"Русская культура Серебряного века"

Разделы: История и обществознание


Цель:  

  • показать  Серебряный  век  как  явление  русской  культуры, основанное на глубинном  единстве  всех  его творцов - поэтов, философов,  художников, композиторов.
  • Эстетическое воспитание.

Зрительный ряд: репродукции полотен В.Серова, М.Врубеля, В.Борисова-Мусатова, К.Коровина, К.Сомова, А.Бенуа и других художников. Фрагменты видеофильма "Мир искусства".

Музыкальный ряд: 1. "Вокализ" С.В.Рахманинова.
2. "Концерт для фортепиано с  оркестром" А.Н.Скрябина

Эпиграфы:                                     

Это была эпоха пробуждения в России  самостоятельной философской  мысли,  расцвет  поэзии  и  обострение эстетической чувственности, беспокойства исканий... 

Н.Бердяев

Воплощение мечтаний,
Жизни с грезою игра,
Этот мир очарований,
Этот мир из серебра!

В.Брюсов

Ход урока.

I. Слово учителя.

(Звучит "Вокализ" Рахманинова)

Образное выражение "Серебряный  век", ставшее почти  терминoлогическим определением эпохи рубежа XIX-XXвв., впервые  возникло в критике тех лет, посвященной новым явлениям в  русской  поэзии. Имелся в виду второй после "золотого" пушкинского века подъем лирического искусства. Но сегодня объем понятия  "Серебряный   век" значительно шире. Речь идет уже не только о поэзии и вообще литературе, но и о философии, живописи, музыке, театре.

Временные рамки  Серебряного  века  можно обозначить  лишь  условно, но  в  целом - это  период,  охватывающий  годы  с  начала 1890-х, когда в печати появляются  стихи  Вл.Соловьева  и  первые поэтические опыты В.Я.Брюсова, а в живописи  утверждается  мистический реализм В.М.Васнецова и М.В.Врубеля, и  до  начала  Первой мировой войны, приведшей к краху Российской империи и  установлению диктатуры большевиков в 1917г., хотя агония  Серебряного  века  продолжалась еще вплоть до начала 1920-х годов (смерть  Н.Гумилева и А.Блока).

Культура  Серебряного  века  поражает обилием талантов и многообразием художественных поисков. Почти  полувековое  царствование реализма, прославленное именами Пушкина,  Гоголя,  Гончарова, Толстого, Достоевского, Тургенева, Чехова,  Крамского,  Сурикова, Перова,  Репина,  Саврасова, Чайковского,  Мусоргского,  Римского-Корсакова и других, сменилось эпохой безудержного  творческого эксперимента. Поражает стремительность, с которой проявляются новые эстетические направления, течения, школы. При  этом  художественные прозрения  и  открытия  интенсивно  осмысливаются  самими творцами и оформляются в виде теоретических трудов  и  эстетических манифестов.

Искусствоведческая и литературная критика переполнены всевозможными  наукообразными  самоназваниями:  "символизм", "акмеизм", "адамизм", "кларизм", "футуризм", "будетляне",  "кубофутуризм", "эго-футуризм",  "кубизм",  "имажинизм",  "экспрессионизм", "лучизм",  "супернатурализм",  "супрематизм",  "лимитизм", "сциентизм" и т.д. Некоторые из них впоследствии утведились в качестве терминов, многие канули в Лету.

Все эти "измы" не были какими-то строго  определенными,  замкнутыми системами, очень часто творчество одного художника  включало в себя произведения, созданные в разных  стилях.  Целый  ряд поэтов, писателей, живописцев, в начале своего  пути  выступивших под знаменем того или иного направления, позже, в силу своей  индивидуальности и таланта, попросту "переросли" эти направления  и создали свои неповторимые художественные системы.

II. Культура Серебряного века.

- Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы  слышите слова "Серебряный век"? Какие ассоциации вызывает  звучание этих слов?

Серебряный век - блеск, яркость, звон, утонченность, бряцанье, хрусталь, бокалы, хрупкость,  капель,  металл,  оружие,  мгновенность, недолговечность, отражения, блики, прозрачность, свечение, сияние, дымка, туман, волшебство,  тайна,  шепот,  голоса,  уста, глаза, колокольчики, бубенцы.

