Русская северная изба: внешний вид. 5-й класс

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Таблица (авторский вариант)

  Деятельность учителя Деятельность учащихся
Создание эмоционального настроя.

 

 

 

 

 

Подготовка к основному этапу занятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Усвоение новых знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка понимания учащимися нового материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подведение итогов

Я предлагаю сегодня вам такую тему.

Как вы думаете, какое слово здесь зашифровано?

Верно. А что это такое? (Cлайд 2)

 

Определим тему урока.

О чем сегодня на уроке будем говорить?

Не просто изба, а русская северная изба. (Cлайд 3)

Мы с вами познакомимся с бытом северной деревни.

Узнаем:

Как строили избу?

Какие типы построек встречаются в нашей северной местности?

Как украшались северные избы? Какой смысл этих украшений?

Сами нарисуем избу и украсим ее.

Но обо всем по порядку.

Со своей избы, с места отчего

Нам крестьянский лад возрождать,

С милой родины, славной вотчины,

Где холмов и рек благодать.

(В. Суховский) (Cлайд 4)

И брожу я, путник осторожный,

Не в чужой – в старинной стороне,

Встану у часовни придорожной:

Теремок, открой-ка двери мне!

Русский дух. Лесная благодать!

Бродят сказки по тропинкам тутошним.

До минувшего – рукой подать

В царстве теремов с богатым будущим…

Мы с вами тоже живем на севере. В наш город и его окрестности хранят памятники деревянного зодчества. (слайд 5)

Историческая справка: История нашего города начинается с 1535 года, когда Лонгин и Симон пришли на правый берег реки Вычегды. В том месте, где лесная речка Коряжемка впадает в Вычегду появился монастырь. Вокруг монастыря были построены деревеньки: Слободка, Песчанка, Коряжемка, Ёмышево (которые сохранились до нашего времени), а также Большое и Малое Копытово, Глубокое, Тюльпышево, Гагарье, Затон, Забока. (Cлайд 6)

 

Какой материал использовали жители нашей северной местности для строительства домов? (Cлайд 7)

А почему дерево?

Верно. Северный край – край лесной, и поэтому традиционным строительным материалом здесь всегда было дерево.

Для строительства использовались хвойные породы- сосна, лиственница, ель.

Начиная от величественных храмов, стройных мельниц, крестьянских жилищ и кончая ложкой, детской игрушкой,- все делалось из дерева. (Cлайд 9-12)

Наш храм сначала был деревянным. Для его постройки использовали лиственницу.

(Cлайд 13)

Лесов много, дерево прочный, долговечный материал, поэтому жилища строили деревянными – “рубили” их с помощью топора и без единого гвоздя из толстых бревен. Такие дома называли срубами или избами.

И Русь была на тыщи верст кругом

По бревнышку - одними топорами

Построена - и никаких гвоздей!

Топор не знал в работе подмастерьев,

Но каждая деревня - как музей,

И каждая изба глядит, как терем…

(Cлайд 14)

Дома строили большие, массивные, уютные, добротные. (Cлайд 15-16)

Почему такие дома большие строили?

А когда народу много, семья большая, легче дом построить?

Соберите пословицу. (Cлайд 17)

“Чем больше рук, тем легче труд, - говорили в народе. Вот и строили всей семьей. Строили широко, с удалым русским размахом. Земли много, лес под рукой, да и рабочих рук не занимать.

2. Практическая работа.

Давайте подумаем, с чего начинается строительство любого дома - избы?

А как соединяли бревна друг с другом?

Ведь не было гвоздей. Один топор.

Сруб из карандашей.

Можно жить в таком доме?

Как же соединяли бревна, чтобы они были плотно друг к другу?

 

(Cлайд 20)

Так, венец за венцом, растет деревянный сруб. Фото.

Открываем альбомы.

Рисуем с вами сруб. Одно бревно, второе.

- Теперь будем прорисовывать каждое бревнышко. Видите, как оно оканчивается?

Крышу дома.

- Вот мы и нарисовали избу.

