История и обществознание
-
Роль научно-исследовательской деятельности в охране здоровья школьников 2005
Предлагаемой программой по Литературному краеведению могут воспользоваться как учителя русской литературы, так и учителя татарской литературы, истории, географии и классные руководители.
-
Повторительно-обобщающий урок по теме: "Передняя Азия в древности". 5-й класс 2005
Данный урок является повторительно-обобщающим по теме "Передняя Азия в древности". Все задания направлены на закрепление знаний по данной теме, развитие любознательности учащихся, повышение интереса к истории. Задания предполагают систематизацию полученных знаний. В случае, когда способ выполнения задания учащимся неизвестен и предстоит его искать, речь идет о проблемной задаче, например, "Историческая арифметика", "Пословицы в ребусах".
-
Урок в 9-м классе по курсу "обществознание" на тему: "Нравственные и правовые основы семьи" 2005
На данном уроке я попыталась связать теоретические положения курса обществознания с социальным опытом учеников, что способствует освоению системы знаний о социальной действительности, развитию мышления и интереса к изучению дисциплин социально-гуманитарного цикла, воспитанию гражданской ответственности. Кроме того, это развивает умение спорить, способность к оценке собственных социальных возможностей, навык самоорганизации, вырабатывает способность самостоятельно разрешать личные проблемы, реализовывать свои жизненные планы. Таким образом, представленный урок способствует приобретению определенного социального опыта, а также положительно влияет на характер взаимоотношений учителя и учащихся.
-
Русский фольклор как исторический источник 2005
История фольклора неразрывна с историей народа. Изучением фольклора занимались и занимаются исследователи таких наук, как философия, история, филология, этнография, археология и др. Особенно эффективно использование фольклорного материала на уроках истории в 6–7-х классах. В произведениях фольклора мы можем увидеть описание русских городов.
-
Тема урока: "Причины победы большевиков в Гражданской войне" 2005
Урок-проект по истории, который помогает ученикам через рассмотрение таких проблем, как неизбежность и пределы революционного насилия, идеология и социальная психология "военного коммунизма", крестьянства в гражданской войне, "белый" и "красный" террор и другие, выяснить причины победы большевиков в Гражданской войне, а также понять, что трагедия гражданской войны учит нас в первую очередь отказу от ненависти, насилия, произвола как метода государственного строительства, всей организации жизни, как надежного способа "осчастливить" народ.
-
Тема урока по истории: "Индия и Китай в древности". 5-й класс 2005
Урок знакомит учащихся 5-х классов с Древним Китаем и Индией. Идет рассказ о двух древних цивилизациях, что общего и различного в их развитии.
-
Интегрированный урок (литература и история) по теме: "Значение христианства в истории России, живописи и русской литературе ХIХ– ХХ вв." 2005
История и литература, бесспорно, родственные науки. Мы говорили, и будем говорить, на уроках литературы об исторических обстоятельствах, предшествовавших созданию произведений, без этого их невозможно понять в полной мере. Тем более, что вопросы, на которые нам в итоге предстоит сегодня ответить, касаются вашего отношения к жизни, а значит, нашей истории завтра. Чтобы ответить на них, нам предстоит сейчас пройти три ступени: историческую, литературную и творческую.
-
Итоговый урок-практикум в 11-м классе по теме: "Гражданская война в России" 2005
Проблемный характер урока по Отечественной истории в 11-м классе, активизация познавательной деятельности учащихся создают условия для конкретно-исторического и теоретического анализа событий России ХХ века, развивает у учащихся умение обобщать, анализировать исторические явления, давать оценку историческим личностям в истории Отечества.
-
Внеклассное мероприятие по истории на тему: "Память моя блокадная…" 2005
Ленинград - это одна из памятных страниц истории нашего государства. Его судьба неотделима от нашего народа. Героическая оборона города в годы войны стала символом мужества. На примере бессмертного подвига его жителей воспитано не одно поколение наших соотечественников. "Память моя блокадная" - встреча двух поколений. "Дети 40-х и молодость XXI века". Дети 40-х чье детство прошло в суровые годы и молодежь сегодняшнего дня, которая, приклоняясь перед их мужеством, стала инициатором акции, внесшей посильный вклад в создание памятника "Детям войны" в г. Красноярске.