Звуковой облик слов "Серебряный век" создает в нашем воображении особый мир, настраивает нас на разговор о чем-то  возвышенном и прекрасном.

- Итак, попробуем перенестись на сто лет назад,  окунуться в атмосферу эпохи Серебряного века.

1. Историческая справка.

На смену некоторому застою  в  экономической  и  политической жизни  России  последних  десятилетий  XIX в.  пришел  период  социальных, политических потрясений.

Хроника ключевых событий эпохи:

1890-е - начало эпохи экономического роста, реформы Витте.
1894   - начало царствования Николая II.
С 1902 - массовое создание политических  партий:  социалистических, либеральных,  консервативных,  националистических.
1903   - второй съезд РСДРП.
1904-1905 - русско-японская война.
1905-1907 - первая русская революция.
1906 - создание I Государственной Думы.
1914 - начало Первой мировой войны.
1917 - Февральская революция; свержение самодержавия;  Октябрьская революция.

Человек этой тревожной, противоречивой, кризисной эпохи понимал, что живет в особое время, предчувствовал  надвигающуюся  катастрофу,  находился  в  состоянии  растерянности,  беспокойства, осознавал свое роковое одиночество. В художественной культуре получило распространение декадентство, мотивы которого стали достоянием ряда художественных течений модернизма.

Декаденство (лат. decadentia - упадок) - явление  в  культуре конца XIX-начала XXвв., отмеченное отказом от гражданственности, погружением в  сферу  индивидуальных переживаний.

Модернизм (фр. moderne - новейший, современный) - художественно-эстетическая система,  сложившаяся  в  начале XXв., воплотившаяся в системе  относительно  самостоятельных художественных  направлений  и  течений, характеризующихся ощущением дисгармонии мира, разрывом с традициями реализма, бунтарско-эпатирующим мировосприятием, преобладанием мотивов утраты связи с реальностью, одиночества и иллюзорной свободы художника, замкнутого в пространстве своих  фантазий, воспоминаний и субъективных ассоциаций.

2. Поэзия Серебряного века

Поэзия - это всплеск чувств, озарение, сердечная боль,  безумство, апатия... И всегда потрясение.
Сколько бедствий, катастроф вобрал в себя период начала века! Надежды и разочарования, взлеты и падения, обретения и  потери... А что ждало человека впереди? Этого не знал никто.  Только  поэты предчувствовали будущее. Предчувствие обретало форму стиха.  Стих был ярко индивидуален...

Каждый поэт - ярчайшая индивидуальность, бесспорно  одаренная личность. Каждый считает, что он в ответе за будущее. Каждый  стремится вобрать в свое творчество, в воображение и душу весь мир - космос, вечность, явления живой природы, культуры. Поэтому  подобное стремление других поэтов  воспринимается  как  посягательство  на собственную вселенную. Отсюда и стремление защитить  свой  поэтический мир, оградить его от вторжения оппонентов и желание во что бы то ни стало доказать свою правоту читателю.

Чтобы отразить нападки противников, поэты объединялись в  литературные группировки.

Символизм.

В  1909г. И.Анненский  в  программной  для  Серебряного  века статье "О современном лиризме" наметил задачи своего  поэтического окружения:

"Современная поэзия чужда крупных замыслов,  и  в  ней  редко чувствуется задушевность  и  очарование лирики поэтов  пушкинской школы. Но зато она более точно и разнообразно, чем наша классическая, умеет передавать настроение..."

Новое мировоззрение требовало  нового  приема,  таковым  стал символ - многозначное иносказание.

Символ - предмет или слово,  условно  выражающий  суть  какого-либо явления (буря - символ революции, меч - символ войны). Литература богата индивидуальными символами, созданными поэтами. Смысл их раскрывается, если вникнуть в поэтический мир автора и  литературные направления, к  которым  он  принадлежит  (например, символ Прекрасной Дамы у Блока).