Посмотрите друг у друга. Одинаково ли вы нарисовали избу.

Посмотрите на слайды. Одинаково ли строили свои избы наши предки?

(Cлайд 22-24)

На Севере, да и в нашей местности сложилось несколько типов крестьянских изб.

Самый распространенный тип избы – брус.

А какие же его особенности? (Cлайд 25-26)

 

 

 

 

Другой тип северной избы носит название “глаголь” и имеет форму буквы “Г”.

Почему так называли? (Cлайд 27)

Еще один тип избы носит название “кошель”. (Cлайд 28-28)

Интересное название.

 

 

 

 

 

 

А еще у нас на севере встречается изба – двойня. Объясните слово двойня.

(Cлайд 30-31)

Фото. Слободская. (Cлайд 32)

Вернемся к своим домикам. Посмотрите можно в такой избе жить? Почему?

3.

Проведем расследование. Как люди украшали свои жилища?

У каждой избы был свой особый вид.

Окна-_ “глаза дома”.

Соберите пословицу.

Одно кривое окно весь фасад портит”.

- А кто-нибудь из вас знает, как называется та часть которая обрамляет окна?

- Они прикрывали окна от дождя и снега. Позже появились наличники со ставнями. С улицы каждый мог видеть: открыты утром ставни - значит, хозяева уже встали, а закрыты - значит еще спят или их нет дома.

- А вот это фронтальная доска, лицевая, то, что мы видим спереди дома. Называется она причелина.

- Выпиливали из дерева различные узоры, как будто кружево по краям окон и крыши.

- Смотрим внимательно на фотографии (охлупень). Какие элементы украшения избы мы с вами еще не отметили? (Cлайд 40-42)

Это называется охлупень.

Вырезались головы животных: оленя, лошади, утки. Если голова коня - это называется конек. Говорят крыша с коньком.

- Как вы думаете, какое значение имел этот элемент?

Соберите следующую пословицу:

“Конь на крыше - в избе тише”.

(Cлайд 44)

Какой еще элемент украшения избы можно выделить?

Что еще забыли?

- Крыльцо - “распахнутые руки” дома. Оно связывает избу с улицей, соседями. Теплыми летними вечерами собирались на крыльце - посидеть, поговорить, обсудить новости.

Жить в соседях – быть в беседах.

(Cлайд 48-51)

Вот какая красивая изба получилась.

Вывод: Мы провели исследование, выявили все элементы украшения избы, выяснили, что эти элементы имели декоративное и хозяйственное значение значения. Каждый хозяин старался выстроить избу понарядней.

Сохранилась ли традиция планировки поселений в наше время?

Наш город имеет рядовую и уличную планировку, для которой характерна линейная постановка построек (домов) вдоль реки или дороги. (Cлайд 53-58)

- Ох, и дом, чудо дом!

Вот ставни с наличниками,

Вот и конек.

Выше всех сидит,

На весь мир глядит: на красное солнышко, на ясный месяц, на частые звезды, да на тебя, дружок! (Cлайд 59-60)

Какие деревья посадим у дома: семье - на счастье, птицам зимой - на радость, мы узнаем, когда сыграем в игру?!

- Я буду называть названия деревьев и кустарников быстро подряд, а вы будете внимательно слушать. Если растение или кустарник растут в нашем крае - надо хлопнуть в ладоши, если нет - молчать.

Яблоня, груша, малина, мимоза, ель, саксаул, облепиха, береза, вишня, черешня, лимон, апельсин, липа, смородина, клен, мандарин.

- Смотрите-ка, молодцы! Но это только начало. Дальше я буду говорить быстрее. Готовы?

Слива, осина, каштан, кофе, платан, дуб, кипарис, алыча, тополь, сосна, каланча.

Молодцы! Сегодня мы с вами много нового узнали на уроке. А чтобы проверить все ли хорошо вы усвоили, я предлагаю вам найти слова, которые здесь спрятались.

Самостоятельная работа:

Карточка.

