Цель:
- показать Серебряный век как явление русской культуры, основанное на глубинном единстве всех его творцов - поэтов, философов,
художников, композиторов.
- Эстетическое воспитание.
Зрительный ряд: репродукции полотен В.Серова, М.Врубеля, В.Борисова-Мусатова, К.Коровина, К.Сомова, А.Бенуа и других художников. Фрагменты видеофильма "Мир искусства".
Музыкальный ряд: 1. "Вокализ" С.В.Рахманинова.
2. "Концерт для фортепиано с оркестром" А.Н.Скрябина
Эпиграфы:
Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувственности, беспокойства исканий...
Н.Бердяев
Воплощение мечтаний,
Жизни с грезою игра,
Этот мир очарований,
Этот мир из серебра!
В.Брюсов
Ход урока.
I. Слово учителя.
(Звучит "Вокализ" Рахманинова)
Образное выражение "Серебряный век", ставшее почти терминoлогическим определением эпохи рубежа XIX-XXвв., впервые возникло в критике тех лет, посвященной новым явлениям в русской поэзии. Имелся в виду второй после "золотого" пушкинского века подъем лирического искусства. Но сегодня объем понятия "Серебряный век" значительно шире. Речь идет уже не только о поэзии и вообще литературе, но и о философии, живописи, музыке, театре.
Временные рамки Серебряного века можно обозначить лишь условно, но в целом - это период, охватывающий годы с начала 1890-х, когда в печати появляются стихи Вл.Соловьева и первые поэтические опыты В.Я.Брюсова, а в живописи утверждается мистический реализм В.М.Васнецова и М.В.Врубеля, и до начала Первой мировой войны, приведшей к краху Российской империи и установлению диктатуры большевиков в 1917г., хотя агония Серебряного века продолжалась еще вплоть до начала 1920-х годов (смерть Н.Гумилева и А.Блока).
Культура Серебряного века поражает обилием талантов и многообразием художественных поисков. Почти полувековое царствование реализма, прославленное именами Пушкина, Гоголя, Гончарова, Толстого, Достоевского, Тургенева, Чехова, Крамского, Сурикова, Перова, Репина, Саврасова, Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова и других, сменилось эпохой безудержного творческого эксперимента. Поражает стремительность, с которой проявляются новые эстетические направления, течения, школы. При этом художественные прозрения и открытия интенсивно осмысливаются самими творцами и оформляются в виде теоретических трудов и эстетических манифестов.
Искусствоведческая и литературная критика переполнены всевозможными наукообразными самоназваниями: "символизм", "акмеизм", "адамизм", "кларизм", "футуризм", "будетляне", "кубофутуризм", "эго-футуризм", "кубизм", "имажинизм", "экспрессионизм", "лучизм", "супернатурализм", "супрематизм", "лимитизм", "сциентизм" и т.д. Некоторые из них впоследствии утведились в качестве терминов, многие канули в Лету.
Все эти "измы" не были какими-то строго определенными, замкнутыми системами, очень часто творчество одного художника включало в себя произведения, созданные в разных стилях. Целый ряд поэтов, писателей, живописцев, в начале своего пути выступивших под знаменем того или иного направления, позже, в силу своей индивидуальности и таланта, попросту "переросли" эти направления и создали свои неповторимые художественные системы.
II. Культура Серебряного века.
- Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите слова "Серебряный век"? Какие ассоциации вызывает звучание этих слов?
Серебряный век - блеск, яркость, звон, утонченность, бряцанье, хрусталь, бокалы, хрупкость, капель, металл, оружие, мгновенность, недолговечность, отражения, блики, прозрачность, свечение, сияние, дымка, туман, волшебство, тайна, шепот, голоса, уста, глаза, колокольчики, бубенцы.
Звуковой облик слов "Серебряный век" создает в нашем воображении особый мир, настраивает нас на разговор о чем-то возвышенном и прекрасном.
- Итак, попробуем перенестись на сто лет назад, окунуться в атмосферу эпохи Серебряного века.
1. Историческая справка.
На смену некоторому застою в экономической и политической жизни России последних десятилетий XIX в. пришел период социальных, политических потрясений.
Хроника ключевых событий эпохи:
1890-е - начало эпохи экономического роста, реформы Витте.
1894 - начало царствования Николая II.
С 1902 - массовое создание политических партий: социалистических, либеральных, консервативных, националистических.
1903 - второй съезд РСДРП.
1904-1905 - русско-японская война.
1905-1907 - первая русская революция.
1906 - создание I Государственной Думы.
1914 - начало Первой мировой войны.
1917 - Февральская революция; свержение самодержавия; Октябрьская революция.