-
Урок-суд по истории в 9-м классе: "Сталин: "отец народов" или "враг народа"?" 2005
Мировая революция, великая индустриальная держава, сплошная коллективизация, "экономическое чудо", "большой террор", "культурная революция", судебные прения, Сталин: "отец народов" или " враг народа".
-
Тема урока: "Семинарская система работы на уроках социально-политического цикла" 2005
Для преподавания гуманитарных дисциплин в ФГОУСПО "ЕМРПТ" используется лекционно-семинарская форма работы. На лекционных уроках преподаватель объясняет новую тему, ставит проблему перед студентами, решение которой выносится на общее обсуждение. Семинары по предмету "Основы философии" отличаются, к примеру, от семинаров по предмету "Основы социологии и политологии" тем, что последние принимают форму политического диспута. Обсуждение философских проблем проходит более спокойно, но это не значит, что нет желания спорить. Преподаватель и студенты спорят на равных, дискуссии проходят очень живо, интересно, вовлекают всю группу в общий разговор. Семинары необходимы, они помогают студенту тщательно, от урока к уроку, систематизировать свои знания.
-
Некоторые аспекты преподавания истории: из опыта работы в Сергиево-Посадской муниципальной гимназии 2005
Задача исторического образования в Сергиево-Посадской гимназии включает в себя исследование исторических процессов в диалектическом альтернативно-многовариативном и закономерно-объективном развитии. Реализация этого подхода осуществляется за счет накопления и систематизации материала, его письменной фиксации, критического анализа материала через изучение источников и дискуссию, теоретическое обобщение на основе межпредметных связей.
-
Урок по истории на тему: "Импрессионизм, как реалистическое направление в живописи конца ХIX — начало ХХ века". 10-й класс 2005
Бинарный урок (история и рисование) с использованием социокультурных технологий. На урокае показаны принципиальные изменения в искусстве в конце XIX - начале XX века, появление нового направления в искусстве - импрессионизм. Учащиеся познакомились с некоторыми из представителей импрессионизма: К.Моне, О.Ренуаром, В.Ван-Гогом, П.Гогеном. Были раскрыты особенности живописного языка художников, манера письма, через идейные задачи ипрессионизма, продиктованные своим временем. Ребята увидели гуманистические черты живописи художников, их стиль, объёмное восприятие картин художников-импрессионистов.
-
Дидактические игры на уроках истории 2005
Урок предполагает повторение пройденного материала за 7–8-й класс, а так же в увлекательной форме развивает интерес к предмету.
-
Урок-повторение по теме: "Единство — сила!" 2005
"Надо знать прошлое, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее". Эта фраза В.Г.Белинского стала очень актуальна. Перемены, происходящие в нашей стране, политические страсти и заботы повседневности не только не ослабили интерес к истории, а наоборот привели к ещё более острому восприятию проблем прошлого.
-
Конспект урока по теме: "Внешняя политика России в XVII веке". 10-й класс 2005
Работа в малых учебных группах - один из эффективных и просто интересных методических приёмов. Коллеги, предлагаю конспект урока по истории России в 10-м классе по теме: "Внешняя политика России в XVII веке". Пусть дети на уроке работают, общаясь.
-
Викторина по краеведению 2005
Работа по истории края предназначена для 5-го класса. В результате подготовки учащихся к таким викторинам развиваются умения и навыки, необходимые для активной, творческой жизнедеятельности человека в современных условиях.
-
Урок по истории в 10-м классе по теме: "Преобразования Петра I. Петр Великий — чудо или чудовище?" 2005
Я предлагаю для публикации повторительно-обобщающий урок в 10-м классе. Это проблемный урок с элементами интерактивного обучения. Используются фронтальная, индивидуальная и групповая формы работы, что повышает эффективность урока, позволяет каждому ученику проявить себя. Различные формы работы обеспечивают хороший ритм урока, активность учащихся в течение всего занятия. Каждый учащийся имеет возможность проверить свои знания по данной теме и проявить творческие способности.