н а л и ч н и к и
с т а в н и      
        и з б а  
          с р у б
  к о н ё к      
о х л у п е н ь  

1. Домашнее задание. (Cлайд 63)

Я предлагаю вам дома дорисовать избу, украсить ее, нарисовать крестьянский двор.

Раньше около каждой избы был двор, огороженный забором, а за ним огород. Во дворе содержали скот и птицу. Двор это и дом, и сарай, и огород. Пофантазируйте и нарисуйте его. Ваши работы войдут в классный проект “Деревенская улица”.

А также на следующем уроке мы с вами поговорим об обстановке в избе. Узнаем, как жили богатые и бедные, чем отличались их дома. Пока это секрет!

2. Подведение итогов:

Итак, ваша задача. Нарисовать избу, расписать её, затем вырезать и на следующем уроке мы наклеим ваши работы на лист ватмана. У нас получится деревенская улица.

Спасибо за интересную работу. Урок окончен!

На доске.

Изба.

Это жилище. Постройка. Это деревянный дом, который строили из бревен.

Об избе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад ученика.

Архангельский Север справедливо считают заповедником русского деревянного зодчества: здесь сохранилось немало шедевров народной архитектуры. Древний зодчий возводил храм или строил избу по своему разумению, “как мера и красота скажут”, опираясь на опыт строительного искусства, который передавался из поколения в поколение, от отца к сыну

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дерево.

 

 

 

У нас много леса.

Дома складывались из 70-100 летних сосен и лиственниц толщиной 18 – 22 сантиметра. Рубили деревья поздней осенью и зимой, когда они спят и их стволы суше, менее подвергаются загниванию. (Cлайд 8)

Известно, что древесина долговечна, “не ржавеет”, прочна и в тоже время пластична.

 

 

Эти чурки от сваи фундамента первой деревянной церкви, построенной в 16 веке. Им 500 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Семья большая была. Под одной крышей жили несколько поколений

 

 

 

 

 

 

 

 

Срубили дерево.

Бревна обтесывали, шлифовали.

Соединяли друг с другом.

 

 

 

 

 

 

Нет щели большие.

(Cлайд 19)

 

С края бревен вырубали полукруглые вырубки, так называемые чаши.

Каждое последующее бревно укладывалось в вырубленную для него чашу. В свою очередь, в нем вырубается тоже чаша для следующего бревна.

 

 

Дети повторяют за учителем.

Дети выполняют задание.

 

 

 

 

 

Нет.

 

 

 

 

 

 

 

 

Суров климат Севера, долги и морозны его зимы! Чтобы сберечь тепло, крестьяне делали жилые постройки небольшими. И поэтому под одной крышей дома объединены жилые и хозяйственные помещения в один длинный, вытянутый, прямоугольный сруб.

Здесь хозяйственные помещения расположены под прямым углом к жилым.

 

Все жилые и хозяйственные помещения в таком доме находятся под общей крышей. Причем вершина крыши проходит не над серединой всего здания, как это бывает обычно, а по оси жилой части дома. Поэтому скаты кровли получаются разными: один - короткий и крутой, а другой - пологий и длинный. Дом и вправду становится похожим на кошель.

 

Изба - двойня. Состоит из двух одинаковых срубов. Под одной общей крышей - две избы, вершина крыши проходит над серединой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Cлайд 33-34)

Наличники.

Учитель показывает мотивы резьбы.

(Cлайд 36-39)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На самом верху, на крыше, из дерева сделали какой-то узор.

 

 

 

 

 

 

Охлупни связывались в прошлом у крестьян с оберегами, добрыми силами, покровительствующими жилищу.

 

Короткая резная доска, закрывающая стык причелин – полотенце.

(Cлайд 45-46)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель показывает свою законченную работу.

(Cлайд 52)

 

 

Стоят избы и как бы хвастаются друг перед другом: - Я – красивая, - говорит одна. – А я – ещё красивее,- говорит другая.

Располагались они всегда “лицом” к проезжей дороге, к реке или озеру

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Cлайд 61)

 

 

 

 

 

 

 

 

Динамическая игра

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка (слайд 62)