Человек этой тревожной, противоречивой, кризисной эпохи понимал, что живет в особое время, предчувствовал надвигающуюся катастрофу, находился в состоянии растерянности, беспокойства, осознавал свое роковое одиночество. В художественной культуре получило распространение декадентство, мотивы которого стали достоянием ряда художественных течений модернизма.
Декаденство (лат. decadentia - упадок) - явление в культуре конца XIX-начала XXвв., отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний.
Модернизм (фр. moderne - новейший, современный) - художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале XXв., воплотившаяся в системе относительно самостоятельных художественных направлений и течений, характеризующихся ощущением дисгармонии мира, разрывом с традициями реализма, бунтарско-эпатирующим мировосприятием, преобладанием мотивов утраты связи с реальностью, одиночества и иллюзорной свободы художника, замкнутого в пространстве своих фантазий, воспоминаний и субъективных ассоциаций.
2. Поэзия Серебряного века
Поэзия - это всплеск чувств, озарение, сердечная боль, безумство, апатия... И всегда потрясение.
Сколько бедствий, катастроф вобрал в себя период начала века! Надежды и разочарования, взлеты и падения, обретения и потери... А что ждало человека впереди? Этого не знал никто. Только поэты предчувствовали будущее. Предчувствие обретало форму стиха. Стих был ярко индивидуален...
Каждый поэт - ярчайшая индивидуальность, бесспорно одаренная личность. Каждый считает, что он в ответе за будущее. Каждый стремится вобрать в свое творчество, в воображение и душу весь мир - космос, вечность, явления живой природы, культуры. Поэтому подобное стремление других поэтов воспринимается как посягательство на собственную вселенную. Отсюда и стремление защитить свой поэтический мир, оградить его от вторжения оппонентов и желание во что бы то ни стало доказать свою правоту читателю.
Чтобы отразить нападки противников, поэты объединялись в литературные группировки.
Символизм.
В 1909г. И.Анненский в программной для Серебряного века статье "О современном лиризме" наметил задачи своего поэтического окружения:
"Современная поэзия чужда крупных замыслов, и в ней редко чувствуется задушевность и очарование лирики поэтов пушкинской школы. Но зато она более точно и разнообразно, чем наша классическая, умеет передавать настроение..."
Новое мировоззрение требовало нового приема, таковым стал символ - многозначное иносказание.
Символ - предмет или слово, условно выражающий суть какого-либо явления (буря - символ революции, меч - символ войны). Литература богата индивидуальными символами, созданными поэтами. Смысл их раскрывается, если вникнуть в поэтический мир автора и литературные направления, к которым он принадлежит (например, символ Прекрасной Дамы у Блока).
Символизм (греч.symbolon - знак, символ) - направление в искусстве 1870-1910-х годов; универсальная философия, этика, эстетика и образ жизни того времени.
Символ для символистов - это не общепонятный знак. От реалистического образа он отличается тем, что передает не объективную суть явления, а индивидуальное представление поэта о мире, чаще всего смутное и неопределенное. Символ преобразует "грубую и бедную жизнь" в "сладостную легенду". (Бальмонт)
Русский символизм возник как цельное направление, но преломился в ярких, независимых, непохожих индивидуальностях. Если колорит поэзии Ф.Сологуба мрачен и трагичен, то мировосприятие раннего Бальмонта, напротив, пронизано солнцем, оптимистично.
Литературная жизнь Петербурга в начале Серебряного века кипела и концентрировалась на "Башне" В.Иванова и в салоне Гиппиус-Мережковского: индивидуальности развивались, переплетались, отталкивались в горячих дискуссиях, философских диспутах, импровизированных уроках и лекциях. Именно в процессе этих живых взаимопересечений от символизма отошли новые течения и школы - акмеизм, главой которого стал Н.Гумилев, и эгофутуризм, представленный в первую очередь словотворцем И.Северяниным.
Акмеисты (греч.acme - высшая степень чего-либо, цветущая сила) противопоставляли себя символизму, подвергали критике туманность и зыбкость символистского языка и образа. Проповедовали ясный, свежий и "простой" поэтический язык, где слова прямо и четко называли бы предметы, а не обращались бы, как в символизме, к "таинственным мирам".
На смену неопределенным, красивым, возвышенным символам, недосказанности и недовыраженности пришли простые предметы, карикатурные композиции, острые, резкие, вещные знаки мира. Поэты - новаторы (Н.Гумилев, С.Городецкий, А.Ахматова, О.Мандельштам, В.Нарбут, М.Кузмин) ощущали себя создателями свежих слов и не столько пророками, сколько мастерами в "рабочей комнате поэзии" (выражение И.Анненского). Недаром объединившаяся вокруг акмеистов общность назвала себя именно цехом поэтов: указание на земную подоплеку творчества, на возможность коллективного вдохновенного усилия в поэтическом искусстве.
