Русская культура в XV–XVI веках

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  • закрепить знание учащихся о развитии просвещения, архитектуры и живописи;
  • показать основные жанры и идеи русской культуры XV-XVI веков; формировать понятие о русской культуре;
  • содействовать воспитанию любви к русской культуре.

Оборудование: доска, илюстрации , магнитофон.

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Сообщение темы и цели урока.
  3. Изучение нового материала.
  4. Закрепление нового материала.
  5. Подведение итога.

1. Проверка домашнего задания.

Вопрос учителя:

- Ребята, как вы понимаете слово“культура”? (литература, просвещение,архитектура, живопись и быт)

- Какое событие повлияло на культурное возрождение Руси? (Куликовская битва)

- Что было “визитной карточкой” Русского государства? (Кремль)

- Кто построил Покровский собор? (Василий Блаженный)

- Как вы понимаете словосочетание “шатровый стиль” (архитектурный стиль, пирамида)

Учитель: Ребята, вы знаете культуру Русского государства?

Формирование русской национальный архитектуры сопровождалось подьемом русского изоброзительного искусства. Этот подьем связан с именем великого русского живописца А.Рублева.

Вопрос учителя:

  • Какому виду искусства А.Рублев посвятил внимание? (иконописи)
  • Дается обьяснение на термина “иконопись”

Сейчас слушайте вопросы по книгопечатание:

  • Кто был первопроходцем книгопечатания? (Иван Федоров, Петр Мстиславец)
  • Какую роль сыграло книгопечатание в жизни людей?
  • Как назывались первые книги? (“Часословец”, “Апостол”, “Домострой”)
  • Какие жанры русской культуры и устного творчества вы знаете ? (былины, воинские песни,хождения)

Физкультминутка.

Включается музыка, и учащиеся делают легкие физические упражнения .

2. Изучение нового материала.

Слово учителя:

По мере расширения Русского государства возродились новые города.Они служили опорными военными пунктами. Каменные и кирпичные укрепления были большой редкостью. За внутренними стенами города располагались административные здания - приказная изба, церковь, двор воеводы, пушечный амбар,тюрьма. Бльшинство домов горожан и крестьян – избы-пятистенки. Жилая комната – клеть, меньшая комната – сени.Печь в углу и рядом кухонный угол с полками посуды. “Красных уголках висели иконы. В центре - стол с лавками. Вдоль стены сундуки. Сундук - самый главный предмет в доме Он и лавка, и хранилище для вещей и постели. Дети и старики спали на печке, а взрослые на деревянных настилах. Носили рубаху и поддевку до колен и кафтан. Парадные кафтаны бояр и князей были долгополымить длинными рукавами ярких цветов, расшитые золотом и серебром. Носили сапоги из сафьяна и кожи. Замужние женщины прятали волосы под шелковую шапочку. Считалось большим грехом показывать волосы. Отсюда выражение “опростоволоситься”. Простые люди носили лапти с портянками, весной - специальной подьемкой, зимой - валенки. Шубы шили из овчины, лисы, соболя, бобра.Шапки носили зимой и летом. Женщины поддерживали в доме чистоту. Каждую неделю ходили в баню.

Задание: Ребята ,найдите сходство и различие культуры русского народа в том веке и настоящем? (Ответы учеников)

Закрепление изученного материала.

  • В чем особенность культуры городо?
  • Чем определялась необходимость постоянно поддерживать чистоту в избе?
  • Чть означает слово “опростоволоситься”?
  • Накройте стол крестянина в праздниках и будние дни.
  • Какое национальное блюдо сохронилась в современной кухне?

3. Итог урока:

Русская культура XV-XVI веков претерпевала изменения, которые были направлены на возрождение единой русской культуры, возвеличивание русского государства в глазах мирового общества, также на приобретение самобытных национальных черт и решительного освобождения византийского влияния.

Домашнее задание: Написать эссе на тему “Русская культура в России в XV-XVI веках.