Пояснительная записка
“Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года” одним из приоритетных направлений образовательной политики определяет личностную ориентацию содержания образования, усиление воспитательного потенциала и социально – гуманитарной направленности содержания образования, способствующего утверждению ценностей гражданского общества, становлению личности ученика.
Цель предлагаемого курса: - формирование у учащихся представлений о русской художественной культуре первой половины XIX века, системе ценностей и убеждений, основанной на нравственных и культурных достижениях человечества, воспитания гуманизма, патриотизма и уважения к традициям и культуре народов России и мира.
Предназначение программы. Данная программа может быть использована для учащихся 8-х классов. Занятия проводятся по 1 часу в неделю.
Актуальность предлагаемого курса определяется, прежде всего тем, что в современном мире массовая культура вошла в повседневную жизнь практически каждого человека. Она культивирует идеи приоритете материальных ценностей над духовными, культ силы и насилия, сексуальной распущенности и вседозволенности, социальной нетерпимости и др.
В течение тысячелетней истории русское искусство утверждало приоритеты общечеловеческой значимости: милосердие и сострадание, чувство сопричастности, высокие духовные истины красоты, добра и любви.
Задачи курса:
- Показать русскую художественную культуру первой половины XIX века как часть мировой художественной культуры.
- Дать представление об историческом опыте русского и других народов России, его миропонимания, национальный менталитет, религиозные, философско-этические, эстетические установки.
- На материале конкретных произведений литературы, живописи, музыки, зодчества, театра и других видов искусства раскрыть особенности художественного-образного мышления великих русских мастеров.
Методы преподавания.
Ведущая роль в преподавании данного курса отводится активным, творческим методам обучения, педагогическому сотворчеству учителя и учащихся, поисково-аналитической работе.
Структура программы.
В основу программы курса положены два принципа – историзма и тематизма. Принцип историзма позволяет выявить истоки и наиболее значимые этапы развития отечественных культурных традиций первой половины XIX века. Принцип тематизма концентрирует внимание учащихся на творчестве великих русских мастеров.
Программа состоит из введения и семи тем.
Тема №1. “Золотой век”. Эпоха Пушкина и ее расцвет.
Тема №2. “Две музы, две сестры родные” (музыка и поэзия первой половины XIX века.)
Тема №3. Драма жизни на сцене театра.
Тема №4. Пути развития русской живописи.
Тема №5. Городская культура половины XIX века.
Тема №6. Народная самобытная культура русской деревни.
Тема №7. Основные направления развития архитектуры и градостроительства половины XIX века.
Учебно-тематический план курса
Тема | Занятия | Тема | Кол- во часов | Форма проведения |
1 | Введение. Историческая характеристика
эпохи. Усиление свободомыслия. Идеи декабристов.
Брожение умов 40-50-х гг. XIX века. Тесная связь развития философских и эстетических учений. Отражения в искусстве взлетов и падений, открытий и заблуждений своего времени. |
1 | Лекция | |
I | 2-4 | “Золотой век”: Эпоха Пушкина и ее расцвет. Становление новой художественной картины мира. Классицизм в литературе, архитектуре, музыке начала XIX век. Специфика русского менталитета. А.С. Пушкин и русское искусство. Роль пушкинского наследия в разных видах искусства. | 3 | Лекция, Семинар, Творческие работы. |
II | 5-6 | “Две музы, две сестры родные”. М.Ю. Лермонтов и русский романтизм. Тема человеческой гордыни и демонизма в творчестве поэта. В.А.Жуковский и его философско-религиозная проблематика. Философская лирика “легкой” поэзии. Романсы. Сентиментальные образы в музыке Глинки М.И., А.А.Алябьева, А.Е.Варламова. |
2 | Лекция, творческие работы. |
III | 7-8 | Драма жизни на сцены театра. Развитие театра в первой половине XIX века. Рождение Большого и Малого театров. Александринка. Мочалов П.С. и Щепкин М.С. – великие мастера перевоплощения. | 2 | Лекция, творческие работы. |
IV | 9-10 | Пути развития русской живописи. Становление новых жанров в изобразительном искусстве: на перепутье классицизма и романтизма. А.О.Кипренский, В.А. Тропинин, А.Г. Венецианов, С.Ф.Щедрин, К.П. Брюллов, А.А.Иванов. | 2 | Лекция, творческие работы. Посещение художественной школы. |
V | 11-12 | Городская культура первой половине XIX века. Особенности городского фольклора; быт, культура средних слоев общества. | 2 | Лекция. |
VI | 13-14 | Народная самобытная культура русской деревни, ее особенность. | 2 | Лекция, посещение музея. |
VII | 15-16 | Основные направления развития архитектуры и градостроительство. Русский ампир, его особенности. Наиболее яркие памятники архитектуры. Русско-византийский стиль. К.А.Тон. | 2 | Лекция, творческие работы. |
Итоговое занятие | 1 |
Содержание курса.