Одновременно возникло другое модернистское течение - футуризм, распадавшийся на несколько группировок.
Футуристы (лат.futurum - будущее) занимались поиском новых языковых форм, отрицали культуру прошлого. В их творчестве были заметны черты социального протеста, отхода от буржуазной культуры.
Футуристы были одержимы идеей разрушения старого мира. Недаром одно из важнейших футуристических изданий самоопределилось именно как пощечина общественному вкусу - в этом содержится указание на конфликтность и полемичность по отношению к предшественникам.
3. Живопись.
Настроения Серебряного века русской культуры нашли глубокое, проникновенное отражение в творчестве музыкантов и художников.
Всмотритесь в полотна живописцев, вслушайтесь в звуки музыки композиторов этой эпохи. (Звучит "Концерт для фортепиано с оркестром" А.Н.Скрябина).
Бесспорно, одним из лидеров в русском искусстве конца XIX - начала XXвв. был Валентин Александрович Серов (1856 - 1911) - выдающийся живописец и рисовальщик, превосходный портретист и пейзажист, театральный художник и иллюстратор. Именно ему суждено было практически осуществить переход от принципов искусства критического реализма конца XIXв. к иным творческим принципам, что легли в основу искусства XXв. Программной работой Серова стала картина "Девочка с персиками" 1887 г. - портрет Веруши Мамонтовой, написанный в Абрамцеве. В картине явно присутствуют элементы имрессионизма.
Импрессионизм (франц. impression - впечатление) - направление в искусстве (музыка, живопись, литература) последней трети XIX - начала XXвв. Стремясь непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать непосредственно как бы мимолетные впечатления, импрессионисты-живописцы разработали систему пленэра (воздух, дыхание ветра, солнечный свет); они писали раздельными мазками "чистого цвета" (то есть не применяли смешанных красок), точно воссоздавали оттенки цвета и цветные тени.)
Девочка в розовой кофточке с черным бантом сидит за столом, на котором желтеют бархатные персики. В окно льется хрустальный свет. Кленовые листья на столе как бы связывают пейзаж за окном с интерьером комнаты. Тени, отбрасываемые предметами, прозрачны, и фигура кажется окруженной воздухом. Световые блики придают лицу нежность и одухотворенность.
Картина "Девочка с персиками" стала проявлением взволнованного, поэтического отношения к миру самого художника.
Серов работал во многих жанрах, но ведущим в его творчестве стал портрет. Серов - один из крупнейших мастеров психологического портрета конца XIX- начала XXвв., его кисти принадлежат больше 200 портретов. В основе каждого - глубокий замысел, для каждого он искал свое, особое колористическое решение, более того - даже особую технику исполнения. Он охотно прибегал к заострению образа, к выявлению ведущей черты характера. Примером тому - портрет его друга, художника Константина Коровина. Серов показал его как человека открытого, влюбленного в жизнь, чуточку богемного.
Константин Алексеевич Коровин (1861-1939) был первым художником в России, который последовательно развивал живописные принципы импрессионизма. То открытие чувственной красоты мира, неповторимости каждого мгновения жизни, неисчерпаемой пластической выразительности окружающей нас пейзажной и предметной сферы, которое совершил Коровин, буквально промыло глаза живописцам России, обогатило и просветило их палитру.
Он записывал в своем дневнике:
"Нужны картины, которые близки сердцу, на которые отзывается душа... нужен свет - больше отрадного, светлого..."
И он писал женщин, излучавших обаяние юности, приморские кафе на ялтинской набережной, розы и фрукты, серебристое свечение русской зимы, ночные огни парижских бульваров. Пейзажи, натюрморты и интерьеры у Коровина 10-х годов - истинные шедевры. Эти три жанра как бы сливаются, составляя некий новый видовой сплав. Взять, к примеру, натюрморт "Розы и фиалки" (1912 г.). Натюрморт плавно переходит в морской пейзаж за окном террасы, где на столе стоит букет роз, - зрелище становится единым и слитным.
Михаил Александрович Врубель (1856-1910), несомненно, один из самых крупных и ярких художников рубежа веков. Талант Врубеля необычайно многогранен: и в монументальной живописи, и в станковой, и в скульптуре, и в книжной графике, и в создании театральных композиций - везде Врубель был гениален.
Врубель - великий революционер русской живописи. Он утвердил в ней символизм в 80-х годах еще до того, как это мощное направление мировой культуры нашло свое выражение в русской поэзии. Не случайно поэты-символисты - Блок, Брюсов, Белый - почитали Врубеля своим предтечей. В его творчестве символизм обрел собственный язык, свой мир образов, свой стиль.
