"Русская ярмарка - показатель экономического развития Московской Руси конца XV — начала XVI века". История, 6-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 6


Цели урока:

– показать взаимосвязь учебных предметов истории и экономики в ходе изучения вопросов хозяйственного развития государства для более полного восприятия  материала;

– расширить интеллектуальный и творческий потенциал учащихся, погружая их  в определенную эпоху через ролевую игру и внедряя экономический компонент  в данную историческую тему.

Задачи:

обобщить и закрепить знания учащихся по теме “Хозяйство и общество Московской Руси XVI века”;

– проследить развитие товарно-денежных отношений в этот период на примере ярмарки, как показателя экономического развития общества;

– представить быт и нравы русского общества Московской Руси, расширение торговых связей нашего государства с другими странами;

– развить коммуникативные навыки речевого взаимодействия учащихся в аудитории класса, их актерское мастерство и воображение;

– отработать элементы сравнительного анализа, обобщения исторических фактов и экономических понятий, умения давать оценку событиям через эмоциональное представление учебного материала;

Тип урока: обобщение изученного исторического материала с элементами экономики.

Форма урока: ролевая игра.

Время: 45 минут.

Оборудование урока:

– дополнительная информация по теме (см. Приложения к уроку № 1-4);

– игровые элементы к иллюстрации русской ярмарки, костюмы исторических персонажей;

– подборка русской народной музыки (фольклор);

– выставка русских старинных монет (экспонаты из школьного музея).

Основные понятия темы: торжок, рынок, ярмарка, цена, товар, деньги.

Подготовительный этап

1. Распределение ролевых сюжетов и ответственных за выполнение творческих заданий:

  • Скоморохи – зазывалы, балаганные шуты (дают ярмарочный настрой своими шутками вначале урока, показывая через стихотворные прибаутки быт и нравы русского народа данного периода);
  • Купцы (расхваливают и продают свой товар в лавке, ведут торг, обслуживают покупателей);
  • Менялы (рассказывают о денежных единицах разных стран, демонстрируют старинные деньги из музея, совершают денежный обмен на ярмарке);
  • Заморские гости (посещают русскую ярмарку, знакомятся с народными обычаями и традициями, приобретают товар);
  • Толмачи (представляют свое знание иностранного языка, оказывают помощь иностранцам в покупке товара на ярмарке);
  • Коробейники (продают свой товар с коробов, зазывают покупателей, составляют конкуренцию купцам);
  • Музыканты (подбирают русскую народную музыку ярмарочного характера, создают веселую музыкальную атмосферу);
  • Живописцы (оформляют класс в русском балаганном стиле, рисуют картину ярмарочных торговых рядов)

2. Проведение консультации при подготовке ролей, костюмов и последовательности выступлений.

3. Проведение консультации по подбору музыкального материала и художественного оформления кабинета истории к уроку.

Этапы урока:

1. Вводное слово учителя истории:

– В новое столетие Русь вступила освобожденной от монголо-татарского ига, без княжеских междоусобиц и начавшимся процессом создания единого Русского государства, что благотворно влияло на хозяйственное развитие страны.

Существенные изменения происходят в сельском хозяйстве и торговле, идет интенсивное развитие промыслов и ремесла, складывание рыночных товарно-денежных отношений, оживление внешних торговых связей. Отделение ремесла от торговли приводит к появлению торговых рядов, торжков, рынков и ярмарок в крупных городах: Москве, Новгороде, Пскове, Рязани. Иностранцы поражались размерами московских торгов (зачитывается отрывок из воспоминаний венецианского посла Контарини, побывавшего в Москве в 70-х годах XV века и купца Иосафато Барбаро, Приложение № 1). Сегодня на уроке с помощью ребят мы побываем на русской ярмарке. А чтобы вы представили атмосферу того времени, наши главные герои: скоморохи, коробейники, менялы, толмачи и купцы, ярко и образно покажут нам “события давно минувших лет”.

(Звучит русская народная музыка, выбегают скоморохи, зазывают народ, расхваливая при этом товары на ярмарке)

1С: Подходите! Подходите!
И глаза свои протрите!
А вот и мы, скоморохи – потешники,
Известные ярмарочные насмешники.

2С: Ах, ярмарка, кругом – веселье, смех,
А мы повеселимся лучше всех.
Искусные товары там и тут,
Раскупятся товары в пять минут.

(Начинают по очереди зазывать народ)

– глиняные кошки,
– расписные матрешки,
– сладкие леденцы,
– золотые бубенцы
– хохломские ложки
– губные гармошки,
– медовые пряники
– русские валенки

3С: На ярмарке купцы солидные с товаром,
Отдают все почти что задаром.
Дела тут свои проворачивают,
Публику оморачивают,
Себе пятачки заколачивают!
За медный пятак,
Покажут товар, и эдак и так!

1С: Гости дорогие! Для ваших кошельков
Построена уйма торговых лотков,
А для ярмарочных веселий,
Есть качели и карусели.
А ну, веселись, шевелись,
У кого деньги завелись!

2С: Эй, посетители ярмарки, не толкайтесь,
К обжорным рядам пробирайтесь.
Готовы вас купцы угощать,
Аж за ушами будет трещать!
Эй, народ, налетай,
Пироги и бублики хватай!

3С: Ну, просто разбегаются глаза,
Уйти без товара отсюда нельзя.
Ремесленники, чудо-мастера,
Работают над ним с ночи до утра.

