Цели:
- воспитывать любовь к Родине, патриотизм, гордость за своих предков, национальное достоинство;
- развивать познавательный интерес к предмету; умение применять полученные знания;
- формировать у учащихся умение мысленно воссоздать образы людей далеких эпох, восстанавливать силой воображения близкие к действительности картины исторических явлений и событий;
- повторить и обобщить пройденный материал. (слайд № 2)
Тип урока: Игра.
Класс делиться на команды, в которые входят и сильные, и слабые учащиеся: “Знатоки”, “Эрудиты”, “Археологи”, “Следопыты”. Выбираются командиры из сильных учащихся, которые фиксируют ответы каждого учащегося своей команды. В конце игры командиры выставляют оценки .
Оборудование и ТСО:
- индивидуальные карточки-задания,
- таблички с названиями команд,
- задания с текстами исторических документов,
- рисунки учащихся,
- мультимедийный проектор,
- персональный компьютер,
- презентация Power Point.
План урока: (слайд № 4)
- Раздробленность на Руси, ее причины, суть и последствия.
- Особенности устройства отдельных княжеств.
- Борьба с иноземными завоевателями.
- Культура Древней Руси.
Ход урока
Эпиграф: “Уважение к минувшему – вот черта, Отличающая образованность от дикости.”
А.С. Пушкин (слайд № 3)
Вводное слово учителя:
- Я приветствую участников команд, которые собрались сегодня на необычном уроке . Моими помощниками на уроке будут командиры команд, которым дано сегодня право объективно оценивать ваши знания.
1. Актуализация знаний учащихся:
Викторина “ А знаете ли вы ?” (приложение № 1)
2. Разминка
а) повторение дат (Лента цифр ) (приложение № 2);
б) игра “Угадай” (приложение № 3);
в) назовите причины феодальной раздробленности (слайд № 5 );
г) перечислите положительные и отрицательные стороны раздробленности (слайд № 6).
3. Игра “Логическая цепочка” (приложение № 4):
1. задание сильным: получив слово, составьте с ним предложение, затем сформулируйте вопрос к предложению и ответ. Расскажите, что вы знаете о данной земле?
2. задание слабым: используя рисунки одноклассников, расскажите о событиях, которые изображены на них.
4. Буриме.
1. задание слабым: назвать пять любых слов по теме.
2. задание сильным: составить небольшой рассказ с использованием упомянутых слов.
5. Задание для сильных: работа с документами (приложение № 5)
Для слабых : тестирование (слайды № 7, 8 )
6. Подведение итогов командирами команд.
7. Подведение итогов урока. Комментированное выставление оценок всем учащимся.
Домашнее задание: для сильных: написать мини- сочинение по пройденному материалу; для слабых : нарисовать рисунки (слайд № 9).
Литература .
- Карамзин Н.М. История государства Российского : в 3 кн. М., 1988.
- Ключевский В.О. Русская история. М., 2005.
- Лернер И.Я. задачник по истории Отечества.И., 1997.
- Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. Учебник. М., 2001 .
- Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. М., 2000.
- Пчелов Е.В. История России с древнейших времен до конца XYI века. М., 2005. .