Одно из самых чарующих произведений Врубеля - картина "Царевна-Лебедь" (1900), созданная под впечатлением удивительного исполнения Надеждой Ивановной Забелой партии Царевны-Лебедь в опере Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане", которую композитор написал специально для нее (Н.И.Забела - жена и муза художника Врубеля.) В картине "Царевна-Лебедь" (1900) сказочно-символический образ возникает из стихии моря, из плеснувшейся волны и вот-вот уплывет во тьму. Оглянувшись, она в последний раз смотрит на нас. Грусть и любовь в ее глазах, больших и печальных. Чем-то тревожным веет от ее сазочно-прекрасного образа.
Есть образ, к которому Врубель возвращался на протяжении всей своей жизни, - это Демон, символизирующий для него вечно мятущийся человеческий дух. Он созвучен лермонтовскому Демону. Страдающий и скорбный, властный и величавый, этот образ, созданный художником, стал классическим для всех искусств. Так, Шаляпин признавался: "От Врубеля мой Демон". Токами высокого духовного напряжения пронизан мир Врубеля - в этом его тайна и залог долговечности.
"Мир искусства" - так назывался журнал, выходивший в Петербурге с 1898 по 1904гг. Но это не только журнал, это новое художественное течение, объединение художников, просуществовавшее вплоть до 1924г. с перерывом с 1904 по 1910гг. Ядро объединения составили художники А.Бенуа, К.Сомов, М.Добужинский, Е.Лансере, Б.Кустодиев, Н.Рерих, И.Билибин. Примыкали к "Миру искусства" и участвовали в его выставках Серов, Левитан, Врубель, Коровин. Как писала М.К.Тенишева,
"задачей "Мира искусства" было выдвинуть молодых, способных и талантливых художников, заговорить о них в журнале и обратить внимание на них посредством выставки, которая бы воочию показала публике, что в России есть свежие и молодые силы кроме передвижников..."
В художественном творчестве мирискусников есть нечто общее. Они стремились увидеть свою страну, ее историю и современность в динамике времени, в масштабе всего мира. Это породило жанр исторического пейзажа, своего рода фантазии на темы разных эпох. Особенно их привлекали периоды расцвета дворянской культуры: в России - XIX век, во Франции - XVIII. Этим эпохам посвящены, например, картины "Прогулка" А.Бенуа, "Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе" Е.Лансере. Важнейшая их черта - эстетизм, любование классической строгостью линий и форм. И в то же время в них явственно ощущается ирония по отношению к своим героям. Особенно заметна она в картине Сомова "Арлекин и дама".
В названии объединения "Мир искусства" проявилась его главная черта - стремление к синтезу искусства. С именами мирискусников связан расцвет книжной иллюстрации - синтез литературы и графики. Теперь даже невозможно себе представить сказки Пушкина без иллюстраций Билибина, "Медного всадника" без иллюстраций Бенуа, а "Хаджи-Мурата" без иллюстраций Лансере.
(Просмотр фрагмента видеофильма "Мир искусства" - 10 минут)
III. Заключительное слово учителя.
Важнейшее свойство эпохи Серебряного века - лирическое преображение всех видов искусства.
В начале XXв. принципиально изменились способы воспроизведения действительности в произведениях живописи. В XIXв. изобразительное искусство служило аналогией прозы: жанровые полотна и психологические портреты передвижников были отражением реальных эпизодов социальной жизни или биографий. Художники новой, поэтической, эпохи отошли от материального быта и окружили метафизического героя вечными образами природы и мифологии. Живопись, подобно поэзии, проникалась лирическим, религиозным и философским началами.
Нечто похожее можно сказать и о музыке: после тяготевших к исторической достоверности и социальной содержательности опер М.П.Мусоргского и П.И.Чайковского наступила эпоха А.Скрябина и С.Рахманинова.
Первые 15 лет XX в. - время, когда наиболее верным и полным выражением эмоционального мира человека, стоящего лицом к лицу со Вселенной и Бытием, оказывается искусство танца, поэзии и музыкального исполнения.
Для символистов первым из искусств, выражающим подлинные чувства человека, была музыка. Многие акмеисты воспевали зодчих и их творения как наивысшие достижения человеческого духа. Футуристы считали высшим искусством живопись; почти все они были художниками. Но все они, представители разных поэтических направлений, ощущали непреодолимое влечение к богатому миру искусства.
Литература к уроку:
- Конспекты уроков для учителя литературы. 11 класс. Серебряный век русской поэзии., ч.I., М., 1999.
- История русского и советского искусства (под ред. Д.В.Сарабьянова), М., 1979.
- Н.Дмитриева. Михаил Врубель., М., 1988.
- Газ. “Литература” (ПС), № 21-96.
- Газета “Искусство” (ПС), № 35-97.