История и обществознание
-
Урок истории в 11 классе по теме: "Репрессии в СССР и сопротивление им" 2005
Урок по теме проводится в форме отчета творческих групп, выполнивших поисковые задания. Учащиеся используют краеведческий материал, архивные документы, письма, газетные статьи. В ходе урока рассказывается не только о репрессиях и их последствиях, но и о сопротивлении сталинскому режиму разных слоев советского общества: от членов правительства до простого труженика. В ходе урока у учащихся формируется чувство гражданской ответственности за все происходящее в государстве, за сохранение политических прав и свобод, и необходимости борьбы за демократический строй.
-
Тематика семинарских занятий по истории России в 10–11-х классах 2005
В данном методическом пособии предлагаются варианты модульного изучения отдельных тем по истории России с древнейших времён до конца ХХ века. Урок-семинар позволяет развить интерес учащихся к предмету, овладеть навыками самостоятельной работы с источниками, составления конспектов, получить информацию по теме выходящую за пределы школьного учебника, развить культуру речи и дискуссий. Данная форма урока позволяет учителю осуществить дифференцированный подход в обучении.
-
Тема урока: "Государственные символы России. Герб. Флаг. Гимн" 2005
Государственная символика является исключительно важным средством, с помощью которого осуществляется связь общества с предыдущими поколениями. Изучение символики служит в деле патриотического воспитания, воспитания любви и уважения к своему народу, Отечеству.
-
Театрализованный урок по истории "Екатерина II" 2005
Разработка театрализованного представления по истории, в ходе которого учащиеся воссоздают некоторые эпизоды из истории России XVIII века, времени правления Екатерины II.
-
Урок истории "Великий Шелковый путь – путь народов, культур и товаров" 2005
Материал урока подобран таким образом, чтобы дать дополнительную возможность учителям истории полнее удовлетворить свои образовательные потребности, а детям узнать информацию за страницами своего учебника. Дать представление о малоизвестных страницах древнего и средневекового периодов истории -главная задача урока. Урок - сюжетно-ролевая игра "Великий Шелковый путь - путь народов культур и товаров".
-
Тема урока: "Последствия монгольского завоевания Руси" 2005
Данный урок является дополнительным в плане изучения истории Руси XII века. По учебнику Рыбакова Б.А., Преображенского А.А.(учебник по которому занимаются обучающиеся), данная тема "Монгольское завоевание" несмотря на огромные хронологические рамки (2,5 века), очень сокращена. А последствия этого завоевания значительно отразились на дальнейшей истории Руси. Поэтому, изучив глубже этот материал, учащимся будет легче и интереснее познавать, как все-таки Русь смогла освободиться от завоевателей и продолжить свое развитие.
-
Урок в 9-м классе на тему: "Гражданская война и интервенция в Советской России"(с использованием информационных технологий) 2005
Развивать умения и навыки получения новой информации через компьютерные технологии: компьютерный учебник ''История России ХХ век'', части 1-2; медиа-материалы, глоссарий и компьютерную историческую карту; совершенствование навыков работы учащихся с компьютерными дисками по истории.
-
Проект открытого урока в 10-м классе по теме: "Эпоха Ивана Грозного: противоречия и итоги правления" 2005
Урок проводится в 10-м классе. Цели: обобщить знания учащихся и сформировать представление об исторической эпохе; научить давать оценку неоднозначности, противоречивости эпохи, явлений и деятелей; размышлять над различными точками зрения, сравнивать аргументы, подбирать факты для доказательства собственной позиции. Для интеллектуального развития большую роль играет опережающее задание. Урок в форме игры - это мощный стимул в обучении, разнообразная и сильная мотивация. У детей раскрываются индивидуальные творческие способности.
-
Использование новых информационных технологий на уроках истории 2005
В статье представлен урок по теме "Главные политические центры Руси" с использованием мультимедийных технологий в форме презентации. В данном случае на уроке компьютер заменяет всю совокупность средств обучения, выполняя несколько ролей: запись на доске; наглядность; таблицы и схемы; учебник; рабочая тетрадь или индивидуальная карточка для самостоятельной работы.
-
Использование новых информационных технологий в организации исторического практикума. 11-й класс 2005
Урок предполагает работу учащихся с историческими документами по данной проблеме, каждый новый слайд отражает новый документ. Документы учащиеся разбирают вместе с учителем, одновременно заполняя таблицу, которая в конце урока поможет решить сформулированную учителем проблему.
