Тип: Внеклассное занятие по истории в предметной лаборатории “Эврика!”
Класс: 8
Технология проведения: исследование
Цель: выявить сущность и значимость направления “энергии борьбы” русского публициста, писателя и философа А.И. Герцена
Задачи:
1) расширить знания по систематическому курсу истории в основной школе;
2) уточнить смысл понятий “радикализм” и “либерализм”, изучить возможность распространения свободомыслия в России в условиях абсолютной монархии;
3) подчеркнуть значимость публицистической деятельности А.И. Герцена, роль его борьбы за свободу слова;
4) способствовать формированию критического мышления, совершенствованию исследовательских компетентностей в процессе работы с различными информационными источниками
Ход занятия
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
- К середине XIX в. в общественном движении России оформилось несколько течений, одним из которых является революционное или радикальное.
- Назовите представителей русского радикализма середины XIX в.
- Наиболее ярким представителем русского радикализма является А.И. Герцен. Напомните основные биографические сведения о А.И. Герцене.
III. Определение проблемы и цели исследования
- В.И. Ленин в статье “Памяти Герцена”, укоряя А.И. Герцена в повороте к либерализму, писал: “...Он покинул Россию в 1847 г., он не видел революционного народа и не мог верить в него. Отсюда его либеральная апелляция к “верхам”. Отсюда его бесчисленные слащавые письма в “Колоколе” к Александру II Вешателю, которых нельзя теперь читать без отвращения. Чернышевский, Добролюбов, Серно-Соловьевич, представлявшие новое поколение революционеров-разночинцев, были тысячу раз правы, когда упрекали Герцена за эти отступления от демократизма к либерализму”. В чем В.И. Ленин укорил А.И. Герцена? (фактически в отступлении от революционного пути борьбы)
- В то же время сам А.И. Герцен утверждал, что “...единственное, что мне остается, – это еще энергия борьбы, и я буду бороться. Борьба – моя поэзия...”.
- Как можно сформулировать проблемный вопрос и обозначить проблему для исследования? (действительно ли Герцен, покинув Россию, “отступил к либерализму”? пропагандируя стратегию борьбы, какую борьбу он имел в виду?)
- Определите цель исследования (выявить сущность и значимость направления “энергии борьбы” А.И. Герцена).
IV. Организация исследования
1. Опираясь на факты биографии А.И. Герцена, определите направления проблемного поиска:
Факт | Вопрос для исследования |
1. В 1834 г. Герцен был сослан в Пермь как
участник студенческого кружка. Новая ссылка последовала в июле 1841 г., после того как Герцен в письме к отцу нелицеприятно отозвался о полиции. |
Дать оценку политического режима середины XIX в. |
2. Выход в свет антикрепостнических произведений А.И. Герцена: “Доктор Крупов” (1847), “Сорока-воровка” (1848). | Выявить отношение А.И. Герцена к существующему политическому режиму. |
3. 1847–1870 гг. – жизнь в эмиграции. 1853 г. – основание “Вольной русской типографии” |
Обозначить цель основания типографии. |
4. 1850-е – 60-е ее. – издание периодической печати за границей (“Голоса из России”, “Полярная звезда”, “Колокол”) | Определить характер публицистических изданий, ведущие идеи публикаций. |
2. Определение гипотез исследования (могут быть высказаны различные гипотезы, которые проверяются в процессе исследования).
3. Разделение на группы (4 группы).
4. Организация исследования в группах в соответствии с вопросами на основе раздаточного материала (Приложение 1).
V. Представление полученных данных, оформление выводов
Выводы оформляются тезисами.
Группы | Вопрос | Тезис |
1 группа | Дать оценку политического режима середины XIX в. | “...суживание всякой гражданственности в России. Все для государства, т. е. для престола, ничего для людей... Николай с первого дня своего воцарения объявляет войну всякому образованию, всякому свободному стремлению...” |
2 группа | Выявить отношение А.И. Герцена к существующему политическому режиму. | “Единственное, что мне остается, – это еще энергия борьбы, и я буду бороться. Борьба – моя поэзия... Ко всему остальному я почти равнодушен” |
3 группа | Обозначить смысл основания типографии. | “Отчего мы молчим? Неужели нам нечего сказать? Или неужели мы молчим оттого, что мы не смеем говорить? Дома нет места свободной русской речи... Время печатать по-русски вне России, кажется нам, пришло...” |
4 группа | Определить характер публицистических изданий, ведущие идеи публикаций. | “На чужой стороне в далекой Англии вы, по собственным словам вашим, возвысили голос за русский народ, угнетаемый царскою властию, вы показали России, что такое свободное слово” |
VI. Итог занятия.
- Вывод по проблемному вопросу:
- В чем выражалась позиция А.И. Герцена как радикала и как либерала?
VII. Рефлексия
- Способствовало ли занятие по данной теме расширению и углублению знаний по предмету?
- Какой вопрос вызвал наибольший интерес?
- Подтвердилась или опровергнута Ваша гипотеза?
- Что помогло решению проблемы?
Литература
Источники:
1. Герцен А.И. Собрание сочинений в восьми томах. Том 8. – М.: Издательство “Правда”, 1975
Учебная и научно-популярная литература:
1. История России. XIX век/ Авт.-сост. Л.М. Ляшенко. – М.: Дрофа, 2002
2. Павленко Н.И. и др. Россия в конце XVII-XIX веке. – М.: Просвещение, 1997
3. Н.М. Александр Герцен – революционер, мыслитель, человек. – М.: Мысль, 1989
4. Семенов В.С. Александр Герцен. – М.: Современник, 1989
Интернет-ресурсы:
1. Вольная русская типография. ru.wikipedia.org
2. Герцен А.И. Краткая биография. http://www.wisdoms.ru
3. Кацва Л. Эпоха великих реформ. На пути к отмене крепостного права. https://his.1sept.ru
4. Ленин В.И. Памяти Герцена. http://www.marxists.org
5. Тучкова-Огарева Н.А. Воспоминания. http://az.lib.ru
6. Шнейдер К. Ранний русский либерализм середины XIX века, или К дискуссии о “призвании либерализма” в Россию. http://gefter.ru