История и обществознание

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Русская живопись 2-й половины XIX века 2007

    Автор: Борисова Эльвира Васильевна

    Актуальность данной темы в том, что 27 декабря 2007 года исполняется 175 лет со дня рождения П.М.Третьякова (1832-1898 гг.) и 115 лет со времени начала существования Третьяковской галереи как городского музея. Если в сентябре историю в 8-м классе начать с изучения истории России, то тема по русской культуре 2-й половины XIX века как раз будет изучаться в конце декабря. Это занятие можно провести как урок "Русская живопись 2-й половины XIX века" и как внеклассное мероприятие "Заочная экскурсия в Третьяковскую галерею".

  • Русская история в пословицах и поговорках 2024

    Автор: Краскова Наталья Александровна

    Русский народ имеет многовековую историю. Яркие события минувших времен нашли отражение и в богатом русском фольклоре: в песнях, былинах, сказаниях и, конечно, пословицах и поговорках. Ничто так метко и ярко не может выразить народную мысль, как они. Благодаря своей образности, эти выражения живут до сих пор.

  • Русская культура в XV–XVI веках 2009

    Автор: Миннекаев Фанил Минзянович

    Урок для учащихся 7-го класса формирует уважение к историческому прошлому России, знакомит учащихся с событиями этого периода.

  • Русская культура и быт в XVIII веке 2009

    Автор: Азарнова Галина Алексеевна

    Данный урок дает учащимся представление об основных достижениях и направлениях духовной жизни русского народа, русской культуры, о развитии изобразительного искусства в ХVIII в. Наличие презентации наглядно покажет живопись и архитектуру данного времени.

  • "Русская культура Серебряного века" 2009

    Автор: Ширяев Александр Иванович

    Урок проводится в выпускном классе как интегрированный (история + литература + мировая художественная культура) при изучении культуры начала XX века.

  • Русская культура Х–ХII вв. 2008

    Автор: Середникова Любовь Ивановна

    Представлен урок истории по теме "Русская культура X-XII вв. Учитывая личностно-ориентированный подход к обучению, предполагается вовлечение обучающихся в активную познавательную деятельность, выполнение ими целого ряда самостоятельных заданий, с целью восприятия и осознания, осмысления, обобщения и систематизации знаний. Урок нацелен на развитие творческих способностей, аналитического мышления, навыков работы с источниками и литературой; призван воспитывать патриотизм, коммуникативную культуру. Урок предполагает проведение инсценирования, индивидуальных сообщений.

  • "Русская Правда – древнейший письменный свод законов Руси" (6-й класс) 2010

    Автор: Машерук Валентина Петровна

    Главное внимание на уроке уделяется знакомству учащихся с Русской Правдой как с древнейшим письменным законом на Руси, а также как с ценнейшим историческим источником сведений о древнерусском обществе.


  • Русская Православная Церковь в борьбе с врагом 2011

    Автор: Трапицына Елена Алексеевна

    В статье рассматриваются примеры духовно-нравственного воспитания в преподавании истории. Автор предлагает программу элективного курса "Русская Православная церковь в борьбе с врагом". Элективный курс способствует духовно-нравственному воспитанию молодежи, воспитанию чувства уважения к трагическим страницам истории нашей страны. Курс может изучаться учащимися как предпрофильных, так и профильных классов и рассчитан на 15 часов.

  • "Русская православная церковь во второй половине XIII – середине XV века". 6-й класс 2012

    Автор: Старочкина Маргарита Александровна

    В ходе занятия дети узнают о причинах союза светской и духовной власти, изменений роли Русской православной церкви в возвышении Москвы в XIV веке.

  • Русская православная церковь во второй половине XIII – середине XV веков 2010

    Автор: Агафонова Наталья Александровна

    Урок ставит своей целью показать роль русской Православной Церкви в образовании централизованного государства, в свержении татаро-монгольского ига, в развитии просвещения, искусства, летописания, а также в формировании мировоззрения, характера русского народа, культурных традиций, образа жизни и эстетических идеалов.

