(Звучит музыка)
Учитель читает:
Я не устану повторять себе
Простую фразу: я – учитель,
А это значит, я – хранитель
Душевной красоты в противовес злобе.
Филологу доверены сердца,
И выстоять необходимо до конца.
Вести ребёнка к красоте,
К душевной чуткости и чуду,
Идти дорогой света и добра,
Всегда с ним рядом оказаться,
Когда он будет в красоте нуждаться.
Пока ты веришь – учишься и сам
Мудрейшей из наук – науке удивленья,
И, если есть в твоей душе волненье,
Постигнешь Красоту, любезный друг!
Добрый день, мне приятно видеть ваши доброжелательные лица, я уверена, что мы можем начать наш диалог. Попрошу вас быть моими партнерами, собеседниками, соучастниками, в процессе деятельности узнать что-то новое, на уровне опыта приобрести умения, сформировать меру нравственного отношения к тому, о чем мы будем говорить.
Спасение современных подростков от эстетического авитаминоза требует новых подходов в преподавании литературы. В своем профессиональном самоопределении я руководствуюсь правилом: “Учитель литературы – проводник между Божественным и Человеческим, его задача – “ вернуть юности поэзию, заставить над стихами плакать...”
Сегодня с вашей помощью я хочу показать те способы работы, которые ежедневно использую в своей педагогической практике.
Цель: продемонстрировать приёмы работы с поэтическим текстом с помощью интерактивной технологии “Педагогическая мастерская”.
В условиях перехода к новым образовательным стандартам актуализируется проблема достижения новых образовательных результатов, в том числе и в процессе преподавания литературы. Интерактивная технология “Педагогическая мастерская” в полной мере даёт учителю возможность развивать метапредметные умения, содержит идею универсальности, носит интегративный характер, обеспечивает творческую реализацию обучающихся при решении жизненно важных задач. Интерактивные приёмы работы, системно-деятельностный, компетентностный подход в обучении позволяют учителю осуществлять систематическую подготовку обучающихся к сдаче ЕГЭ. Данная технология также позволяет от метапредметности выйти на мировоззренческий уровень.
Основными этапами педагогической мастерской являются:
Актуализация части внутреннего мира ученика, создающая мотивы и потребности к деятельности.
Конструирование - этап мастерской, на котором происходит процесс создания собственного интеллектуального продукта (описание собственного опыта, индивидуальное создание гипотезы, решение и присвоение художественного текста, создание схемы, проекта, рисунка и т. п.).
Социоконструирование (работа в группе, создание собственного продукта).
Групповая или межгрупповая социализация. Это этап предъявления интеллектуального продукта аудитории. ( Рассказ, афиша, сценка, иллюстрации, плакат, стихотворение, эссе и т.д.)
Рефлексия - отражение чувств, ощущений, вспоминание своего переживания, анализ своего эмоционального фона и уровня интеллектуального развития.
Данная технология развивает такие метапредметные умения, как умение работать с разными источниками информации, анализировать её, определять сферу своих интересов, умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, а также выделять причинно-следственные связи в устной и письменной форме, оценивать информацию и формулировать выводы.
Урок начинается с приёма удивления, приёма индуктора или отсроченной отгадки.
Перед учителем стоит важная задача: умело разрушить старые представления, восстановить знания на новом уровне с помощью озарения, инсайта, привести ученика к внутреннему конфликту, подвигающему к углублению в проблему и поиску ответов.
Приглашаю Вас в педагогическую мастерскую “Целый мир от красоты...”, на котором мы познакомимся со стихотворениями Н.А.Заболоцкого “О красоте человеческих лиц”, “Некрасивая девочка”.
(Аудитория делится на две группы)
Этап 1. Актуализация (Индуктор)
Слово учителя:
Итак, мы погружаемся в мир прекрасного...
Природа - великий созидатель. Она творит красоту и гармонию окружающего мира. (На слайдах демонстрируются иллюстрации, на которых изображены картины природы и людей)
Искусство, учась у природы, созидает свою картину мира. И эта картина может быть не менее прекрасной и удивительной. ( Слайды с изображением произведений живописи, мозаика, нотного стана).
Художник владеет красками, музыкант – нотами, а поэт – словом. Слово звучит, как музыка, слово рисует образы, как художник. ( Слайд с отрывками стихотворений Н.А.Заболоцкого и его портретом ).
На фоне музыки учитель читает отрывок из стихотворения А.А.Фета:
Перелетев на крыльях лебединых
Двойную грань пространства и веков,
Подслушал ты на царственных вершинах
Живую песнь умолкнувших певцов.
И пышный лавр средь степи нелюдимой
На песнь твою расцвёл и зашумел,
И сам орёл поэзии родимой
К тебе с высот невидимых слетел...
Мы погружаемся в мир поэзии...
Прочитайте заглавия двух стихотворений.
- Попробуйте по названию представленных вашему вниманию стихотворений определить, о чём они. (Приём антиципации, предвосхищения дальнейшего содержания).
- Что общего в заглавии, в чём отличие?
- Предлагаю каждой группе участников мастерской прочитать одно стихотворение ( На отпечатанном тексте указаны название стихотворения и его автор).
