Русская Православная Церковь во второй половине XIX века

Разделы: История и обществознание


Цели и задачи:

  • сформировать представления о роли русской Православной Церкви в государственной системе во второй половине XIX века
  • познакомить с подвижниками веры православной
  • обратить на роль в общественной жизни монастырей
  • развивать мышление, умения работать с документом, анализировать, делать выводы;
  • воспитывать милосердие, скромность, доброе отношение к окружающим.

Оборудование: раздаточный материал, иллюстрации известных деятелей православной церкви XIXвеке, презентация

Ход урока

Оргмомент.

Изучение новой темы.

Самодержавие и церковь. Обер-прокурор К.П. Победоносцев

Духовенство. Старец Амвросий из Оптиной пустыни

Царевококшайский Богородице - Сергиевский монастырь

Познавательное задание (написано на доске): выяснить в ходе урока, какую роль в истории России играла Русская Православная Церковь.

1) Самодержавие и церковь.

Во второй половине ХIХ в. идет дальнейшее поглощение церкви государством, она становится частью государственной системы. "Огосударствлением" руководит Синод.

Самодержавие нуждалось в священнослужителях послушных и исполнительных. Их деятельность должна была сводиться к разъяснению правительственной политики, подтверждению ее правильности ссылками на учение Христа. Какое-либо вмешательство церкви в эту политику или ее критика заведомо исключались. Верховная власть не прощала служителям культа независимости суждений. Когда киевский митрополит Филофей позволил себе некоторые критические замечания об Александре III тот предложил освидетельствовать его умственные способности.

Отклонения от официального православия не допускались. Л. Н. Толстой, усомнившийся в ряде его догматов, посмевший иметь собственную веру, был объявлен еретиком, <отпавшим> от православной церкви. В церковной печати развернулась травля писателя.

В 1880 г. обер-прокурором Синода был назначен Константин Петрович Победоносцев (1827-1907). При нем церковь окончательно сращивается с государством, становясь одним из его учреждений. Преследуя демократическую и либеральную печать, Победоносцев обеспечил церковным изданиям массовые тиражи.

С "охранительной" прессой церковная составляет одно целое. Политика захлестывает ее страницы, оттеснив вопросы веры на второй план. В правительственной печати все чаще прибегают к поддержке религии. На нее делается в 80- 90-е гг. основная ставка в обосновании законности и необходимости самодержавия. Тезис о божественном происхождении царской власти, о царе - помазаннике Божьем, закрепленный в Своде законов, делал ненужным доводы общественно- политического характера. Ссылками на Божий промысел и волю Провидения пестрят царские манифесты, указы, рескрипты.

Победоносцев выпестовал священнослужителей нового типа. Более, чем бессмертие души и другие религиозные догматы, их занимала текущая политика. Их проповеди напоминали

боевую публицистику передовиц правительственных официозов. Но чем больше церковь врастала в государственную систему, чем сильнее политизировалась, послушно откликаясь запросы власти, тем Очевиднее удалялась от роли руководительницы в вопросах веры и нравственности.

- Сообщение об Обер-прокуроре К.П. Победоносцеве (Сообщение, приложение 1)

2) Духовенство. Во второй половине ХIХ в. организация церкви и церковная иерархия в основном сохраняются неизмененными. Число епархий, соответствующее числу губерний, остается прежним, число приходов растет. К концу века в России бы около 37 тысяч приходских церквей, 720 соборных и около 2 тысяч действующих при государственных и общественных учреждениях.

В пореформенной России духовенство теряет кастовую замкнутость: с 1867 г. в семинарии разрешено было поступать выходцам из всех сословий. Отменяется и передача прихода по наследству. Приходские церкви лишь отчасти и далеко не всегда получали содержание от государства. Большинство белого духовенства существовало за счет прихожан.

Во второй половине века в стране растет число монастырствующих (черное духовенство). К концу 90-х гг. насчитывается 450 мужских монастырей, где обитали 8 тысяч монахов о 7,5 тысячи послушников. Женских обителей к этому времена было 250. В них нашли приют 7 тысяч монахинь и 17 тысяч послушниц. По сравнению с дореформенным временем черно духовенство возросло в З раза.

Среди штатных монастырей находившихся на содержании государства - крупнейшими на протяжении 60-90-х гг. оставались лавры Троице-Сергиева и Александро-Невская II заштатных своим влиянием в первые пореформенные годы выделялась Саровская пустынь в Тамбовской губернии, а также Козельская Оптина пустынь, сохранявшая свою особую роль до конца ХIХ в.

В монастырь шли поклониться мощам святых, за духовноii помощью, за физическим исцелением. Но более всего посещаемость того или иного монастыря зависела от авторитета стар цен, в нем обитавших. В 1860 г. старцем в Оптиной пустыни был избран Амвросий (Александр Михайлович Гренков), ставший здесь центром притяжения. Эффект его "душеполезны бесед" во многом определялся образом жизни Амвросия его аскетизмом, смирением. Беседы с ним высоко оцени Ф. М. Достоевский, В. С. Соловьев, Л. Н. Толстой. (Сообщение, приложение 2)

-Работа с документом. (Приложение 3)

3) Монастыри были неотъемлемой частью российской пейзажа так же, как монастырские постройки - естественной частью русского пейзажа. В трудное пореформенное время много россияне находили здесь поддержку, успокоение, умиротворение. Для окрестного населения, как и для паломников, монастыри являлись своеобразными очагами культуры - не только духовной, но и хозяйственной. Были монастыри и у нас Марийском крае и даже в нашем городе. (Презентация, приложение 4)

Закрепление. Ответы на познавательное задание.

Домашнее задание: пересказ параграфа, ответить на вопросы в конце параграфа