Цели:
Образовательные:
- Расширить представление учащихся о культуре Руси X-XII вв.
- Показать отличительные черты культуры этого периода.
Воспитательные:
- Формировать чувство гордости к национальной культуре.
- Почувствовать красоту произведений русских земель.
Развивающие:
- Развивать творческие способности у учащихся, чувства, художественное слово, интерес к театрализации.
- Развивать историческое мышление, умение использовать и самостоятельно работать с дополнительной литературой, вести поисковую работу.
Задачи урока – формировать умения:
- Излагать грамотно свои мысли.
- Развивать монологическую речь.
- Творчески подходить к выполнению домашнего задания.
Методическое обеспечение урока:
- Репродукции картин. Перов “Боян”, Васнецов “Тризна”, “После побоища”; Н. Рерих “Поход Игоря”.
- Музыкальное сопровождение. Бородин “Князь Игорь, П.И. Чайковский “Первая симфония”.
Оборудование:
- Книги по русской культуре, рисунки, схема собора.
- Компьютер, проектор.
Виды работ учащихся на уроке:
- Опережающее домашнее задание.
- Работа с понятиями, с учебной и дополнительной литературой.
- Инсценирование.
“О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская!
Многими красотами прославлена ты…
Всем ты преисполнена, земля Русская…”/“Слово о погибели земли Русской”/
Учитель: (чтение эпиграфа, показ через проектор памятников архитектуры, ювелирных изделий, на фоне звучания Первой симфонии П.И. Чайковского (1часть)). Наши предки гордились своей Отчизной. И было чем! Великолепные памятники архитектуры, живописи, поразительной красоты “узорочье” – ювелирные изделия, прекрасные литературные произведения создавались в разных княжествах. До сих пор мы восхищаемся ими. Это истоки нашей культуры.
Что мы должны знать на уроке! (цели)
Объясните, что такое культура?
Культура – все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также все их результаты.
Как формировалась культура Руси? Ведь восточные славяне не получили прямого культурного наследия другого мира?
Русь испытала влияние Византии, язычества, христианства. Культура Руси складывалась как синтетическая.
Сегодня мы рассмотрим 3 направления развития культуры:
- Развитие ремесел.
- Памятники архитектуры.
- Русская литература X-XII вв.
- Кто создавал культуру феодального общества?
- Почему города стали очагами культуры?
Индивидуальное задание: рассказ о берестяных грамотах.
Вывод: Города – центры образования, очаги культуры.
1. Художественные ремесла
Каждая вещь, созданная ремесленниками, была неповторимой, заставляла собой любоваться, являлась истинным произведением искусства. Что такое художественное ремесло?
Художественные ремесла – ремесла, отвечающие требованиям искусства.
Руками горожан создавалась вся бытовая часть феодальной культуры: резьба и украшения храмов, каждая вещь была неповторимой.
Индивидуальное задание: Рассказ о звездчатом колте (Приложение 1).
Вывод: Русские ремесленники имели высокий вкус и талант.
Индивидуальное задание: Прииртышские художественные творения (Приложение 2).
2. Памятники архитектуры.
Среди ремесленников были градостроители. Они создавали великолепные каменные здания.
Церковь Покрова Богородицы на Нерли (Анализ архитектурного памятника по памятке демонстрация через проектор).
Индивидуальное задание: История строительства памятника (Приложение 3)
Храм Покрова на Нерли построен А. Боголюбским в честь победы над волжскими булгарами и в память о великом погибшем княжиче.
- Почему его так называют Покров Богородицы? (Индивидуальное задание)
- Назовите элементы храма (по схеме):
Купол – это то, что находится ниже креста, олицетворяет “видимое, земное небо”.
Барабан – многогранное или круглое в плане завершение храма.
Закомары – полукруглое завершение верхней части стены.
Аркатурный пояс – цепь глухих маленьких арок на колонках, примыкающих к стене.
Апсида – полукруглый выступ в восточной части храма.
Вывод: Веками формировался неповторимый облик древнерусской архитектуры. Храм как символический образ космоса соединил в себе и небесное, и земное. Он был средоточением нескольких видов искусства. Иконы, фрески, мозаики, торжественное богослужение, церковное пение составляли в нем удивительное единство (даем определения этим понятиям)
3. Литература.
Молчат гробницы, мумии и кости
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте
Звучат лишь Письмена.
Русская литература – одна из самых древних в Европе. Ее начало восходит к X в. Книги на Руси любили и почитали. Она древнее, чем литература английская, французская или немецкая.
О ком писала Н.Кончаловская?
В монастырской келье узкой,
В четырех глухих стенах
О земле, о древнерусской
Быль записывал монах. (Нестор)
Что такое летопись?
Летопись – погодное изложение событий.
Какие Вы знаете летописи? (Слово Д. Заточника /учебник/)
Кто такой Д. Заточник?
Как он относился к княжеской власти?
Почему он ратовал за ее укрепление?
“С большой художественной силой и выразительностью Даниил говорит, ...каким должен быть идеальный князь — правитель земли и справедливый отец своих подданных. Такой... князь ...щедр и заботлив к людям. Он должен их согревать, как солнце, и питать от щедрот своих. Как весна украшает земли цветами, так и князь должен украшать себя милостями... Князь должен покровительствовать мудрым и отстранять от себя неразумных... Как кормчий — глава кораблю, так и князь — глава своим людям. Полки без князя то же, что зверь без головы. Князь должен быть не только добр и милостив, но грозен и внушать страх людям. Лев рыкнет, и кто не устрашится! Как змий страшен свистом своим, и князь должен быть грозен множеством воинов”.
Вывод: “Слово…” отражает общественное мнение передовых людей того времени, понимавших необходимость установления сильной единой власти для прекращения феодальных распрей и усобиц, для усиления Руси.
Выражением народного стремления к единению стали созданные в годы раздробленности сказания и былины (чтение наизусть отрывка из былины по выбору).
“Слово о полку Игореве” /до изучения ее прочитали в классе/
- История открытия /Индивидуальное задание/
- Сюжет /отвечают учащиеся/
- Поход Игоря (звучит увертюра к опере)
- Вещий сон “Золотое слово” (инсценировка)
- Плач Ярославны (инсценировка на фоне музыки)
Вывод: Создатель поэмы выступает как патриот и выдающийся политический деятель. Главное внимание он уделяет выяснению причин поражения в борьбе с половцами. Спасение Руси в восстановлении единства. Все произведение пронизано горячей любовью к Родине.
(демонстрация картин Васнецова, Рериха).
Итоги урока, выводы, оценки.