-
Повторительно-обобщающий урок-игра по истории в 6-м классе по теме: "Путешествие в средневековый город" 2005
Цель урока: обобщить и закрепить знания по пройденным темам, совершенствовать навыки устной речи, работы в группе и работы с контурной картой, развивать творческие способности через выполнение соответствующих заданий. Задачи: проверить и закрепить знания исторической терминологии по теме, умение ориентироваться в историческом пространстве; логически мыслить, исправляя исторические ошибки в тексте, развивать воображение и умение излагать материал в устном развернутом ответе, воспитывать коллективизм в группах через соревновательные моменты урока, стимулировать интерес учащихся к изучению предмета история.
-
Разработка урока по теме "Политическое развитие России в XVII веке". 7-й класс 2005
В статье содержится описание хода урока. Целями урока является освоение учащимися новых знаний о процессе централизации государственной власти, окончательном оформлении крепостного права; овладение умениями работы с текстом, схемой, таблицей; поиска информации, ее анализа, формулирования выводов; формирование познавательного интереса к истории. Урок сопровождается компьютерной презентацией.
-
Ролевой урок-суд по теме: "А.В. Колчак. Крест власти" 2005
Основная цель урока: обобщение и закрепление знаний, полученных в ходе изучения тем "Великие русские географические открытия", "Войны России в начале ХХ века: русско-японская, первая мировая и гражданская. А.В. Колчак". Занятие способствует развитию умения давать оценку историческим событиям и их современникам, высказывать аргументированные суждения, вести дискуссию, анализировать различные точки зрения, мнения, принципы и позиции, "читать" документы и драматизировать их.
-
Путешествие в загадочную Арктиду (интегрированный урок история + география) 2005
Урок является неотъемлемой итоговой частью темы "Великие мировые и русские географические открытия", состоит из двух частей или в форме урока-модуля. Учитель может по своему усмотрению распределить срок его проведения.
-
Конспект урока по обществознанию в 10-м общеобразовательном классе. Тема: "Познавательная деятельность человека" 2005
Уроки по познавательной деятельности человека призваны сформировать общее представление о данной сфере человеческой деятельности, ввести в круг наиболее существенных и актуальных проблем: что значит познавать мир и самого себя, какую роль играют знания в жизни общества и человека, как соотносятся мышление, чувства и интуиция в процессе познания. Школьникам предстоит познакомиться с различными подходами в прошлом и сегодня к решению этих проблем. Представленный урок проводился во время республиканских фундаментальных курсов для учителей истории и обществоведения в 2001 г. и вошел в подборку уроков для работы над научно-методической темой "Опорные схемы как средство развития мыслительных операций учащихся". Уроки по данной научно-методической теме показываются систематически на семинарах различных уровней.
-
Россия первой четверти ХХ века в занимательных заданиях и в игре "Колесо истории" 2005
Особенно сложные и противоречивые периоды истории, каковым является, по сути весь ХХ век, лучше запоминаются, если применять нетрадиционные формы закрепления пройденного материала. В это время однозначно активизируется познавательная деятельность учащихся, повышается степень усвоения ранее изученного, появляется желание вновь и вновь соприкасаться с этой исторической эпохой через другие учебные издания, художественную литературу и видеоматериалы.
-
Урок истории в 5 классе по теме: "Путешествие на Олимп" 2005
Урок обобщения полученных знаний по разделу "Древняя Греция" включает в себя работу с картой, работу по группам. Учащиеся должны уметь давать характеристику государства, знать религиозные верования греков, сказания о богах и героях.
-
Урок-проект: "Земельная реформа и политические перемены: феномен Столыпина" 2005
Творческая работа учащихся заключается в создании и защите проектов, которые выполняются в группах. Ценность урока заключается в том, что учащиеся работают спмостоятельно и к концу урока каждая группа представляет свой продукт.
-
Тема урока по истории: "Древняя Индия". 5-й класс 2005
Урок посвящен изучению культуры, истории, религии и общественного устройства Древней Индии. Урок рассчитан на 5-й класс.
-
Тема урока по истории: "Гражданская война в России 1918–1922 гг. Технология завоевания политической власти и трагедии человеческих судеб". 11-й класс 2005
Данный урок помогает учащимся осмыслить основные вопросы гражданской войны, прививает умение работать с фактическим материалом, документами.
