1. Методическое обоснование темы урока:
Ступень общего образования: ступень среднего общего образования.
1.1. Курс истории: история Отечества.
1.2. Уровень исторического образования: второй концентр.
1.3. Класс: 10.
1.4. Место в учебной теме ( тематического блока). Завершающий, одиннадцатый урок по теме “Древняя Русь”.
1.5. Связь с обязательным минимумом содержания образования: изучение истории Отечества ведется в соответствии с Программой курса для 10-го класса общеобразовательных учреждений “История России с древнейших времен до конца XIX в”. Авторы: А.Н Сахаров, А.Н.Боханов, С.И. Козленко. Москва. “Русское слово” 2006. Учебник Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца 16в. Москва. “Русское слово”. Структура и объем часов данной программы соответствуют требованиям, предъявляемым Министерством образования РФ
2. Развернутая целевая установка урока:
2.1. Обоснование образовательной, развивающей и воспитательной целей урока.
Цели урока:
образовательная - обобщение и систематизация знаний учащихся по периоду возникновения Древнерусского государства.
развивающая - содействовать формированию ключевых компетентностей (информационной, коммуникативной), учить работать в команде.
воспитательная - способствовать формированию чувства ответственности за свою учебную деятельность и за дело своего коллектива.
Задачи урока:
Закрепить и углубить осмысление учащимися учебного материала, проверить понимание учащимися сущности новых понятий посредством различных способов закрепления знаний, вопросов, требующих мыслительной активности, самостоятельной мыслительной деятельности.
Содействовать формированию ценностных отношений учащихся к своему “Я”, другим людям, классному коллективу, к труду и Родине.
Оборудование. Карта “Киевская Русь в IX–XIII вв.”, подготовленные заранее карточки с заданиями, вопросы, составленные для команд.
Тип урока:
Закрепление пройденного материала.
Форма урока – брейн-ринг.
Организация урока:
Класс делится на 3 команды в соответствии с рядами. Выбираются капитаны команд. Приветствие придумывают. Знакомятся с условиями игры. Вопрос читается командам 1 раз. Отвечает та команда, которая первой поднимет руку. При правильном ответе засчитывается балл. По ходу игры баллы начисляются. Первое место занимает команда, получившая максимальное количество баллов. Остальные - второе и третье место по количеству баллов.
Выбираются также члены жюри, хорошо знающие историю.
ХОД ИГРЫ
1 этап. Разминка.
1) Древнее население огромных территорий Европы и Азии. (Индоевропейцы)
2) Центром расселения славянских племен стал бассейн реки. (Вислы)
3) На рубеже 8-9 вв. поляне освободились и перестали выплачивать им дань. Кому? (Хазарам)
4) Монеты на Руси назывались. (Кунами)
5) Собрание всего племени. (Вече)
6) Бог Солнца. (Даждьбог)
7) Скульптурное изображение славянских богов. (Кумир)
8) Определенные места, куда ежегодно свозили дань. (Погост)
9) Византийский император. Современник Святослава. (Иоанн Цимисхий)
10) В центре города находился. (Детинец, кремль)
Подсчет баллов и определение лидера.
2 этап. Кому принадлежат выражения?
“Да будет Киев матерью городов русских!” (Олег)
“Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае - там середина земли моей” (Святослав)
“Я тебе по обещанию моему честь воздал как приятелю, а сужу как изменника и убийцу государя своего” (Владимир говорит Блуду)
“Лучше мне умереть” (Анна)
“Не трогайте меня, братья мои милые и дорогие, никакого зла вам не причинившего” (Глеб)
“Зачем губим русскую землю, сами на себя ссоры навлекая” (Князья в Любече)
“Дивлюсь я, дружина, что лошадей жалеете, на которых пашут! Так лошадь вам жаль, а самого смерда не жаль” (Мономах)
“Молод был и состарился, и не видел праведника покинутым, ни потомков его, просящих хлеба” (Мономах)
Подсчет баллов. Определение лидера.
3. Этап. Узнай, кто это?
