Цели урока:
- закрепить знание учащихся о развитии просвещения, архитектуры и живописи;
- показать основные жанры и идеи русской культуры XV-XVI веков; формировать понятие о русской культуре;
- содействовать воспитанию любви к русской культуре.
Оборудование: доска, илюстрации , магнитофон.
Ход урока
- Проверка домашнего задания.
- Сообщение темы и цели урока.
- Изучение нового материала.
- Закрепление нового материала.
- Подведение итога.
1. Проверка домашнего задания.
Вопрос учителя:
- Ребята, как вы понимаете слово“культура”? (литература, просвещение,архитектура, живопись и быт)
- Какое событие повлияло на культурное возрождение Руси? (Куликовская битва)
- Что было “визитной карточкой” Русского государства? (Кремль)
- Кто построил Покровский собор? (Василий Блаженный)
- Как вы понимаете словосочетание “шатровый стиль” (архитектурный стиль, пирамида)
Учитель: Ребята, вы знаете культуру Русского государства?
Формирование русской национальный архитектуры сопровождалось подьемом русского изоброзительного искусства. Этот подьем связан с именем великого русского живописца А.Рублева.
Вопрос учителя:
- Какому виду искусства А.Рублев посвятил внимание? (иконописи)
- Дается обьяснение на термина “иконопись”
Сейчас слушайте вопросы по книгопечатание:
- Кто был первопроходцем книгопечатания? (Иван Федоров, Петр Мстиславец)
- Какую роль сыграло книгопечатание в жизни людей?
- Как назывались первые книги? (“Часословец”, “Апостол”, “Домострой”)
- Какие жанры русской культуры и устного творчества вы знаете ? (былины, воинские песни,хождения)
Физкультминутка.
Включается музыка, и учащиеся делают легкие физические упражнения .
2. Изучение нового материала.
Слово учителя:
По мере расширения Русского государства возродились новые города.Они служили опорными военными пунктами. Каменные и кирпичные укрепления были большой редкостью. За внутренними стенами города располагались административные здания - приказная изба, церковь, двор воеводы, пушечный амбар,тюрьма. Бльшинство домов горожан и крестьян – избы-пятистенки. Жилая комната – клеть, меньшая комната – сени.Печь в углу и рядом кухонный угол с полками посуды. “Красных уголках висели иконы. В центре - стол с лавками. Вдоль стены сундуки. Сундук - самый главный предмет в доме Он и лавка, и хранилище для вещей и постели. Дети и старики спали на печке, а взрослые на деревянных настилах. Носили рубаху и поддевку до колен и кафтан. Парадные кафтаны бояр и князей были долгополымить длинными рукавами ярких цветов, расшитые золотом и серебром. Носили сапоги из сафьяна и кожи. Замужние женщины прятали волосы под шелковую шапочку. Считалось большим грехом показывать волосы. Отсюда выражение “опростоволоситься”. Простые люди носили лапти с портянками, весной - специальной подьемкой, зимой - валенки. Шубы шили из овчины, лисы, соболя, бобра.Шапки носили зимой и летом. Женщины поддерживали в доме чистоту. Каждую неделю ходили в баню.
Задание: Ребята ,найдите сходство и различие культуры русского народа в том веке и настоящем? (Ответы учеников)
Закрепление изученного материала.
- В чем особенность культуры городо?
- Чем определялась необходимость постоянно поддерживать чистоту в избе?
- Чть означает слово “опростоволоситься”?
- Накройте стол крестянина в праздниках и будние дни.
- Какое национальное блюдо сохронилась в современной кухне?
3. Итог урока:
Русская культура XV-XVI веков претерпевала изменения, которые были направлены на возрождение единой русской культуры, возвеличивание русского государства в глазах мирового общества, также на приобретение самобытных национальных черт и решительного освобождения византийского влияния.
Домашнее задание: Написать эссе на тему “Русская культура в России в XV-XVI веках.