.
– В воспоминаниях А.Блока нет ничего лишнего, только их встреча, которая будто и произошла сразу.
Библиограф 2.
“Вдруг пронесся неожиданный ветер и осыпал яблоневый и вишневый цвет. За вьюгой белых лепестков, полетевших на дорогу, я увидел сидящую на скамье статную девушку в розовом платье с тяжелой золотой косой.
Очевидно ее спугнул неожиданно раздавшийся топот лошади? потому что она быстро встала и краска залила ее щеки; она побежала в глубь сада, оставив меня смотреть, как за вьюгой лепестков мелькало ее розовое платье”
– В описаниях ее и его почти ничего общего. У нее – масса житейских подробностей, у него – всадник, девушка на скамейке и мелькающее розовое платье и облетающий яблоневый цвет. У нее – вехи биографии, у него – СУДЬБА.
– А сейчас я предлагаю вам послушать:
- романс на стихи А.Блока “Когда я невзначай в воскресенье...” в исполнении Евгения Нестеренко.
- Стихотворение "Вхожу я в темные храмы" и
- "Одинокий к тебе прихожу".
– Стихи о Прекрасной Даме посвящены Л.Д.Менделеевой. Известно, что она в них себя “не узнавала”, писала, что в ней поэт видит не живого человека, а какую-то отвлеченную идею. И это, конечно, верно. Эти стихи не только о любви, но и о мире в целом, о понимании поэтом сущности человека.
Здесь любовь – символ тех вечных начал: любви к матери, семье, к дорогим сердцу местам, к Родине, которые побуждают человека к добру; это образ идеи, объединяющей в себе добро и красоту, согласье мировых сил, гармонию и чистоту человека.
Ребята, как вы думаете, что вмещает в себя понятие Родина?
(Ответы учащихся.)
– А вот, что понимали под ним Д.И.Менделеев и А. Блок
Библиограф 3.
Д.И.Менделеев говорил о “трех службах Родине”:
1-ая служба – на поприще научном,
2-ая служба – на ниве просвещения. Он был автором учебника “Основы химии”, который при его жизни выдержал 8 изданий и не раз переводился на иностранные языки. Менделеев преподавал во многих учебных заведениях Петербурга: “Из тысяч моих учеников много теперь повсюду видных деятелей, и, встречая их, всегда слышал, что доброе в них семя полагал, а не попросту отбывал повинность",– писал ученый на склоне лет.
3-я служба – в деле содействия экономическому развитию России.
"Эта служба... на пользу роста русской промышленности, начиная с сельскохозяйственной, в которой лично действовал, показав на деле возможность и выгодность интенсивного хозяйства”. В своем имении Боблово он ставил опыты по выведению новых сортов пшеницы. Дмитрий Иванович заботился о развитии и будущем России, вникал в проблемы промышленности, посещал фабрики и заводы, был экспертом в решении многих экономических проблем. Незадолго до смерти он опубликовал книгу “К познанию России”, в которой наметил обширную программу развития производительных сил России. Чувством высокого патриотизма пронизаны слова: “Я люблю свою страну, как мать, а свою науку, как дух”.
Библиограф 4.
"Родина – это огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку” – писал поэт.
В письме к К.С.Станиславскому А.Блок так охарактеризовал свою поэтическую задачу:
“Стоит передо мной моя тема, тема о России... Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни и знаю, что путь мой в основном своем устремлении – как стрела прямой, как стрела действенный... недаром может быть, только внешне наивно, внешне бессвязно произношу я имя: Россия. Ведь здесь – жизнь или смерть, счастье или погибель”
Читаются стихотворения о Родине:
- “Россия”;
- “Русь моя, жизнь моя”;
- “Русь”;
- “На поле Куликовом”.
Одинаково ли восприятие Родины у Блока и Менделеева? (Ответы учащихся.)
– Неважно, как служить своей Родине: писать ли стихи, трудиться ли в химической лаборатории... Важно то, что несмотря на лихолетье начала 20 столетия (русско-японская война, Октябрьская революция, гражданская война, голод...) остаться человеком, гражданином, не бежать, не предать, а стойко вынести все вместе со своим народом и сделать все возможное и невозможное для процветания России. Это и есть, по моему мнению, любовь к Родине.
– Я хочу обратить ваше внимание, ребята, на два "Признания", то есть анкетных листа с вопросами, ответы на которые были написаны рукой Блока еще в 1837 году и ответы, составленные на основе воспоминаний родственников Дмитрия Ивановича и его собственных свидетельств.
Анализ анкет.
Как вы думаете, есть ли черты сходства, созвучие судеб у этих, казалось бы, разных и далеких друг от друга людей? (Ответы учащихся)
3. Подведение итогов
Слово учителя.
– Да, несомненно, связующей нитью стала именно Любовь Менделеева, дочь знаменитого химика, – земное воплощение Вечной Женственности – Судьба А.Блока. Именно она сидела у постели умирающего поэта, именно она провожала его в последний путь – женщина Судьба, Прекрасная Дама последнего рыцаря.
Чтение стихотворения "О, я хочу безумно жить".
– Предлагаю вам выполнить небольшую творческую работу и написать отзыв о сегодняшнем уроке:"Для меня самым главным на учебном занятии было..."
Список использованной литературы:
- Блок А. Письма жене.– М.: Наука, 1978 г.
- Голованов Я. Этюды об ученых .– М.: Молодая гвардия, 1976 г.
- Енишерлова В. Я лучшей доли не искал. Судьба Александра Блока в письмах, дневниках, воспоминаниях. – М.: Правда, 1988 г.
- Либединская Л. Жизнь и стихи. – М.: Детская литература, 1970 г.
- Менделеев Д. Границ познанию предвидеть невозможно. – М.: Советская Россия,1991 г.
- Орлов Вл. Гамаюн. Жизнь Александра Блока. – М.: Известия, 1981 г.
- Орлов Вл. Пути и судьбы: Литературные очерки. – Л.: Советский писатель, 1971 г.
- Соловьев Б. Поэт и его подвиг. Творческий путь Александра Блока. – М.: Советская Россия, 1973 г.
- Турков А. Александр Блок. – М.: Советская Россия,1976 г.
- Фигуровский Н. Дмитрий Иванович Менделеев. – М.: Наука, 1983 г.