Русское войско: с древнейших времен и до опричнины

Разделы: История и обществознание


Цели занятия:

  • охарактеризовать облачение, вооружение и состав русского войска с древних времён и до опричнины;
  • выяснить причины введения стрелецких полков и их организационную структуру;
  • продолжить формирование умения проводить сравнительный анализ документов, схем;
  • помочь учащимся ощутить дух изучаемой эпохи, благодаря использованию изобразительного материала (репродукции, иллюстрации).

В ходе подготовки к уроку школьники выполняют творческие задания – рисунки, посвящённых данной теме.

Оборудование урока:

  • выставка рисунков учащихся, посвящённых данной теме;
  • раздаточный материал (изображения русских воинов, оружия и доспехов);
  • репродукции картин русских художников на воинскую тему;
  • схемы составы русского войска.

Тип урока: сообщений новых знаний.

План урока.

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Войско Древней Руси.
  3. Организация военного дела в Киевской Руси.
  4. Русская армия в XIII-XV вв.
  5. Организация стрелецкого войска и его первые победы.
  6. Закрепление изученного.

1. Вступительное слово учителя:

Сегодня мы поговорим о русском войске. Армия всегда играла большую роль в жизни любого государства. Да и одной из причин возникновения государства была необходимость защиты территории. Правители с помощью военной силы добивались всего на свете: богатства, обильных налогов со своих и чужих территорий, возможность завоевания новых земель.

Государство было сильным только при наличии сильной армии. Поэтому правители придавали большое значение своему войску. Сильная армия придавала также устойчивость обществу. Когда власть ослабевала, в стране устанавливался правовой беспредел, хаос, от которых страдали простые люди. Так было во всех странах, в том числе и в России. Итак, мы сегодня будем говорить о том, что из себя представляло русское войско с древних времён и до опричнины.

2. Войско в Древней Руси.

Учитель. Древнерусского воина было трудно отличить от обычного землевладельца или охотника. Одежда была проста: рубаха, штаны-порты. Обувью служили лапти или сапоги из мягкой кожи. На голове носили островерхие шапки-колпаки.

Военное облачение появляется постепенно. Оно зависело от способа ведения военных действий. Русичи не вели захватнический образ жизни, поэтому и оружие у них было оборонительное. Для защиты использовали оружие для охоты (лук, рогатину, копьё) и бытовые предметы (топор, нож).

С развитием кузнечного ремесла появились мечи. Оружие подгонялось под самого ратника, его силу, комплекцию. Для знатных воинов делалось индивидуальное оружие с украшением.

Защитой служил круглый деревянный щит, обитый по краю железной полоской. Были также щиты из камыша, просто деревянные или обтянутые кожей.

Защитной одеждой можно считать кожаные безрукавки, на которые нашивали куски кожи, а позже крепили пластины от копыт лошади, которые впоследствии были заменены металлическими. Такое облачение называлось куяк.

Славяне были храбрыми в боях. Об этом свидетельствуют византийские писатели V-VI вв. Давайте прочитаем их описание славян и ответим на вопрос: что можно сказать об обычаях и характере восточных славян? (документ №2).

Учащиеся отмечают, что славяне были мужественными и независимыми. В бою славянские воины были без защитной одежды, что свидетельствует об их храбрости.

3. Организация военного дела в Киевской Руси

Во времена Киевской Руси (IX-XI вв.) изменилась общественная структура. Появились крупные города. Князь не только господствовал, но и охранял со своей дружиной подвластную ему территорию. В качестве защиты стало широко использоваться кольчатая броня (кольчуга). Процесс изготовления очень трудоёмкий. На одну кольчугу требовалось до 600 метров проволоки сечением 2 мм. Кольца изготовлялись двух типов – просечное и составное. Просечное нарубалось из куска листового железа. Составное кольцо изготовлялось из проволоки, изогнутой в спираль. Затем кольца соединялись порядно, начиная с плеч. Кольчуга имела вид рубахи длиной до бёдер.

Часто надевали два кольчужных доспеха, усиливая защитные возможности облачения. Под кольчугу надевали толстую стёганую одежду.

Весила кольчуга в среднем 6 кг. Усовершенствование вооружения создало новую ремесленную профессию – оружейник.