Символизм (греч.symbolon - знак, символ) - направление в  искусстве 1870-1910-х годов; универсальная  философия, этика, эстетика и образ жизни того времени.

Символ для символистов - это не общепонятный знак. От  реалистического образа он отличается тем, что  передает  не  объективную суть явления, а индивидуальное представление поэта о  мире,  чаще всего смутное и неопределенное. Символ преобразует "грубую и бедную жизнь" в "сладостную легенду". (Бальмонт)

Русский символизм возник как цельное направление, но преломился в ярких, независимых, непохожих индивидуальностях. Если колорит поэзии Ф.Сологуба мрачен и трагичен, то мировосприятие раннего Бальмонта, напротив, пронизано солнцем, оптимистично.
Литературная жизнь Петербурга в начале Серебряного века  кипела и  концентрировалась  на  "Башне"  В.Иванова  и  в  салоне Гиппиус-Мережковского: индивидуальности  развивались,  переплетались, отталкивались в горячих дискуссиях,  философских  диспутах, импровизированных уроках и лекциях. Именно в процессе этих  живых взаимопересечений от символизма отошли новые течения  и  школы - акмеизм, главой которого стал Н.Гумилев, и эгофутуризм, представленный в первую очередь словотворцем И.Северяниным.

Акмеисты (греч.acme - высшая степень чего-либо, цветущая  сила) противопоставляли себя символизму, подвергали критике  туманность и зыбкость символистского языка  и  образа.  Проповедовали ясный, свежий и "простой" поэтический язык, где слова прямо и четко  называли бы предметы, а не  обращались  бы,  как  в  символизме,  к "таинственным  мирам".
На смену неопределенным, красивым, возвышенным символам,  недосказанности и недовыраженности пришли простые предметы, карикатурные композиции, острые, резкие, вещные знаки мира. Поэты - новаторы  (Н.Гумилев,  С.Городецкий,  А.Ахматова,    О.Мандельштам, В.Нарбут, М.Кузмин) ощущали себя создателями  свежих  слов  и  не столько пророками, сколько мастерами в "рабочей  комнате  поэзии" (выражение И.Анненского). Недаром объединившаяся  вокруг  акмеистов общность назвала себя именно цехом поэтов: указание  на  земную подоплеку творчества, на возможность коллективного вдохновенного усилия в поэтическом искусстве.

Одновременно возникло другое модернистское течение - футуризм, распадавшийся на несколько группировок.

Футуристы (лат.futurum - будущее)  занимались  поиском  новых языковых форм, отрицали культуру прошлого. В их  творчестве  были заметны черты социального протеста, отхода от буржуазной культуры.
Футуристы были одержимы идеей разрушения  старого  мира. Недаром одно из важнейших  футуристических  изданий  самоопределилось именно как пощечина общественному вкусу - в этом содержится  указание на конфликтность и полемичность по отношению к предшественникам.

3. Живопись.

Настроения Серебряного века русской культуры нашли  глубокое, проникновенное отражение в творчестве музыкантов и художников.
Всмотритесь в полотна живописцев, вслушайтесь в звуки  музыки композиторов этой эпохи. (Звучит "Концерт для фортепиано с оркестром" А.Н.Скрябина).

Бесспорно, одним  из лидеров в русском искусстве  конца  XIX - начала XXвв. был Валентин Александрович Серов (1856 - 1911) - выдающийся живописец и рисовальщик, превосходный портретист и  пейзажист, театральный художник и иллюстратор. Именно  ему  суждено было практически осуществить переход от принципов искусства  критического реализма конца XIXв. к иным творческим  принципам,  что легли в основу искусства XXв.  Программной  работой  Серова  стала картина "Девочка с персиками" 1887 г. - портрет  Веруши  Мамонтовой, написанный в Абрамцеве. В картине явно присутствуют  элементы имрессионизма.

Импрессионизм (франц. impression - впечатление) - направление в искусстве (музыка, живопись, литература) последней трети XIX - начала XXвв. Стремясь непредвзято запечатлеть реальный  мир  в  его подвижности и изменчивости, передать непосредственно как бы мимолетные впечатления, импрессионисты-живописцы  разработали систему пленэра (воздух, дыхание ветра, солнечный свет); они писали  раздельными мазками "чистого цвета" (то есть не применяли  смешанных красок), точно воссоздавали оттенки цвета и цветные тени.)