  • Русская Православная Церковь во второй половине XIX века 2011

    Автор: Владимирова Алевтина Анисимовна

    Урок помогает сформировать представления о роли Русской Православной Церкви в государственной системе во второй половине XIX века, познакомить с подвижниками веры православной, обратить на роль в общественной жизни монастырей; развивать мышление, умения работать с документом, анализировать, делать выводы; воспитывать милосердие, скромность, доброе отношение к окружающим.

  • Русская северная изба: внешний вид. 5-й класс 2011

    Автор: Дерябина Оксана Геннадьевна

    Урок знакомит учащихся с традиционной культурой и искусством Русского Севера. Работа на уроке ведется с опорой на ранее полученные знания по таким дисциплинам, как ознакомление с окружающим миром, изобразительное искусство.

  • Русская художественная культура первой половины XIX века 2006

    Автор: Штода Татьяна Ивановна

    Урок формирует у учащихся представление о русской художественной культуре первой половины XIX века, системе ценностей и убеждений, основанной на нравственных и культурных достижениях человечества, воспитывает гуманизм, патриотизм и уважение к традициям и культуре народов России и мира.

  • "Русская ярмарка - показатель экономического развития Московской Руси конца XV — начала XVI века". История, 6-й класс 2007

    Автор: Руденских Ирина Юрьевна

    Цель урока: показать взаимосвязь учебных предметов истории и экономики в ходе изучения вопросов хозяйственного развития государства для более полного восприятия материала; расширить интеллектуальный и творческий потенциал учащихся, погружая их в определенную эпоху через ролевую игру и внедряя экономический компонент в данную историческую тему.


  • Русские земли в XII–XIII веках 2008

    Автор: Ефремова Татьяна Николаевна

    Используемые на уроке поисково-познавательные и творческие задания позволяют приобщить учащихся к историческому прошлому нашей Родины, научить управлять собой в различных ситуациях, развивать творческий потенциал каждого учащегося. В результате дифференцированного подхода происходит сознательное и прочное усвоение системы знаний и умений, развитие познавательных и мыслительных навыков, умение анализировать, обобщать, делать выводы. Данный урок можно использовать при повторении темы и как внеклассное мероприятие.

  • Русские земли и княжества в XI веке и первой половине XIII вв. 2003

    Автор: Мельникова Ольга Геннадьевна

    Урок по истории России с элементами лекции, обобщения и ролевой игры.

  • Русские земли под властью Золотой Орды (6-й класс) 2009

    Автор: Лаврухина Марина Сергеевна

    Содержание уроков с использованием технологии модульного обучения состоит из системы модулей, и применение такой технологии возможно на уроках истории. Модуль позволяет учащемуся последовательно включаться в общую деятельность, по частям производить осознанное взаимодействие в зоне общих целей. С помощью модуля учащиеся дозируют содержание, понимая, какая информация обсуждается и с какой целью. Главное предназначение модуля – развить мышление, сознание человека.

  • Русские первооткрыватели и путешественники. 8-й класс 2012

    Автор: Панасюк Наталья Александровна

    Как заставить учеников задуматься, прочувствовать учебный материал? Думаю, что на этом уроке будет к месту прием, который я назвала "размытая карта" - карта без четких границ, названий. Её предстоит дополнять во время урока, сравнивать с современной картой. Работать на уроке можно с использованием функции "шторка" интерактивной доски.

  • Русский бунт. Изучение трагедии С.А. Есенина "Пугачев" 2011

    Автор: Макина Наталья Михайловна

    В предлагаемом материале рассматривается проблема русского бунта в ходе анализа трагедии С.А. Есенина «Пугачёв». Произведение изучается в контексте отечественной истории и литературы, проводятся параллели с «Капитанской дочкой» А.С. Пушкина, историческими и культурными событиями XX века.

  • Русский быт 2016

    Автор: Цитульская Анна Александровна

    Урок посвящен предметам русского быта XIV–XIX вв. Изучение проводится с помощью предметов быта русских крестьян, представленных в школьном музее. В доступной форме ученикам объясняется назначение предметов школьного музея, а также дадут возможность ребятам самостоятельно ими поработать. Урок направлен на формирование преемственности поколений, для ознакомления с русской стариной и понимания важной роли труда в жизни как древнего, так и современного человека.

