Цель урока: создание условий для коммуникативной компетенции учащихся в ходе анализа текста
Задачи:
- расширить знания учащихся о личности и взглядах И.С.Тургенева;
- углубить понятие о русском национальном характере;
- совершенствовать навыки характеристики героя, навыки выразительного чтения;
- умение определять позицию автора, формулировать собственную точку зрения, аргументировать её;
- развивать навыки монологической речи;
- умение анализировать литературное произведение, отдельный эпизод.
Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.
Оборудование: презентация (слайды), словарь В.И.Даля, учебники для 6 класса под ред. Г.С.Меркина.–Москва. «Русское слово», 2010, худ. фильм «Бирюк», студия им. А.Довженко, 1977г.
Слово учителя:
Слайд 1 (портрет И.С.Тургенева)
Иван Сергеевич
Тургенев был одним из передовых людей своего
времени. Он осознавал, что для того, чтобы
завоевать право называться народным писателем,
мало одного таланта, нужно «сочувствие к народу,
родственное к нему расположение» и «способность
проникаться сущностью своего народа, его языком,
его бытом». В сборнике «Записки охотника»
крестьянский мир описывается очень ярко и
многогранно. «Записки охотника» были
опубликованы в 1852 году. Они явились глубоким
выражением общественной борьбы против
крепостничества, в центре которой – судьба
крепостного крестьянства 19 столетия. Ещё в
юности будущий писатель дал клятву борьбы с
общенациональным врагом. «В моих глазах, – писал
Тургенев, – враг этот имел определённый образ,
носил определённое имя: враг этот был –
крепостное право». Народным героям Ивана
Сергеевича присущи высокие национальные черты.
Они мыслящие, тонко чувствующие личности,
обречённые быть «собственностью» барина. В
«Записках охотника в полной мере обнаружилась
его способность через типы выражать основные
проблемы своего времени. Многие герои были
реальными людьми, Тургенев опирался на
собственные впечатления о жизни крестьян
Орловской губернии, в имении его матери.
Непримиримостью и ненавистью к крепостной
зависимости, угнетающей личность, дышат его
рассказы в «Записках охотника».
Рассказ «Бирюк», о котором мы будем сегодня
говорить, также входит в этот сборник. Выясним,
какие качества русского человека отражены в
рассказе, как проявляется характер человека
через портретное описание, отношение к природе,
людям.
Чтение рассказа детьми.
– Какова основная тема рассказа?
– Основная мысль?
Определение композиции рассказа
- Завязка (начинает портиться погода, «гроза надвигалась»)
- Развитие действия (встреча с лесником, усиление дождя, путь к избушке лесника)
- Кульминация (после окончания ливня Бирюк слышит стук топора)
- Развязка (Бирюк кричит мужику: «Убирайся…»)
Учитель: Какова роль композиции
рассказа? В.Белинский так описал свои
впечатления о «Записках охотника»: «Тургенев
зашёл к народу с такой стороны, с какой до него
никто не заходил».
– Как вы понимаете слова Белинского?
– В чём секрет интереса к рассказам Тургенева, в
частности к «Бирюку», на ваш взгляд? С помощью
каких средств создания образа автор помогает нам
понять душу русского человека? (Пейзаж, интерьер,
портрет, лексика).
Подготовка чтения пейзажных зарисовок, их комментарий
Слайд 2 (гроза)
Анализ фрагмента,
начинающегося словами «Гроза надвигалась…»
– Какие части речи преобладают в этом фрагменте? (Прилагательные
– эпитеты: «огромная лиловая туча», «длинные
серые облака», «душный жар»). – Какова их роль?
– Какую из пейзажных зарисовок можно считать
ключевой для понимания образа главного героя?
– Какую роль играет образ-символ грозы? (Слайд
3)
(Во-первых, гроза произойдёт в доме лесника,
во-вторых, Бирюк сам похож на грозовую тучу.
Главный герой чувствует себя во время грозы в
своей стихии: при вспышке молнии появляется
высокая грозная фигура лесника, «словно выросла
из земли». Несмотря на усиление грозы(«белая
молния озарила лесника с ног до головы», «дождик
хлынул с удвоенной силой»), он без труда «сдёрнул
с места» испуганную лошадь, на всём протяжении
пути по грозовому лесу сохраняет спокойствие.
