Тип урока: лабораторно-практическое занятие на основе групповой работы.
Цели урока: познакомить учащихся с Русской Правдой как с древнейшим письменным законом на Руси, а также как с ценнейшим историческим источником сведений о древнерусском обществе.
План урока:
- Как и за что судили на Руси.
- Древнерусское общество по Русской Правде.
- Значение Русской Правды.
Понятия и термины: закон, право, гривны, холоп, закуп, изгой, «Русская Правда», личность в истории, Ярослав Мудрый.
Оборудование: тексты статей и заданий
Ход урока
1. Вступительное слово учителя
Вначале урока учитель актуализирует знания учащихся о процессе становления Древней Руси, формирования в ней признаков государства, а также вместе с учащимися формулирует тему урока, его цели и задачи.
- Назовите признаки, характеризующие государство?
- Все ли признаки были сформированы к XI веку в нашем государстве? Какой отсутствует?
- А разве раньше не было законов?
- Что же такое закон?
- Для чего государству нужны законы?
- Какие своды законов из истории других государств нам уже известны ?
- С законами, какой страны могли быть знакомы жители древней Руси?
2. Основная часть урока
Появление «Русской правды» - первого сборника законов, связано с правлением князя Ярослава, которого народ прозвал Мудрым.
- Когда правил Ярослав?
- Оправдывает ли великий князь Ярослав Мудрый прозвище Мудрый?
Еще одним доказательством его мудрости стало создание «Русской Правды». Когда же она появилась на Руси?
Время создания нельзя определить точно, поскольку Правда дошла до нас лишь в позднейших списках.
В софийской летописи за 1019 год сказано, что «Ярослав отпуская Новгородцев из Киева, дал им правду и устав». По всей вероятности это идет речь о «Русской правде».
Таким образом, «Правда Ярослава» появилась приблизительно в 1016 г. первоначально она состояла из 17 ст., и была написана для новгородцев, позже закон будет принят и распространен по всей Руси. Сыновья Ярослава продолжат дело отца и дополнят Правду новыми статьями.
Как и за что судили на Руси по Русской Правде?
Перейдем к некоторым статьям.
Статья I: « Если убьет свободный человек свободного, то (за него имеют право) мстить брат за брата, или сын за отца. Или отец за сына, или сыновья брата и сестры; если кто из них не пожелает или не сможет мстить, то пусть получит 40 гривен за убитого».
К каким выводам вы пришли? (закон допускал кровную месть, но ограничивал кругом ближайших родственников, предлагает заменить месть штрафом. Т.е. месть постепенно изживается, а позже вообще будет закреплена, это свидетельствует об укреплении государства.)
Многие положения «Русской правды» достаточно современны.
Например, статья 2. «Если кто будет избит до крови или синяков и он не может за себя отомстить (обидчику), то получает за обиду 3 гривны и плату лекарю». (прямо таки возмещение морального и материального ущерба.)
Правда боролась и с ворами – за воровство – штраф, за разбой – продажа в рабство с семьей.
Она обязывает жителей самим заботится о порядке на территории общины. Вину в суде устанавливается показаниями видок – свидетель, есть и обвинитель – ябешник.
На суд по «Русской правде» мы попадем с помощью оживления картины художника Билибина «Суд во времена Русской Правды». (обратить внимание на текст героев, он поможет ответить на вопросы.)
- Кто осуществляет суд?
- Какие наказания предусматривает «Русская правда»
- Справедлив ли такой суд?
Уже прослушав первые строки «Русской правды» вы обратили внимание на фразу «если убьет свободный свободного …» О чем она свидетельствует?
Сейчас мы перейдем к вопросу о древнерусском обществе, о свободных и не свободных, об их положении в обществе.
Лабораторная работа в группах.
Цель работы - анализируя отрывки из текста «Русской Правды» заполнить таблицу и иерархическую лестницу Древнерусского общества (исходя из размера штрафа за убийство).
На доске вопросы - общие для всех групп.
- О какой группе населения идет речь в «Русской правде»?
- Каковы особенности положения этой группы в древнем обществе?
- Как оценивается жизнь члена каждой из этих групп?
На работу в группах – 7 минут, выступления - 2-3 минуты. (см. приложение 1)
Таблица 1.
Название группы | Размер штрафа |
Бояре, дружина | 80 гривен |
Люди | 40 гривен |
Смерды | 5 гривен |
Закупы | 5 гривен |
Холопы | 5 гривен |
Древнерусское общество по Русской Правде
- Как можно объяснить неодинаковые суммы штрафов?
- Что было важнее для определения конкретного человека (должность или имущественное положение)?
- Перечислите: кто входил в категорию свободного поселенца? Чем они отличаются на ваш взгляд.
- Назовите группы зависимого поселения? Чем отличаются?
- Какие выводы можно сделать из вышесказанного.
3. Заключительная часть урока
Подведем итоги:
- Что мы сегодня изучили на уроке?
- К каким изменениям в государстве привело введение «Русской Правды «?
- Каким представляется древнерусское общество по «Русской правде»?
- Каково значение первого письменного закона на Руси? (Укрепляет государство, княжескую власть, свидетельствует о высоком уровне государства).
Домашнее задание: выучить §4 п.6 по учебнику Данилова А.А., составить кроссворд «Жители Древнерусского государства».