1) И пошел _____ на греков, и вышли те против русских. Увидев их, русские сильно испугались такого великого множества воинов, и сказал _______: “Уже нам некуда деться, волею или неволею – должны сразиться. Да не посрамим земли Русской, но ляжем костьми, ибо мертвые срама не имут.” (Святослав)
2) При нем в Киеве велось каменное строительство, развивались ремесла, торговля. Развернулась большая работа по переводу на русский язык и переписки книг. (Ярослав Мудрый)
3) Летописец так выразился об этом князе, последнем из князей единого Древнерусского государства: “Много пота утер он за землю Русскую”. Смерть князя совпала с окончательным распадом Руси на отдельные княжества и земли. (Мстислав Великий)
4) “И секли его мечами, и саблями, наносили раны копьями… нечестивые же, думая, что князь убит, взяли раненного друга своего, и трепеща ушли. Князь же, оторопев, выскочил за ними и пошел под сени с громкими стонами. Они же, услышав его голос, возвратились… Тут окаянные бросились к нему. Петр же, Кучков зять, отсек ему руку правую”- говорит летописец. О чьей гибели? (Андрей Боголюбский)
Подсчет баллов. Определение лидера.
4. Этап. Задачи.
1) Согласно сложившейся традиции , многие короли Франции во время торжественной церемонии коронования, проходившей в Реймском соборе, давали клятву на Евангелии. При этом они соприкасались с … эпохой киевского князя Ярослава Мудрого. Каким же образом?
Ответ:
Дочь Ярослава Мудрого Анна стала женой французского короля Генриха 1. Из Киева в Париж она привезла древнеславянское Евангелие, позднее известное как Реймское (по месту его хранения). Именно на нем давали клятву дофины, становящиеся королями.
2) От чего варяги, поселившись на Руси, быстро смешивались с местными жителями, а с печенегами и половцами этого не случилось.
Ответ:
Варяги легко растворялись среди оседлых земледельцев и горожан во всех (христианских) странах Восточной и Западной Европы. Растворению печенегов и половцев среди русских мешала разница в их хозяйственном укладе - кочевые скотоводы и оседлые земледельцы.
3) Как поделили сыновья Ярослава Мудрого власть на Руси? Почему между ними почти не было усобиц, а после смерти Владимира и Святослава усобицы были?
Ответ:
Ярослав установил лествицу - очередь князей на киевский престол, старшего в роду. В ожидании этого они правили разными городами, переходя в более богатые города.
4) Кому из жителей Древней Руси требовалось ни много ни мало 600 метров проволоки.
Ответ:
Оружейникам. В среднем на изготовление кольчуги шло указанное количество проволоки.
5) Какой обычай Древней Спарты сами того не ведая соблюдали русские князья в IX–X вв. в повседневной жизни. Подсказку вы можете найти у А.С. Пушкина в очень известном произведении; вот только о Спарте в нем ничего не сказано.
Ответ:
В Спарте практиковались обязательные совместные обеды. В Древней Руси существовали совместные трапезы князя и его дружинников.
6) Назовите путь из варяг в греки. Показать по карте.
Ответ:
Варяжское (Балтийское) море - Финский залив - река Нева - Ладожское озеро - река Волхов - озеро Ильмень - река Ловать - волоком корабли таскали до верховья Днепра - Днепр-Русское (Черное) море - Константинополь.
Подсчет баллов. Определение лидера.
5 этап. Разгадать кроссворд.
Командам раздаются листочки с кроссвордом и вопросами. Отвечает та команда, которая первая разгадает. Жюри подсчитывает количество правильных ответов.
Кроссворд
По горизонтали:
3. Восточно-славянское племя, жившее в нижнем течении Днепра, Буга, Дуная и по побережью Чёрного моря.
5. Тюрко-язычное племя, кочевавшее в северном Причерноморье. Совершали набеги на славян.
8. Название общины в Древней Руси.
11. Муромский князь, сын князя Владимира I. Убит по приказу Святополка.
13. Один из братьев-просветителей, создателей славянской азбуки, проповедников христианства.
14. Первоначальное название государства восточных славян.
15. Прозвище одного из былинных богатырей.
16. Один из языческих богов восточных славян.
18. Один из языческих богов восточных славян, символизирующий солнце.
20. Тюрко-язычное племя, кочевавшее в северном Причерноморье с XI в.
21. Древнерусское женское украшение XI–XIII вв. - золотая или серебряная подвеска.
