Класс: 7.
Тип урока: Лабораторно-практическое занятие.
Цели урока:
I. Образовательно-развивающие цели:
1.1. Усвоение новых понятий: антитеза;
1.2. Применение опорных понятий: рассказ, жанр, композиция, виды композиции;
1.3. Овладение общеучебными умениями оперировать понятиями (определять, выделять родовой и видовые признаки в содержании понятий, формулировать проблемные вопросы /вопрос-понятие, вопрос-суждение/, ответы в виде суждения или умозаключения), выявлять в изучаемом произведении противоречия и пути их разрешения, сравнивать изучаемые понятия, выявлять общее, особенное и единичное у изученных понятий;
1.4. Развитие специальных умений: находить в содержании произведения композиционные особенности.
II. Воспитательная цель:
Формирование диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: содержание-форма, общее-особенное-единичное, причина-следствие, возможность-действительность.
Оборудование: комплект карточек 1-6, раздаточный материал.
План-конспект
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Баллы, время |
Деятельность учащихся |
I. | Организационный момент. -Заявка на оценку (на доске мелом) -Ребята, напишите в тетради ту оценку, которую вы желаете получить на уроке. Заявка на оценку: Гений - более “5” “4” “3” |
1 мин | Д/з: -прочитать -отметить цитаты в тексте (жизнь И.В., И.В.и полковник на балу и после бала, портрет Вареньки и солдата) -составить противоречия (по карточке №4) -устно ответить на вопрос “Чья позиция ближе и почему?” |
II. | Актуализация знаний. | ||
2.1. | Тема нашего урока Композиционные
особенности рассказа Л.Толстого “После бала” -Раскройте содержание понятия рассказ: назовите родовые и видовые признаки. |
1мин 1 балл |
Родовые признаки: литературный жанр Видовые признаки: небольшое по объёму прозаическое произведение, содержащее повествование об одном или нескольких эпизодах из жизни героя. Рассказ-это литературный жанр небольшого по объёму прозаического произведения, содержащего повествование об одном или нескольких эпизодах из жизни героя. |
2.2. | -Как доказать, что произведение Толстого “После бала” является рассказом? Ответьте на вопрос в форме умозаключения (см. карточку №6) | 2 мин 3 балла |
Поскольку небольшое по объёму
прозаическое произведение, содержащее
повествование об одном или нескольких эпизодах
из жизни героя называется рассказом, А произведение Л.Толстого “После бала” имеет небольшой объём, содержит повествование о нескольких эпизодах из жизни Ивана Васильевича, Следовательно, произведение Л.Толстого “После бала” является рассказом. |
2.3. | -Создавая художественное произведение, писатель стремится не только выразить нахлынувшие на него мысли и чувства, но выразить их так, чтобы они с наибольшей силой воздействовали на читателя. В этом помогает ему композиция произведения. | 2 мин | |
-Что понимается под композицией произведения? | 1 балл | -Композиция – это особенности построение художественного произведения, взаимосвязанные с его идеей, предназначением, содержанием, характером и прочими компонентами. Но это не значит, что все части произведения выстроены в строгой последовательности. Поэтому можно говорить о том, что существуют композиционные особенности в построении произведения. | |
-Каковы свойства и виды композиции? | 2 балла | -Композиция может быть линейной, обратной, кольцевой, рамочной. | |
“Мексиканец” Джек Лондон |
Линейная (такое построение повествования, при котором завязка, развитие действия, кульминация и развязка следуют друг за другом). | ||
“Лоскутное одеяло” Евгений Носов |
Обратная (такое построение повествования, при котором произведение начинается с развязки). | ||
“Бородино” М.Лермонтов |
Кольцевая (такое построение повествования, при котором произведение заканчивается тем же, чем оно началось). | ||
-Сегодня мы попытаемся выявить композиционные особенности рассказа Толстого “После бала” - это и будет целью нашего урока. | “Конная артиллерия – марш-марш!” Валентин П-и-куль |
Рамочная (такое построение повествования, при котором объединяются два и более повествования, имеющие самостоятельный художественный конфликт – рассказ в рассказе). | |
III. | Работа по теме урока | ||
3.1. | Фронтальная беседа -Обратимся к рассказу |
7 мин | |
-Каким образом в рассказе ведётся повествование? | 1 балл | - Повествование ведется от лица Ивана Васильевича, пожилого человека, вспоминающего прошлое. А обещание Ивана Васильевича поведать об одном утре, от которого переменилась вся его жизнь, заставляет читателя с интересом и вниманием следить за дальнейшим повествованием. | |
-Что представляет собой построение данного рассказа? | 1 балл | -Рассказ как бы вставлен в “раму” – это краткое вступление, из которого мы узнаем о повествователе; и заключение, из которого мы узнаём, как сложилась жизнь рассказчика. Повествование построено по принципу “рассказ в рассказе”. Данное построение называется рамочной композицией. | |
-Можно ли разделить этот рассказ на части? Если да, то на какие? | 1 балл | -Рассказ состоит из двух частей: бал и после бала. |
|
