Русские земли в XII–XIII веках

Разделы: История и обществознание


Цели:

  • воспитывать любовь к Родине, патриотизм, гордость за своих предков, национальное достоинство;
  • развивать познавательный интерес к предмету; умение применять полученные знания;
  • формировать у учащихся умение мысленно воссоздать образы людей далеких эпох, восстанавливать силой воображения близкие к действительности картины исторических явлений и событий;
  • повторить и обобщить пройденный материал. (слайд № 2)

Тип урока: Игра.

Класс делиться на команды, в которые входят и сильные, и слабые учащиеся: “Знатоки”, “Эрудиты”, “Археологи”, “Следопыты”. Выбираются командиры из сильных учащихся, которые фиксируют ответы каждого учащегося своей команды. В конце игры командиры выставляют оценки .

Оборудование и ТСО:

  • индивидуальные карточки-задания,
  • таблички с названиями команд,
  • задания с текстами исторических документов,
  • рисунки учащихся,
  • мультимедийный проектор,
  • персональный компьютер,
  • презентация Power Point.

План урока: (слайд № 4)

  1. Раздробленность на Руси, ее причины, суть и последствия.
  2. Особенности устройства отдельных княжеств.
  3. Борьба с иноземными завоевателями.
  4. Культура Древней Руси.

Ход урока

Эпиграф: “Уважение к минувшему – вот черта, Отличающая образованность от дикости.”

А.С. Пушкин (слайд № 3)

Вводное слово учителя:

- Я приветствую участников команд, которые собрались сегодня на необычном уроке . Моими помощниками на уроке будут командиры команд, которым дано сегодня право объективно оценивать ваши знания.

1. Актуализация знаний учащихся:

Викторина “ А знаете ли вы ?” (приложение № 1)

2. Разминка

а) повторение дат (Лента цифр ) (приложение № 2);

б) игра “Угадай” (приложение № 3);

в) назовите причины феодальной раздробленности (слайд № 5 );

г) перечислите положительные и отрицательные стороны раздробленности (слайд № 6).

3. Игра “Логическая цепочка” (приложение № 4):

1. задание сильным: получив слово, составьте с ним предложение, затем сформулируйте вопрос к предложению и ответ. Расскажите, что вы знаете о данной земле?

2. задание слабым: используя рисунки одноклассников, расскажите о событиях, которые изображены на них.

4. Буриме.

1. задание слабым: назвать пять любых слов по теме.

2. задание сильным: составить небольшой рассказ с использованием упомянутых слов.

5. Задание для сильных: работа с документами (приложение № 5)

Для слабых : тестирование (слайды № 7, 8 )

6. Подведение итогов командирами команд.

7. Подведение итогов урока. Комментированное выставление оценок всем учащимся.

Домашнее задание: для сильных: написать мини- сочинение по пройденному материалу; для слабых : нарисовать рисунки (слайд № 9).

Литература .

  1. Карамзин Н.М. История государства Российского : в 3 кн. М., 1988.
  2. Ключевский В.О. Русская история. М., 2005.
  3. Лернер И.Я. задачник по истории Отечества.И., 1997.
  4. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. Учебник. М., 2001 .
  5. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. М., 2000.
  6. Пчелов Е.В. История России с древнейших времен до конца XYI века. М., 2005. .