  • Русский радикализм середины XIX века. А.И.Герцен 2015

    Автор: Климова Вера Викторовна

    В ходе исследования, выполняемого на основе дополнительных материалов, выясняется сущность и значимость направления «энергии борьбы» публициста, писателя и философа А.И. Герцена. Занятие направлено на формирование критического мышления, совершенствование исследовательских компетентностей в процессе работы с различными информационными источниками.


  • Русский фольклор как исторический источник 2005

    Автор: Говорова Светлана Юрьевна

    История фольклора неразрывна с историей народа. Изучением фольклора занимались и занимаются исследователи таких наук, как философия, история, филология, этнография, археология и др. Особенно эффективно использование фольклорного материала на уроках истории в 6–7-х классах. В произведениях фольклора мы можем увидеть описание русских городов.

  • Русско-турецкая война 1877–1878 гг. 2008

    Автор: Дубичев Олег Валерьевич

    Данный урок является попыткой представить материал по теме в рамках проблемно-деятельного подхода. В начале урока ставиться цель не просто изучить тему, но и составить карту боевых действий, которая должна помочь ученикам лучше запомнить ход войны 1877–1878 гг. Для повышения интереса учащихся во время урока используются фрагменты художественного фильма "Турецкий гамбит" и песня группы "Ногу свело" - "Идем на восток".

  • Русско-турецкая война 1877–1878 гг. 10-й класс 2010

    Автор: Роженцова Ольга Юрьевна

    Урок на примере доблести и мужества армии воспитывает чувство любви и гордости за свою Родину; направлен на развитие навыков работы с источниками, документами, исторической картой, умений обобщить и систематизировать материал, активно воспринимать информацию. Работа содержит документы и выполнена в виде презентации Microsoft PowerPoint.

  • Русско-японская война 1904–1905 гг. 2008

    Автор: Чернов Кирилл Владимирович

    Данный урок разработан для учащихся 9-го класса. Урок может быть использована как в курсе истории Отечества, так и при изучении вопросов связанных с региональным компонентом. Использование на уроке ТСО повышает познавательный интерес у детей, что, несомненно, сказывается на уровне усвоения данного материала.

  • Русско-японская война. 1904–1905 гг. 2014

    Автор: Кузоваткина Светлана Викторовна

    Цель урока: обеспечить усвоение учащимися знаний о ходе русско-японской войны 1904–1905 гг. на основе организации работы с историческими документами и фрагментами из художественной литературы.

  • Русское войско: с древнейших времен и до опричнины 2008

    Автор: Гмирянская Вера Васильевна

    Представлен конспект урока по теме "Русское войско: с древнейших времён и до опричнины" в 7-м классе. Данный урок рассчитан на один академический час. Он должен помочь учащимся в осмыслении процессов, происходивших в русской армии, выявить роль войска в развитии государства, обобщить знания об особенностях вооружения, обмундирования и состава русского войска. Урок должен показать, как на протяжении различных периодов русской истории менялось оружие, появлялись новые рода войск и тактика боя.

  • Русское зарубежье. Люди и судьбы. Интегрированный урок в 11-м классе 2021

    Автор: Евсеева Ирина Григорьевна

    Так что же такое «русское зарубежье»? Вот какой ответ даёт историк русской эмиграции П.Ковалевский: «В мировой истории нет подобного по своему объёму, численности и культурному значению явления, которое могло бы сравниться с русским зарубежьем».


  • "Русь в IX–XII вв." Повторительно-обощающий урок. Брейн-ринг 2010

    Автор: Орлова Валентина Романовна

    Урок позволяет в активной форме обобщить и систематизировать знания учащихся по периоду образования Древнерусского государства. Способствует осмыслению учащимися исторического материала, пониманию сущности новых понятий посредством различных способов закрепления знаний. Учит работать в команде.

  • Русь в X–XIII вв. Повторительно-обобщающий урок по курсу истории России в 6-м классе 2009

    Автор: Луц Марина Николаевна

    Любить Россию - это значит знать и уважать историю своей Родины. Изучая славные страницы военных подвигов, в ходе игры, учащиеся 6-го класса становятся непосредственными участниками событий X-XIII веков.