-
Беседа "Национальной валюте Казахстана — 11 лет" 2005
Наравне с флагом, гимном и гербом к государственной символике относится и национальная валюта. О становлении тенге как национальной валюты Республики Казахстан, идёт речь в беседе "Национальной валюте Казахстана - 11 лет". Этот материал будет интересен не только жителям Казахстана, но и любому человеку, интересующемуся нумизматикой, валютой и историей денежных единиц мира. Беседа рекомендуется для широкого круга учащихся и студентов.
-
Личностно-ориентированный подход в развитии личности ребенка в процессе обучения в школе 2005
Сегодня личностно ориентированный подход приходит в каждую российскую школу и процесс этот становится все более неизбежным. Педагоги и психологи, работающие, как в крупных городах, так и в сельской местности, понимают всю важность, его внедрения в педагогическую деятельность и настойчиво осваивают теоретические основы и технологию личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательный процесс. Автор показывает, каким должен быть личностно ориентированный подход в процессе развития личности ребенка, в период его обучения в школе.
-
Индивидуально-возрастные и психологические особенности младших подростков 2005
Статья посвящена индивидуально-возрастным и психологическим особенностям младших подростков. Изучение этих особенностей, позволяет нам предвидеть многое в их поведении, благодаря чему возможно осуществление выбора эффективных мер воздействия на их поступки. Кроме того, педагоги смогут перестроить и скорректировать свою работу с детьми, в случае снижения интереса к учебе и слабой успеваемости. Знание этих особенностей помогает взрослому человеку понять своего ребенка, понять его нужды и интересы, лучше узнать его "внутренний мир", с тем, чтобы в будущем не сталкиваться с определенным кругом проблем.
-
Приемы развития мыслительной деятельности учащихся 5–7-х классов на уроках истории 2005
Статья посвящена приемам развития мыслительной деятельности учащихся младших классов на уроках истории. С помощью этих приемов, можно не только развивать мыслительные операции, но и улучшать качество исторических знаний школьников, создавать мотивацию в процессе обучения истории, вызывать интерес к истории не только как к учебному предмету, но и как к отрасли человеческого знания, то есть заложить основу исторического мышления. Использование этих приемов в практике обучения истории, позволяет вести работу с учащимися, направленную на формирование у них обобщенных мыслительных приемов познавательной деятельности, что достаточно важно для любого вида человеческой деятельности.
-
Урок истории по теме: "Социально-экономическое развитие России в 60—90 годы XVIII в. с использованием программы Презентация Microsoft PowerPoint" 2005
Значительно интереснее изучать предмет, используя современные технические средства и технологии. Предлагаю урок с применением компьютерной программы создания презентаций.
-
Интегрированный урок история + физкультура по теме: "Олимпийские игры в Древней Греции" 2005
Интегрированный урок (история + физкультура) в 5-м классе - одна из форм обучения зарубежной истории, которую можно успешно применять учителем в условиях концентрической структуры школьного исторического образования.
-
Урок истории по теме: "Первая мировая война 1914—1918 гг.", 9 класс 2005
Новизна состоит в том, что учитель на данном уроке не выполняет традиционную функцию носителя знаний. В данном случае носитель знаний электронная "Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2001" (БЭКМ). Персональный компьютер - рабочий инструмент учебной деятельности учащихся. Учитель - посредник между БЭКМ и учеником. Учитель - консультант, его задача направлять, координировать поисковую работу обучающихся.
-
Урок-путешествие "Русь моя, краса моя", 6 класс 2005
Урок-путешествие относится к нетрадиционной форме урока. Он позволяет создать атмосферу сопричастности к историческому прошлому. Включение в сценарий урока героев "прошлого времени" наполняет эпоху живыми красками и чувствами. Такие уроки развивают интерес к предмету, формируют личностное отношение к историческим событиям.
-
Обобщающий урок по теме: "Глобальные проблемы" 2005
Проект дает возможность раскрыть сущность глобальных проблем человечества, показать, что их решение требует усилий как на межгосударственном уровне, так и непосредственно каждого из нас; развить умение анализировать проблемные ситуации; выработать навыки работы со специальной литературой и компьютерными технологиями.
-
Урок истории по теме: "Отечественная война 1812 года" 2005
Данный урок может быть использован при изучении темы "Отечественная война 1812 года" с учащимися 8-го класса. Использование компьютерной версии для рассмотрения хода военных действий вызовет у учащихся заинтересованность своей необычностью, оригинальностью, яркостью изложения. Использование инсценировки позволит ребятам окунуться в сложный, противоречивый мир, где каждый человек, принимая любое решение, должен быть готов нести и ответственность за свой выбор. А также будет способствовать развитию у учащихся творческих способностей.