Введение. Сопротивление идеологии крепостного строя и деспотической форме правления в русском обществе. Усиление свободомыслия после победы в Отечественной войне 1812 года. Идеи декабристов. Тесная связь философских и эстетических учений. Отражение в искусстве взлетов и падений, открытий и заблуждений своего века.
Тема №1. “Золотой век”. Эпоха Пушкина и ее расцвет. Противостояние государственных и свободолюбивых тенденций в общественном сознании. А.С.Пушкин и русское искусство. Философские мировоззрения поэта. М.И.Глинка и образ русского народа. Русский ампир. Сочетание монументальности, ясности с праздничностью и торжественностью Росси К.И., Воронихин А.М.
Тема №2. “Две музы, две сестры родные” (музыка и поэзия первой половины XIX века.) Многогранный внутренний мир человека, его лирические переживания и чувство в произведениях представителей русского романтизма. М.Ю.Лермонтов, А.Н.Рубинштейн, М.А.Врубель, А.Н.Скрябин. “Легкая” поэзия души. Ф.И.Тютчев, К.АБатюшков, Е.А.Баратынский, А.А.Алябьев, А.Е.Варламов.
Тема №3. Драма жизни на сцене театра. Развитие театра первой половины XIX века. Создание Большого (1824) и Малого театров. А.Н.Островский – “отец” театрального реализма. Великие русские актеры П.С.Мочалов и М.С.Щепкин. Русская режиссерская школа.
Тема №4. Пути развития русской живописи. Пути развития русской живописи. Становление новых жанров в изобразительном искусстве: на перепутье классицизма и романтизма. Обращение художников к миру чувств и переживаний. Творческий облик О.А.Кипренского. Романтические мотивы творчество В.А.Тропинина. Жанровая живопись. Романтические представления о вольной жизни – А.Г.Венецианов, С.Ф.Щедрин. Мир живописи К.П.Брюллова. Обновление художественной образности. А.А.Иванов и его философско-религиозные взгляды, библейские сюжеты.
Тема №5. Городская культура половины XIX века. Формирование пласта культуры народа. Быт города, городской фольклор. Городские праздники. Особенности и неоднородность культуры городских слоев населения.
Тема №6. Народная самобытная культура русской деревни. Особенности формирования деревенской культуры. Быт деревни, деревенский фольклор, праздники, обряды.
Тема №7. Основные направления развития архитектуры и градостроительства половины XIX века. Зодчество первой половины XIX века. Русский ампир и его отличительные черты. Наиболее яркие памятники ампира. Русские зодчие – Захаров А.Д., Воронихин А.М., Росси К.И. “Русско-византийский стиль” К.А. Тон.
Литература:
- Асафьев Б.В. Русская музыка: XIX и начало XX в. – Л., 1979.
- Васина – Гроссман В.А. Музыка поэтисекое слово. – М., 1978.
- Верещагина А. Художник. Время. История: Очерки русской исторической живописи XVII -XX в. – М., 1983.
- История русского драматического театра. – М., 1980, т.5,6.
- Мезенцев П.А. История русской литературы XIXв. – М., 2001.
- Русское общество 30-х гг. XIXв.: Люди и идеи. Мемуары современников – М., 1989.
- Черейский Л.А. Пушкин и его окружение – Л., 1975
- Московская старина. Воспоминания москвичей прошлого столетия. – М., 1989.
- Федосюк Ю.А. Энциклопедия русского быта XIX века. – М., 1998.