Девочка в розовой кофточке с черным бантом сидит  за  столом, на котором желтеют бархатные персики. В окно  льется  хрустальный свет. Кленовые листья на столе как бы связывают пейзаж за окном с интерьером комнаты. Тени,  отбрасываемые предметами,  прозрачны, и фигура кажется окруженной воздухом. Световые блики  придают  лицу нежность и одухотворенность.
Картина "Девочка с персиками" стала проявлением взволнованного, поэтического отношения к миру самого художника.

Серов работал во многих жанрах, но ведущим в  его  творчестве стал портрет. Серов - один из крупнейших мастеров психологического портрета конца XIX- начала XXвв., его кисти принадлежат больше 200 портретов. В основе каждого - глубокий замысел, для каждого он искал свое, особое колористическое решение, более того - даже  особую технику исполнения. Он охотно прибегал к заострению образа, к выявлению ведущей черты характера. Примером тому  -  портрет  его друга, художника Константина Коровина. Серов показал его как  человека открытого, влюбленного в жизнь, чуточку богемного.

Константин Алексеевич Коровин (1861-1939) был первым художником в России, который последовательно развивал живописные принципы импрессионизма. То открытие чувственной красоты мира, неповторимости каждого мгновения жизни, неисчерпаемой пластической  выразительности окружающей нас пейзажной и предметной  сферы, которое совершил Коровин, буквально промыло глаза живописцам России, обогатило и просветило их палитру.

Он записывал в своем дневнике:

"Нужны картины, которые близки сердцу, на которые  отзывается душа... нужен свет - больше отрадного, светлого..."

И он писал женщин, излучавших обаяние юности, приморские  кафе на ялтинской набережной, розы и фрукты,  серебристое  свечение русской зимы, ночные огни парижских бульваров. Пейзажи, натюрморты и интерьеры у Коровина 10-х годов - истинные шедевры. Эти  три жанра как бы сливаются,  составляя  некий  новый  видовой  сплав. Взять, к примеру, натюрморт "Розы и фиалки" (1912 г.).  Натюрморт плавно переходит в морской пейзаж за окном террасы, где на  столе стоит букет роз, - зрелище становится единым и слитным.

Михаил Александрович Врубель (1856-1910), несомненно, один из самых крупных и ярких художников  рубежа  веков.  Талант  Врубеля необычайно многогранен: и в монументальной живописи, и в  станковой, и в скульптуре, и в книжной  графике,  и  в  создании  театральных композиций - везде Врубель был гениален.

Врубель - великий революционер русской живописи. Он  утвердил в ней символизм в 80-х годах еще до того, как это мощное  направление мировой культуры нашло свое выражение в русской  поэзии. Не случайно поэты-символисты - Блок, Брюсов, Белый - почитали Врубеля своим предтечей. В его творчестве символизм обрел  собственный язык, свой мир образов, свой стиль.
Одно из самых чарующих произведений Врубеля - картина "Царевна-Лебедь" (1900), созданная под впечатлением  удивительного  исполнения Надеждой Ивановной Забелой партии Царевны-Лебедь в  опере Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане",  которую  композитор написал специально для нее (Н.И.Забела - жена и муза художника Врубеля.) В картине "Царевна-Лебедь" (1900) сказочно-символический образ возникает из стихии моря, из  плеснувшейся  волны  и вот-вот уплывет во тьму. Оглянувшись, она в последний  раз  смотрит на нас. Грусть и любовь в ее  глазах,  больших  и  печальных. Чем-то тревожным веет от ее сазочно-прекрасного образа. 

Есть образ, к которому Врубель возвращался на протяжении всей своей жизни, - это Демон, символизирующий для него вечно мятущийся человеческий дух. Он созвучен лермонтовскому Демону.  Страдающий и скорбный, властный и величавый, этот образ,  созданный  художником, стал классическим для всех искусств. Так, Шаляпин  признавался: "От Врубеля мой Демон". Токами высокого духовного напряжения пронизан мир Врубеля - в этом его тайна и  залог  долговечности.