(Чтение с остановками, по очереди, озаглавливание строф. )
- Итак, какова тема этих стихотворений?
Один ученик из каждой группы озвучивает тему стихотворений. Остальные учащиеся в группе “маркируют” текст (обозначают ключевые слова, необходимые для понимания и истолкования текста).
- В чём сходство двух стихотворений с разным сюжетом?
- Как выдумаете, какую проблему поднимает автор этих стихотворений?
Давайте сформулируем проблемный вопрос нашего урока (Индуктор):
“Что есть красота, и почему её обожествляют люди?” (На слайде проблемный вопрос)
Итак, проблема красоты...
- Какие ассоциации возникают у вас с этим словом? (Приём ассоциации)
Что такое красота?
Устное словесное рисование
- Какого цвета красота? Какой цветок может означать это понятие?
Если бы вам поручили написать музыку о красоте, то какая бы она была? Какой инструмент был бы ведущим в оркестре? Почему?
Этап 2. Конструирование. (Создание собственного интеллектуального продукта)
2.1. Слово учителя:
В поздний период творчества Н.А. Заболоцкий обращается к проблеме красоты, традиционной теме русской литературы. Вы согласитесь, конечно, со мной, что понятие красоты изменчиво, как само время. Многие русские классики обращались к теме красоты.
2.2. Озарение, разрыв между имеющимися представлениями о красоте и красотой, нарисованной поэтом.
- “Красота спасёт мир”, говорил герой Достоевского. Писатель утверждал также, что “ красота страшная и ужасная вещь”. А.А. Фет восклицал: “Целый мир от красоты!”
- А вы как считаете?
- Как эта проблема раскрывается в прочитанных нами стихотворениях Заболоцкого?
Примерные ответы участников мастерской:
- Некрасивая девочка обладает внутренней красотой : “Младенческая грация души уже сквозит в любом её движенье...”
- Размышляя о красоте человеческих лиц, Заболоцкий утверждает, “что великое чудится в малом”, если нет внутренней красоты, то налицо убожество души, “подобье жалких лачуг”.
- Когда человек утрачивает мечту и надежду, его лицо похоже на башню, в которой “давно никто не живёт и не смотрит в окно”. Идея стихотворения выражена в строках:
Есть лица-подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце сияющих нот
Составлена песня небесных высот.
Учитель дополняет, делая выводы, что, действительно, “целый мир от красоты...”
Повторяет проблемный вопрос.
Внутреннее противоречие мотивирует обучающихся к пристальному изучению содержания, присвоению текста, конструированию своего высказывания по данной проблеме.
Этап 3. Социоконструирование (работа в группе, создание собственного продукта).
Итак, сейчас я предлагаю вам самим выразить собственное понимание идейного замысла прочитанных произведений Н.А.Заболоцкого.
3.1. Первая группа пишет сочинение-миниатюру на основе ключевых слов:
- Красота, некрасивые, дыхание, богатство, гармония, противоречие.
3.2. Вторая группа по предложенному учителем опорному материалу пишет письмо, обращённое ко всем присутствующим (Приём управляемого письма).
Форма | Тема | Адресат | Содержание |
Письмо по личным впечатлениям | Что такое красота в понимании Н.А.Заболоцкого | Все присутствующие |
Этап 4. Групповая социализация (представление собственных интеллектуальных продуктов)
Участникам предлагается в прозаической или стихотворной форме презентовать свои результаты работы, выступить желательно коллективно, использовать опоры, рисунки, схемы и т. п.
Этап 5. Рефлексия.
5.1. Поделитесь своими чувствами и переживаниями (Приём неоконченного предложения)
- Сегодня я вновь переосмыслила значение...
- Я порадовалась...
- Я уверена, что мир без красоты...
- Хрупкая сущность красоты даёт...
(Звучит музыка фоном)
5.2. Выберите из предложенных высказываний то, которое в полной мере отражает тему занятия, аргументируйте свой ответ:
- Красота обладает силой и даром вносить мир в сердца. (М. де Сервантес)
- Красота — не прихоть полубога,
А хищный глазомер простого столяра. (О.Э. Мандельштам) - Красота — тоже добродетель. (Фр. Шиллер)
- Красота — это обещание счастья. (Фр. Ницше
- Своей любовью мы придаем вещам красоту. (А. Франс)
- Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой. (М.И. Глинка)
- Я истинную вижу Красоту.
Я вижу то, что существует в жизни,
чего не замечает большинство. (А.А. Вознесенский)
Заключительное слово учителя:
Наш разговор подходит к концу. Сегодня мы вели речь о красоте, пробуждая добрые чувства с помощью Божественного поэтического слова Н.А.Заболоцкого.
Мы делали свои маленькие открытия, учились слышать друг друга...
Я желаю вам, чтобы с вами всегда была красота, но помните, что она не даётся нам безвозмездно, за неё надо платить любовью и добротой...
Надеюсь, что ничего не пролетело мимо вашего сердца. В результате прочитанного, осмысленного, пережитого сегодня родилось личное, идущее от сердца, а значит, бесценное...
Спасибо