Цель: Понимание учащимися роли Русской православной церкви в возвышении Москвы на пути образования единого государства.
Задачи:
- Учащиеся должны уметь объяснять: а) причины сотрудничества светской и духовной власти в процессе возвышения Москвы; б) причины изменения роли Русской православной церкви в 14 веке.
- Создать условия для развития навыка сравнения через пример роли духовной и светской власти в процессе образования единого государства на Руси и в Западной Европе, выделять особенности, делать выводы, (прогнозировать).
План:
- Москва – духовный центр Руси.
- Обретение русской церковью независимости.
- Сергий Радонежский.
Презентация к уроку: Приложение 4
Актуализация:
– Какой вклад внесла Русская православная церковь (РПЦ) в борьбу с Ордой? (благословение князя Дмитрия Ивановича Сергием Радонежским на борьбу с Ордой, участие монахов Пересвета и Осляби в Куликовской битве)
Сегодня мы с вами расширим представления о роли и значении РПЦ в истории России и сравним положение РПЦ с положением католической церкви в З. Европе.
Изучение нового материала:
1. Москва – духовный центр Руси.
I. Задание: Рассмотрите СХЕМУ 1. «Русь». (Приложение 1) Какие вопросы у вас возникли при рассмотрении схемы? Чего, на ваш взгляд, в ней недостаёт? (Причины/цели сотрудничества). Заполните схему. Для этого – прочитать п.1 параграфа 25.
Вывод – Почему светская и духовная власть были заинтересованы в сотрудничестве? (общую цель – объединение сил в борьбе с Ордой за независимость Руси и самой церкви)
II. Задание: ответьте на вопросы к прочитанному тексту п.1. и заполните таблицу (раздаточный материал). Задание можете выполнять в парах (группах).
Вопросы по п. 1:
- Какими фактами можно подтвердить это сотрудничество?
- Как это сотрудничество повлияло на усиление Москвы?
- Как сотрудничество укрепило позиции церкви?
Роль РПЦ в объединении страны под властью Москвы
Даты |
Представители |
Сотрудничество |
Результаты сотрудничества РПЦ и князей |
|
Духовная власть |
Светская власть |
|||
1326 |
Митрополит Петр |
Иван Калита |
– переезд митрополита из Владимира в Москву – московские князья добились признания митрополита Петра местнопочитаемым святым – строительство первых каменных храмов в Москве |
– преемственность власти от Великих князей Владимирских к Московским – люди верили, что у Москвы появился небесный заступник – поддержка церкви обеспечивала успех политики московских князей – превращение Москвы в церковную столицу Руси |
Вывод по заданию – В результате сотрудничества Москва стала церковным (религиозным) центром Руси, возрос её авторитет среди русских земель. Церковь укрепила своё духовное и политическое влияние в обществе.
Давайте вспомним, какими были взаимоотношения церкви и власти в З.Европе (конфликт в борьбе за верховенство).
III. Задание. СХЕМА 2. (Приложение 2)
Сравните с 1 схемой. (Что общего и какие отличия вы увидели?)
Общее – власть искала союзников при объединении страны.
Различия: Р – союзник – церковь; Е – 3 сословие.
Т.О.
- Объединение страны было закономерным этапом развития государства при переходе от феодальной раздробленности к централизованному государству.
- На Руси к середине 15 века сложились предпосылки объединения русских земель в единое государство (экономические, политические)
2. Обретение русской церковью независимости.
Актуализация:
- Вспомните, как Русь приняла христианство?
- Кто был главой РПЦ?
- Кто назначал митрополита?
- Кем по происхождению были митрополиты русской ПЦ?
- О чём это свидетельствует? (являлась частью – митрополией – православной церкви Византии)
IV. Задание.
Прочтите пункт 3, ответьте на вопросы:
- Как изменилось положение РПЦ в 1448 году?
- Что означает понятие «автокефальная?»
- Какие последствия это имело?
Вывод – РПЦ добилась самостоятельности, став одним из центров мирового православия, способствовала духовному объединению и развитию Руси.
3. Сергий Радонежский.
Единая вера сплачивала население страны, способствовала тому, что все ощущали себя частью целого, единого государства. Большую роль в возрождении единства сыграли монастыри.
V. Задание. Прочитать текст п.2 на стр. 175. И 1 абзац на стр. 176. Ответить на вопрос: В чем проявлялась роль монастырей в возрождении единства Руси?
Рассказ учителя о Сергии Радонежском.
Работа с иллюстрациями стр. 176, 179 и документом на стр. 178-179.
Вопросы к документу:
- О каком времени идёт речь в документе, по каким признакам определили?
- Что мы узнаем из документа «Из жития Сергия Радонежского, написанного Епифанием Премудрым» о С. Радонежском?
- Как дополняют образ Сергия иллюстрации?
- Что отличало монашескую жизнь от мирской? Какие ценности лежали в основе монашеской жизни? Каким было значение этих ценностей в 14 веке? Актуальны ли эти ценности сегодня? Для вас? Почему?
- Составьте примерный портрет автора документа.
- Сравните свои предположения с информацией учебника – стр. 181 абз.3
Вывод – Какой вклад внесло русское монашество в жизнь общества 14–15 веков?
Общий вывод по уроку – стр. 178.
Д/З: П. 25 – повторить, выучить понятия, составить план-ответ на вопрос: Какова роль русской православной церкви в создании единого государства?
Презентация «Экскурсия в духовную семинарию» (Приложение 3)