Видно, гроза ему не страшна, он сам ей подобен.)
– Как пейзаж связан с развитием действия
рассказа? Какую роль играет? (Автор показывает
слияние человека с природой)
Пересказ описания избы лесника, выразительное чтение отрывков (Слайд 4 – изба)
– Какие слова в описании являются ключевыми? (Комната
низкая и пустая, закоптелая. «Невесело войти
ночью в мужицкую избу», «изорванный тулуп на
стене», груда тряпок».)
– Какую роль играет описание интерьера избы? (Изба
лесника производит тягостное впечатление, во
всём видна бедность. Обстановка говорит о том,
как безрадостна, трудна жизнь обитателей этой
избы. Убогость жилища подчёркивает лучина –
«лучина горела на столе, печально вспыхивая и
погасая».)
– Как описание избы помогает понять характер
героя? (В описании звучит боль за подневольный
труд русского мужика, бытовые детали помогают
представить бедную, убогую жизнь Бирюка,
вызывают чувство сострадания к его судьбе,
трудно живётся Фоме Кузьмичу.)
– В чём особенности портрета Бирюка? Можно ли по
портрету определить авторское отношение к герою?
(Портрет лесника дан глазами
охотника-рассказчика, под которым угадывается
сам Тургенев)
Выразительное чтение описания внешности лесника детьми (слайды 5,6)
«Он был высокого роста, плечист и сложен на
славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло
выставлялись его могучие мышцы. Чёрная курчавая
борода закрывала до половины его суровое и
мужественное лицо; из-под сросшихся широких
бровей смело глядели небольшие карие глаза».
(Портрет вызывает симпатию. Лесник поразил
рассказчика своим богатырским видом. Мы увидели
Бирюка человеком мужественным, суровым,
уверенным в себе. Охотник смотрит на него с
«удвоенным любопытством», так как слышал о нём,
«что все окрестные мужики боялись его как огня»,
«вязанки хворосту не даст утащить», «силён и
ловок как бес…и ничем его взять нельзя: ни вином,
ни деньгами; ни на какую приманку не идёт».)
Найти в словаре В.И.Даля значения слова «бирюк». Соответствует ли Бирюк своему прозвищу?
1. Бирюк – зверь. Глядеть бирюком, волком,
угрюмо, исподлобья, ни с кем не знаться.
2. Бирюковатый человек, угрюмый, нелюдимый.
(Бирюк – мастер своего дела. Мы видим лесника в деле тёмной грозовой ночью. Он безошибочно ориентируется в ночном лесу, обладает тонким слухом. Но его же мастерство ставится мужиками ему в вину, они называют его «душегубом».)
Как портрет помогает раскрыть характер героя?
По описанию лесника можно понять, что Фома
Кузьмич честный, мужественный, суровый, сильный,
не лишённый уверенности в себе человек. Под
суровой угрюмой внешностью скрывается
высоконравственная личность, способная тонко
чувствовать, но обречённая быть собственностью
барина. Бирюк связан с природой, он человек
леса, поэтому общение с миром природы даёт ему
больше, чем общение с внешним миром. Пока Фома в
лесу – он не лакей, не раб. Охранять лес для героя
– значит исполнять высокий нравственный долг.
– Объясните значение фразеологизма «не за страх,
а за совесть», кого из героев рассказа этот
фразеологизм характеризует?
Прочитайте вступительную статью к разделу о
Тургеневе в учебнике. Какие слова могут стать
выводом из сказанного на уроке?
Вывод
Тургенев – мастер портретных зарисовок, он достоверно рисует картины народной жизни, ничего не приукрашивая, испытывая сочувствие к простому народу. Иван Сергеевич показывает характер героя через отношение его к людям, к жизни, показывает благородство, глубину чувств простого мужика, духовные силы которого противоречат его рабскому положению. Рассказ имеет антикрепостническую направленность.
Домашнее задание: дать устное описание эпизода, который вы бы хотели проиллюстрировать.
Во время урока возможны просмотры эпизодов кинофильма «Бирюк», снятого в 1977 году на киностудии им. А.Довженко (или просмотр фильма на следующем уроке, где продолжить анализ ).