Подшлемник из кожи с войлоком смягчал удары. Сам шлем собирался из нескольких пластин. Основная форма – конусообразная (см. рисунок 6,9,10). По бокам и сзади шлема прикреплялась кольчужная бармица с подкладкой из кожи или полотна, служившая защитой шеи, плеч ратника.

Основным оружием воинов был меч – прямой, широкий, обоюдоострый, с рукоятью, которая имела крестовину. Кроме меча, оружием были секира, топор, пика, рогатина с длинным (до 60 см) и широким наконечником, небольшие пики – сулицы, палицы – обитые железом и утыканные гвоздями дубины, лук и колчан со стрелами (рис. 1,2).

Также носили пластинчатую броню, состоящую из прямоугольных выпуклых металлических пластин с отверстиями по краям, надвинутых друг на друга и туго связанных между собой кожаными ремешками.

Известны были чешуйчатые доспехи, состоящие из закруглённых металлических пластин. В таком доспехе воин был более подвижен. Эти доспехи делали короткими – до бёдер, что было удобно для всадника.

Войско Киевской Руси состояло из дружин киевского князя и местных князей, отрядов бояр и полков горожан. Сначала дружина была только пешая, на коне восседал сам князь или воевода. Но с появлением угрозы с востока и юга от кочевников появилась конница.

Главной ударной силой стала конная княжеская дружина. В древности говорили: "Князь без дружины, что птица опешена, дружина без князя, что корабль без кормчего".

Посмотрите на схему №1, перечислите отряды, входившие в войско.

Учитель. Численность дружин была невелика – от 300 до 3000 человек, но она была лишь частью войска. Другой частью были простые "вои" – смерды и ремесленники, которых привлекали на службу во времена большой опасности. Вооружение "воев" было попроще: лук, колчан со стрелами, копьё либо боевой топор и нож. Броню "вои" не носили. Она была слишком дорогой. Зато щиты имелись у каждого.

Нередко в войнах принимали участие наёмные дружины – варяги, печенеги, позднее половцы. Они управлялись своим командиром.

При штурме крепости брали с собой специальные осадные приспособления – тараны, камнестрелы.

Итак, мы установили, каков был состав русского войска, чем были вооружены войны.

Давайте послушаем, как описывали поведение русских воинов в бою. Вот оценка (документ №1) араба Ибн Мисхавейха, современника похода руссов на Бердаа в 40-х г. X в.

Учитель. Какие качества характера этих воинов вы можете отметить?

Учащиеся отмечают храбрость и неустрашимость воинов.

5. Русская армия в XIII-XV вв.

Учитель. В XIII в. русичи начали использовать сабли, которые позаимствовали у кочевников. Также появляются новые, заимствованные у кочевых народов Востока разновидности защитного облачения с использованием кольчуги:

колонтарь – доспех, состоящий из двух частей, которые соединялись ремнями на боках латника;

юшман – имел вид куртки, застёгивался на крючки и петли на груди, но воин в нём был малоподвижен;

бахтерец – состоял из двух коротких, до бёдер, частей. Соединённых ремнями; набирался из сплюснутых колец (9 тыс. колец) и продолговатых пластинок (1.5 тыс.); он был самым эластичным и надёжным защитным облачением от сабель и стрел (рис. 3,4).

Изменилось и построение войск перед боем. Давайте посмотрим на схему №2 и сравним её со схемой №1.

Учащиеся отмечают, что в русских дружинах появились специализированные отряды передовой стражи, засадный полк, резерв. Во время боя войско строилось полукругом: полк левой руки, передовой полк, большой полк, полк правой руки.

Учитель. С начала XIII в. Русь вступила в полосу непрерывных военных испытаний. Историки подсчитали, что в течение последующих столетий Руси пришлось участвовать почти в трёхстах войнах: с Ордой, с ливонцами, шведами и другими противниками. Благодаря этому и развивалось военное дело.

Развивалось стратегическое искусство. Русские научились умело использовать во время военных действий ландшафты – леса, болота, реки, холмы и овраги.

А теперь давайте вспомним: какой русский правитель и в какой битве с успехом использовал новые тактические возможности русского войска.

Школьники отвечают, что это был Дмитрий Донской, который командовал русским войском в Куликовской битве.

Учитель. Победа в Куликовской битве была великим шагом в развитии русского военного искусства "Неслась русская слава к Железным вратам, к Кафе по морю, к Тырнову, оттуда к Царьграду: Русь Великая одолела Мамая на поле Куликовом". ("Задонщина").