- Почему рассказ “После бала” условно делится на части? | 1 балл | -Толстой построил рассказ как последовательное и контрастное изображение двух эпизодов. Первая часть – бал – “веселая, чудесная, счастливая”. Вторая часть – после бала – производит абсолютно противоположное по силе впечатление. | |
-Почему писатель назвал рассказ “После бала”? | 1 балл | -События, произошедшие после бала у губернского предводителя, изменили всю дальнейшую жизнь Ивана Васильевича, а именно: он отказался служить в армии, да и “любовь к Вареньке сошла на нет”. | |
-Как доказать, что молодость Ивана
Васильевича проходила в праздности и веселье? Приведите цитату из текста. |
1 балл | -“…были мы просто молоды и жили, как свойственно молодости: учились и веселились. Был я очень весёлый и бойкий малый, да ещё и богатый. Был у меня иноходец лихой, катался с гор с барышнями, кутил с товарищами. Главное же моё удовольствие составляли вечера и балы”. | |
-Почему Иван Васильевич посетил бал губернатора? | 1 балл | -На этом же балу была его возлюбленная, Варенька, дочь полковника Петра Владиславовича. | |
-Найдите портретную характеристику Вареньки в тексте. | 1 балл | -“…высока, стройная, грациозная и
величественная…” -“…царственный вид” -“но ласковая, всегда весёлая улыбка” -На балу “Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках…и в белых атласных башмачках”. |
|
-Найдите в тексте противоположность портретной характеристике Вареньки? | 1 балл | -Портретная характеристика Вареньки противопоставлена наказываемому беглому солдату-татарину: как самое сильное и приятное впечатление от бала связано с Варенькой, так самое сильное ужасающее впечатление связано с моментом после бала. | |
-Приведите цитаты из текста. | 1 балл | “…что-то страшное…” “…оголённый по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат” |
|
-На кого из них вам приятнее смотреть? | 1 балл | “…сморщенное от страдания
лицо…оскаливая белые зубы” “Это было что-то такое пёстрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека”. |
|
- Найдите еще пару противоположных образов в рассказе (как звали полковника доп.балл)! | 1 балл | -Иван Васильевич и полковник (Петр Владиславович)! | |
IV. 4.1. |
Индивидуальный труд Задание: -Заполните таблицу. Сравните Ивана Васильевича и полковника, выявив особенное и общее. При ответе используйте карточку №3. Подкрепите свои ответы цитатами из текста. |
9 мин | Сравнительная характеристика Ивана
Васильевича и полковника (таблица приложение 1) |
4.2. | Простая кооперация. Обсуждение в группах 6 4 2 5 3 1 |
5 мин | 1 группа – внешность, возраст 2 группа – соц.статус, материальное положение 3,4 группа – поведение и внешние проявления чувств на балу и после бала 5,6 группа – черты характера, отношение к Вареньке |
4.3. | Сложная кооперация Выступление от групп -Какой персонаж вам нравится? Почему? -Чья позиция ближе? Почему? |
10 мин 1-2 балла |
11. В отличие от жизни отца Вареньки,
который и далее продолжал служить в чине
полковника, жизнь Ивана Васильевича изменилась
после сцены наказания. Вывод: рассказ Толстого построен при помощи контрастного изображения персонажей, явлений. |
4.4. | Самооценивание | 1 мин | |
V. 5.1. |
Итог урока -Итак, мы выяснили, что рассказ Толстого “После бала” построен при помощи контрастного изображения персонажей, явлений. |
5 мин | |
-Как называется такой стилистический приём в литературе? | 1 балл | -Антитеза | |
-Что представляет собой антитеза? | 1 балл | -Антитеза – стилистическая фигура, сопоставление контрастных или противоположных понятий и образов. | |
-Если столько противоположностей в рассказе, какое противоречие закладывает автор в содержание рассказа? Дома вы сформулировали наиболее яркие противоречия, озвучьте, пожалуйста. | 3 балла | -Иван Васильевич страдал от
разрывавших его противоречий между тем, что он
чувствовал на балу и невозможностью остаться
прежним от увиденного после бала (на плацу). Выбор между добром и злом! Главная идея рассказа Толстого – страстный
протест против лицемерия и насилия, против
унижения достоинства человека. Потрясение,
пережитое Иваном Васильевичем, освободило его от
узкой сословной нравственности, с ее узаконенной
бесчеловечностью по отношению |
|
-Каким образом Толстой разрешает данное противоречие? | 1 балл | -Герой не идет на службу, не
встречается с Варенькой, он не может и не хочет
быть таким, как полковник. 11. В отличие от
жизни отца Вареньки, который и далее продолжал
служить в чине полковника, жизнь Ивана
Васильевича изменилась после сцены наказания. Толстой свои мысли вкладывает в уста героя. Применяет прием антитезы. |
|
-Как вы разрешили бы данное противоречие? | 1 балл | ||
-Итак, подведем итог: какие
композиционные особенности мы выявили в данном
произведении Л.Толстого? -На следующем уроке мы продолжим анализировать рассказ. Рассмотрим подробно авторскую позицию, идейное содержание произведения Толстого. |
1 балл | -Рамочная композиция, антитеза. |
|
VI. | Домашнее задание: 1.Составьте в-с по содержанию рассказа. 2. Напишите рассказ- предположение “Что было бы, если И. В. женился на Вареньке и пошел на военную службу?” |
1 мин | Запись в тетради |
VII. | Оценивание в соответствии с заявкой на оценку. | 1 мин | Считают баллы, самооценивание. |