1С: Тут мед и пушнина,
Рыба, мясо, древесина,
Сувениры из кости.
Приезжайте к нам ярмарку, гости!

2С: Мы, русский народ,
Не сидим без дела у ворот.
Трудимся от зари до зари,
На богатства наши смотри!

3С: Ярмарка русская,
Веселая и шустрая.
Шумная и озорная,
Очень яркая такая.
Спеши на ярмарку, народ
Соблазнов много тебя ждет!

(Садятся на места, выходят менялы и рассказывают (иллюстрируя рисунками)о товарах – посредниках, первых русских деньгах и какие формы денег существовали в других странах).

1 меняла: Наши далекие предки использовали в качестве денег самые неожиданные вещи: камешки, ракушки, шкурки пушного зверя. У древних славян роль денег играл лен и изготовленное из него полотно (отсюда и “платить”). В нашей стране формирование древнейшей денежной системы происходит в IX веке, когда в основном использовали иноземную серебряную монету. В 80-е годы XX века на Киевской Руси чеканка златников, сребреников. Первые русские монеты известили мир о появлении сильного и богатого христианского государства с великим князем Киевским во главе.

2 меняла: Своеобразным этапом русского денежного обращения, не имеющим аналогов европейской истории, является так называемый “безмонетный период”, охватывающий почти 2 века с XII-XIV век. В период феодальной раздробленности Русь как бы отказалась от монет. Для внутригородской торговли начали использовать казалось бы давно забытые формы примитивных денег – морские раковины каури, шкурки зверей, запечатанные специальной свинцовой пломбой.

3 меняла: Первые русские монеты появились в конце X века. Их изготовляли на кружках, вырубленных из металлических листов. Во времена монголо-татарского иго роль денег выполняли серебряные слитки – гривны (отсюда название более мелкой денежной единицы – гривенник). Чтобы уплатить часть гривны, ее нужно было разрубить. Так появилось слово “рубль”.

1 меняла: При Иване Грозном (XVI век) на русских монетах изображали всадника с копьем. Их быстро в народе прозвали “копейными деньгами”, или копейками. Позднее монеты стали чеканить в специальных местах – монетных дворах. А вот название копейка связывают с изображение на серебряной монете Московского княжества. Святого Георгия на коне и с копьем в руке. Святой считался покровителем в их военном деле. Копейка стала основной разменной монетой на Руси. Само название “деньги” произошло из тюркского языка от слова “денга”. Так называлась серебряная монета, которую чеканили– в годы правления Дмитрия Донского. Позже вместо денги в обращении появилось копейка, но название осталось до наших дней.

2 меняла: При Петре I в ходу были копейки, пятаки, гривенники (10 копеек), полтинники (50 копеек), рубли. Бумажные деньги появились в России в XVIII веке. Изучением монет занимается нумизматика, а бумажные деньги изучает бонистика. Монеты и бумажные деньги могут многое рассказать об истории страны, где их выпускали. (Ученик обращает внимание учащихся на выставку из школьного музея и демонстрирует различные виды денег монеты и бумажные разных исторических периодов).

3 меняла: А я знаю, какие формы денег существовали в других странах:

  • Португалия – табак, Греция – коровы,
  • Русь – мех, Норвегия – сушеная рыба,
  • Китай – железные монетки на шее, как ожерелье,

Группам предлагается на основе информации менял выполнить задание экономического характера “Оцениваем деньги” (работа с таблицей, Приложение № 2);

Вновь звучит музыка и появляются купцы. Они расхваливают свой товар в торговых лавках, общаясь с покупателями:

1 купец (лавка “Овощи – фрукты”)

Как у нас ли тары – бары,
Всяки разные товары!
Покупальщики, идите
Да товар у нас берите!

2 купец (лавка “Одежда – ткани”)

Только чтоб товар наш взять
Надо цену разгадать!
Надо цену разгадать!
Без нее товар не взять.

3 купец (лавка “Рыба – мясо”)

При товаре есть задача,
Коль решишь – твоя удача!
Цену ты узнаешь тут
И товар тебе дадут.

4 купец (лавка “Живность”)

Облюбуешь как вещицу
И задачу к ней решишь,
Напиши на бумажицу,
Сколько платишь – грош, аль шиш.

В ответ на просьбы покупателей предлагают в обмен на товар перевести древнерусские денежные величины в современные деньги.

Группы переводят, говорят ответы купцам, получают в обмен товар.

Учитель истории акцентирует внимание учащихся на словаре экономических терминов к уроку (Приложение № 3), и на схему, показывающую вывоз (экспорт) товаров из России и ввоз (импорт) товаров в страну (Приложение № 4).

Звучит старинная музыка на английском и немецком языке, входят заморские гости и с ними толмачи – переводчики, они подходят к купцам, приветствуют их и просят на своем языке продать товар, но платят за него своими денежными величинами (предварительно узнав курс у менялы).

В конце урока учащиеся отвечают на вопрос “ Является ли ярмарка показателем экономического развития Московской Руси?”, комментируется выполнение группового задания “Оцениваем деньги”, называются действующие лица, представляющие ярмарку и дается оценка их подготовки к уроку;

Список литературы

1. А.А. Преображенский, Б.А. Рыбаков. История России. 6/7 класс.

2. И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Тематические праздники по истории России. М. – 2004.

3. И.Я. Лернер. Задачник по истории Отечества. М. – 1998.