"Русская православная церковь во второй половине XIII – середине XV века". 6-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 6


Цель: Понимание учащимися роли Русской православной церкви в возвышении Москвы на пути образования единого государства.

Задачи:

  • Учащиеся должны уметь объяснять: а) причины сотрудничества светской и духовной власти в процессе возвышения Москвы; б) причины изменения роли Русской православной церкви  в 14 веке.
  • Создать условия для развития навыка сравнения через пример роли духовной и светской власти в процессе образования единого государства на Руси и в Западной Европе, выделять особенности, делать выводы, (прогнозировать).

План:

  1. Москва – духовный центр Руси.
  2. Обретение русской церковью независимости.
  3. Сергий Радонежский.

Презентация к уроку: Приложение 4

Актуализация:

– Какой вклад внесла Русская православная церковь (РПЦ) в борьбу с Ордой? (благословение князя Дмитрия Ивановича Сергием Радонежским на борьбу с Ордой, участие монахов Пересвета и Осляби в Куликовской битве)

Сегодня мы с вами расширим представления  о роли и значении РПЦ в истории России и сравним положение РПЦ  с положением католической церкви в З. Европе.

Изучение нового материала:

1. Москва – духовный центр Руси.

I. Задание: Рассмотрите СХЕМУ 1. «Русь». (Приложение 1) Какие вопросы у вас возникли при рассмотрении схемы? Чего, на ваш взгляд, в ней недостаёт? (Причины/цели сотрудничества). Заполните схему. Для этого – прочитать п.1 параграфа 25.                    

Вывод – Почему светская и духовная власть были заинтересованы в сотрудничестве? (общую цель – объединение сил  в борьбе  с Ордой за независимость Руси и самой церкви)

II. Задание: ответьте на вопросы к прочитанному тексту п.1. и заполните таблицу (раздаточный материал). Задание можете выполнять в парах (группах).

Вопросы по п. 1:

  • Какими фактами можно подтвердить это сотрудничество?
  • Как это сотрудничество повлияло на усиление Москвы?
  • Как сотрудничество укрепило позиции церкви?

Роль РПЦ в объединении страны под властью Москвы

Даты

Представители

Сотрудничество

Результаты сотрудничества РПЦ и князей

Духовная власть

Светская власть

1326

Митрополит Петр

Иван Калита

– переезд митрополита из Владимира в Москву

– московские князья добились признания митрополита Петра местнопочитаемым святым

– строительство первых каменных храмов в Москве

– преемственность власти от Великих князей Владимирских  к Московским

– люди верили, что у Москвы появился небесный заступник

– поддержка церкви обеспечивала успех политики московских князей

– превращение Москвы в церковную столицу Руси

Вывод по заданию – В результате сотрудничества Москва стала церковным (религиозным) центром Руси,  возрос её авторитет среди русских земель. Церковь укрепила своё духовное и политическое влияние в обществе.

Давайте вспомним, какими были взаимоотношения церкви и власти в З.Европе (конфликт в борьбе за верховенство).

III. Задание. СХЕМА 2. (Приложение 2)

Сравните с 1 схемой. (Что общего и какие отличия вы увидели?)

Общее – власть искала союзников при объединении страны.

Различия: Р – союзник – церковь; Е – 3 сословие.

Т.О.

  1. Объединение страны было закономерным этапом развития государства  при переходе от феодальной раздробленности к централизованному государству.
  2. На Руси к середине 15 века сложились предпосылки объединения русских земель в единое государство (экономические, политические)

2. Обретение русской церковью независимости.

Актуализация:

  1. Вспомните, как Русь приняла  христианство?
  2. Кто был главой РПЦ?
  3. Кто назначал митрополита?
  4. Кем по происхождению были митрополиты русской ПЦ?
  5. О чём это свидетельствует? (являлась частью – митрополией – православной церкви Византии)

IV. Задание.  

Прочтите пункт 3, ответьте на вопросы:

  1. Как изменилось положение РПЦ в 1448 году?
  2. Что означает понятие «автокефальная?»
  3. Какие последствия это имело?

Вывод – РПЦ добилась самостоятельности, став одним из центров мирового православия, способствовала духовному объединению и развитию Руси.

3. Сергий Радонежский.

Единая вера сплачивала население страны, способствовала тому, что все ощущали себя частью  целого, единого государства. Большую роль в возрождении единства сыграли монастыри.

V. Задание.  Прочитать текст п.2 на  стр. 175. И 1 абзац на стр. 176. Ответить на вопрос: В чем проявлялась роль монастырей в возрождении единства Руси?

Рассказ учителя о Сергии Радонежском.

Работа с иллюстрациями стр. 176, 179 и документом  на стр. 178-179.

Вопросы к документу:

  1. О каком времени идёт речь в документе,  по каким признакам определили?
  2. Что мы узнаем из документа «Из жития  Сергия Радонежского, написанного Епифанием Премудрым» о С. Радонежском?
  3. Как дополняют образ Сергия  иллюстрации?
  4. Что отличало монашескую жизнь от мирской? Какие ценности лежали в основе монашеской жизни? Каким было значение этих ценностей в 14 веке? Актуальны ли эти ценности сегодня? Для вас? Почему?
  5. Составьте примерный портрет автора документа.
  6. Сравните свои предположения с информацией учебника – стр. 181 абз.3

Вывод – Какой вклад внесло русское монашество в жизнь общества 14–15 веков?

Общий вывод по уроку – стр. 178.

Д/З:  П. 25 – повторить, выучить понятия, составить план-ответ на вопрос: Какова роль русской православной церкви в создании единого государства?

Презентация «Экскурсия в духовную семинарию» (Приложение 3)