"Мир искусства" - так назывался журнал, выходивший в Петербурге с 1898 по 1904гг. Но это не только журнал, это новое  художественное течение, объединение художников, просуществовавшее вплоть до 1924г. с перерывом с 1904 по 1910гг. Ядро объединения составили художники А.Бенуа, К.Сомов, М.Добужинский, Е.Лансере, Б.Кустодиев, Н.Рерих, И.Билибин. Примыкали к "Миру  искусства"  и  участвовали в его выставках Серов, Левитан,  Врубель,  Коровин.  Как писала М.К.Тенишева,

"задачей "Мира искусства" было выдвинуть молодых, способных и талантливых художников,  заговорить  о  них  в журнале и обратить внимание на них посредством выставки,  которая бы воочию показала публике, что в России есть  свежие  и  молодые силы кроме передвижников..."

В художественном творчестве мирискусников есть  нечто  общее. Они стремились увидеть свою страну, ее историю и современность  в динамике времени, в масштабе всего мира. Это породило жанр  исторического пейзажа, своего рода фантазии на темы разных эпох. Особенно их привлекали периоды расцвета дворянской культуры: в  России - XIX век, во Франции - XVIII. Этим эпохам посвящены,  например, картины "Прогулка" А.Бенуа, "Императрица Елизавета  Петровна в Царском Селе" Е.Лансере. Важнейшая их черта - эстетизм, любование классической строгостью линий и форм. И в то же время  в  них явственно ощущается ирония по отношению к своим героям.  Особенно заметна она в картине Сомова "Арлекин и дама".

В названии объединения "Мир искусства" проявилась  его  главная черта - стремление к синтезу искусства. С именами мирискусников связан расцвет книжной иллюстрации - синтез литературы и графики. Теперь даже невозможно себе представить сказки Пушкина  без иллюстраций Билибина, "Медного всадника" без иллюстраций Бенуа, а "Хаджи-Мурата" без иллюстраций Лансере.
(Просмотр фрагмента видеофильма "Мир искусства" - 10 минут)

III. Заключительное слово учителя.

Важнейшее свойство эпохи Серебряного века - лирическое преображение всех видов искусства.
В начале XXв. принципиально  изменились способы воспроизведения действительности в произведениях живописи. В XIXв.  изобразительное искусство служило аналогией  прозы:  жанровые  полотна  и психологические портреты передвижников были  отражением  реальных эпизодов социальной жизни или биографий. Художники  новой, поэтической, эпохи отошли от материального быта и  окружили  метафизического героя вечными образами природы и мифологии. Живопись,  подобно поэзии, проникалась лирическим, религиозным  и  философским началами.
Нечто похожее можно сказать и о музыке:  после  тяготевших  к исторической достоверности  и  социальной  содержательности  опер  М.П.Мусоргского и П.И.Чайковского наступила  эпоха  А.Скрябина  и С.Рахманинова.
Первые 15 лет XX в. - время, когда наиболее  верным  и  полным выражением эмоционального мира человека, стоящего лицом к лицу со Вселенной и Бытием, оказывается искусство танца, поэзии  и  музыкального исполнения.
Для символистов первым из искусств, выражающим подлинные чувства человека, была музыка. Многие акмеисты воспевали зодчих и их творения как наивысшие достижения человеческого  духа.  Футуристы считали высшим искусством живопись; почти все они были художниками. Но все они,  представители  разных  поэтических  направлений,  ощущали непреодолимое влечение к богатому миру искусства.

Литература к уроку:

  1. Конспекты уроков для учителя литературы. 11 класс. Серебряный век русской поэзии., ч.I., М., 1999.
  2. История русского и советского искусства (под ред. Д.В.Сарабьянова), М., 1979.
  3. Н.Дмитриева. Михаил Врубель., М., 1988.
  4. Газ. “Литература” (ПС), № 21-96.
  5. Газета “Искусство” (ПС), № 35-97.