23. Свод правил, составленный Владимиром Мономахом, который упорядочил правовое положение народа.
25. Один из языческих богов восточных славян, связанный с плодородием.
26. Непривилегированные сословия в Древней Руси.
По вертикали:
1. Столица Древней Руси.
2. Подать с населения, взимаемая с побеждённого народа победителем.
4. Языческий бог ветра у восточных славян.
6. Часть древнерусского города, расположенная у подножья горы, на низменном месте, обычно около реки.
7. Бог скота в языческой мифологии восточных славян.
9. Примитивная система земледелия, при которой после снятия нескольких урожаев землю забрасывали на 8-15 лет, до восстановления плодородия.
10. Союз восточно-славянских племён по Днестру и близ устья Дуная.
12. Ростовский князь, сын князя Владимира I. Убит по приказу Святополка.
14. Предводитель Варяжского военного отряда, призванный ильменскими славянами княжить в Новгород. Основатель династии.
17. Главные ворота Киева.
19. Русская княгиня, жена киевского князя Игоря, которая в 945 г. подавила восстание древлян.
22. Древнерусский город, где в 1097 г. состоялся княжеский съезд, осудивший усобицу.
23. Размер дани.
24. Народное собрание в Древней Руси.
Ответы
По горизонтали:
3. Уличи;
5. Авары;
8. Вервь;
11. Глеб;
13. Мефодий;
14. Русь;
15. Муромец;
16. Семаргл;
18. Хорс;
20. Половцы;
21. Колт;
23. Устав;
25. Ярило;
26. Чернь;
По вертикали:
1. Киев;
2. Дань;
4. Стрибог;
6. Подол;
7. Велес;
9. Перелог;
10. Тиверцы;
12. Борис;
14. Рюрик;
17. Золотые
19. Ольга;
22. Любеч;
23. Урок;
24. Вече.
Подсчет баллов. Определение лидера.
6 этап. Определить из какого источника представлены цитаты.
1) “Те же славяне, которые около озера Ильменя прозвались своим именем –славянами, и построили город, и назвали его Новгородом”. (Повесть временных лет)
2. “Если кто вынет меч, а не ударит, то тот платит гривну”. (Русская правда)
3) “Что знаете хорошего , того не забывайте, чего не знаете, тому учитесь; не ленитесь , ни на что доброе, но паче всего блюдите страх Божий”. (Поучение Владимира Мономаха).
4) “Пришел Святослав в Переяславец, и затворились болгары в городе. И вышли болгары на битву против Святослава, и была сеча велика и стали одолевать болгары...” (Повесть временных лет)
“Если кто отсечет какой-либо палец, то платит 3 гривны за обиду”. (Русская правда)
“И с коня я много раз падал, голову себе разбивал дважды, повредил свои руки и ноги”. (Поучение Владимира Мономаха)
Подсчет баллов. Определение лидера.
Если 2 команды имеют одинаковое количество баллов, вызываются капитаны команд и им дается задание – текст с ошибками.
Завершающий этап. Текст с ошибками.
По инициативе Владимира в 1037 г. был заложен новый главный храм Киева- Успенский собор, который соперничал по красоте и размерам со святыней Константинополя. Всего же в Киеве насчитывалось 300 церквей. Киев превратился в один из самых крупных и красивых городов Европы. Владимир основал ряд новых городов. На Волге же был заложен Юрьев, а в отвоеванной земле чуди (эстов) – Переяславль (нынешний эстонский город Тарту). Город был назван так в честь святого покровителя Ярослава.
Ответ.
По инициативе Ярослава, Софийский собор, 400 церквей, на Волге заложен Ярославль, в земле эстов Юрьев.
Подсчет баллов, определение лидеров.
Подведение итогов.
Определяются 1, 2, 3 места. Лучшие игроки. Оценивание знаний.
Список литературы и ресурсов к уроку:
- Учебник “История России с древнейших времен до конца XVI в.” 10-й класс. Сахаров А.Н. Москва. 2008.
- Тестовые задания по истории России. Часть 1. Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. Москва, “Русское слово”. 2008.
- История России в вопросах и ответах. Новиков И.В. Москва. ЧеРО. 1996.
- Задачник по истории России. Смирнов С.Г. Москва. Мирос. 1995.
- CD “История России IX–XVI веков”.