И снова вопрос: русское воинское искусство связано со многими именами наших воинов. Назовите их.

Школьники называют Александра Невского, Святослава, Дмитрия Донского и др.

6. Организация стрелецкого войска и его первые победы.

Учитель. С воцарением Ивана Грозного произошли изменения в составе русского войска. В 1550 г. были прекращены местнические споры между воеводами во время походов, все они подчинялись воеводе, т.е. главнокомандующему. Так же было организовано войско из стрельцов – воинов, вооружённых не только холодным оружием (сабли), как дворянская конница, но и огнестрельным (пищали) (рис.8). Стрельцы служили постоянно, получали обмундирование, денежное и хлебное жалование.

Стрельцы жили со своими семьями, в свободное от несения караулов время занимались ремёслами и торговлей. Они были организованы в полки и сотни, ведал ими специальный Стрелецкий приказ.

Появились и другие новшества. Перечислите их, прочитав отрывок из "Казанской истории" (документ №3, №4).

Учащиеся отмечают, что в русском войске появилась артиллерия (наряд) и штурмовая стенобитная артиллерия.

Учитель. Всё это привело к победоносному исходу. 31 августа 1552г. московские полки осадили Казань, в которой размещался 30-тыс. гарнизон. 2октября крепость пала. Уже то, что Казань была взята за такой небольшой по средневековым меркам срок, свидетельствовало об усвоении русской армией западных и восточных осадных и штурмовых приёмов.

В XV в. появляется огнестрельное оружие. Но регулярно оно стало применяться лишь в XVII веке. К этому времени все виды старинных доспехов перестают использоваться в русских войсках. Так заканчивается длинный кольчужный век на Руси. В конце урока учитель подводит учащихся к выводу о том, что в русской истории было много страниц, посвящённых борьбе за честь и свободу Отечества, в которых высвечивались лучшие черты русского народного характера – любовь к Родине, готовность ради неё на любые жертвы, мужество и стойкость.

В ходе урока мы проследили становление методов и приёмов воинского искусства. Многое из того, что происходит в нашей современной истории, пришло из глубины веков, как наследие героических поколений, живших на нашей земле. Как говорится в русских пословицах: "Жить – Родине служить", "Слава русского штыка не померкнет никогда".

7. Закрепление изученного.

В ходе закрепления изученного ребята выполняют задания.

I. Ответьте на вопросы.

1. Одна её часть состояла из "лучших" – бояр и начальных людей, другая – из "молодших" – отроков. Обе подчинялись только князю. О чём идёт речь? (О дружине).

2. Как в Древней Руси называли отважного, доблестного воина? (Витязь).

3. Когда в военной истории России опасность представляла … свинья? (В Ледовом побоище, 5апреля 1242г.).

4. Путешественник XVIII в. Ф.Д.Миранда заметил, что русские дают своим военачальникам прозвища в честь … в честь чего же? (В честь места выигранного сражения: Александр Невский, Дмитрий Донской).

5. Какую часть тела древнерусского воина защищала бармица? (шею).

6. Как назывался "бронежилет" времён Александра Невского? (Кольчуга).

7. Как назывался доспех древнерусского воина, представлявший собой кольчужную рубашку без рукавов с металлическими пластинами? (Колонтарь).

8. Какое оружие не изображено на картине В.Васнецова "Богатыри"? (Секира).

9. На Руси боевые бронебойные стрелы изготовлялись из стали или железа и подвергались термической закалке, о чём свидетельствует и их название. Какое? (Стрелы калёные).

10. О чём идёт речь в следующем отрывке – "Ново прибави к ним огненных стрельцов"? (О создании стрелецкого войска).

II. Найдите исторические неточности (рис. 11).

Учитель может предложить классу подготовить к следующему уроку творческую работу (на выбор): "Рассказ участника Куликовской битвы"; "Осада крепости русским войском"; "Герои Древней Руси".

Литература

  1. Новосельцов А.П., Сахаров А.Н., Буганов В.И., Назарова В.Д. "История России с древнейших времён до конца XVIIIв. – М.,2000 г.
  2. Уткина Э.В. "История России". Анализ исторического источника" – М., 2006 г.
  3. "За землю Русскую. Русские воинские повести". – Челябинск, 1994 г.