-
Формирование исторического мышления в условиях модернизации системы образования 2005
Если ученик способен дивергентно рассматривать исторический процесс, то можно утверждать, что главная цель исторического образования достигнута, но при этом необходимо учитывать важность принципиального подхода к вопросу исторического процесса, в ином случае все превратится в игру и не более.
-
Игра "Умники и умницы" по теме: "Культура России в первой половине XIX в." 2005
Проводя игру "Умники и умницы", повторяем с учащимися основные достижения русской культуры первой половины XIX века.
-
Олимпиада по истории России среди учащихся 7–8-х классов по теме: "Смута в России в начале XVII в." 2005
В МОУ Воротынская средняя школа р.п. Воротынец Нижегородской области ежегодно проводятся олимпиады по истории России среди учащихся 7–8-х классов по самым разнообразным темам. В 2005–2006 учебном году прошла олимпиада, посвященная Дню народного единства. Учитывая возрастные особенности учащихся, олимпиада проходит в форме игры "Паруса истории".
-
Урок по истории: Создание советского государства 2005
Урок обобщает и углубляет знания учащихся по вопросу становления Российского государства в IX–XX веках, развивает навыки работы с документами, способствует активизации мыслительной деятельности, а именно: умению анализировать и сравнивать на примерах государственного аппарата XV, XVIII, XX веков.
-
Урок истории по теме: После войны: "война" и мiръ! 11-й класс 2005
Урок по Всеобщей истории в 11-м классе помогает учащимся понять особенности международных отношений после окончания Второй мировой войны. Лабораторная работа развивает информационную грамотность, выводы способствуют осознанию значения толерантности как факта общественной и личной жизни.
-
Основные вехи политической истории России во второй четверти XVIII века. Период дворцовых переворотов 2005
Методическая цель занятия - показать использование технологии полного усвоения, направленной на активизацию самостоятельной познавательной деятельности на уроках истории. За основу взята групповая форма работы, способствующая формированию навыков учебного сотрудничества, коммуникативных способностей старшеклассников. На уроке развиваются творческий, критический и другие виды мышления, аналитические способности.
-
Интегрированный урок алгебра + история культуры народов "Текстовые задачи в истории Республики Марий Эл" 2005
Урок "Текстовые задачи в истории Республики Марий Эл" приурочен к 60-летию со дня основания гимназии №4 им. А.С. Пушкина г. Йошкар-Олы Республики Марий Эл и освещает основные памятные даты и события в истории города и края.
-
Разработка открытого урока на тему: "Журавлиная песнь Рудольфа Нуреева" 2005
Предлагаемый урок позволяет рассказать ученикам о жизни и творчестве Рудольфа Нуреева, заинтересовать их творчеством деятелей культуры и искусства. Урок построен с использованием логико-смысловой модели, это приводит к более четкому запоминанию учебного материала.
-
Внеклассное мероприятие по истории 2005
В данном историческом турнире по теме "Древний мир" представлены разнообразные задания с различными видами деятельности. Для лучшего восприятия заданий и создания ощущения "Я это видел" программа сопровождается слайдами PowerPoint. Цели мероприятия: в игровой форме повторить и закрепить материал, познакомить с новыми интересными фактами из истории Древнего мира; продолжить формировать умения и навыки анализировать и работать в команде, обобщать, делать выводы, работать с картой, документами; воспитывать интерес к исторической науке.
-
Мы знаем всё!.. Историко-литературная игра-проект для учащихся 5–7-х классов с использованием информационных технологий 2005
Историко-литературная игра-проект "Мы знаем всё!.." разработана для учащихся 5–7-х классов. Главной целью данной игры стало вовлечение учащихся в творческую деятельность, основанную на любви и уважении к предметам "история" и "литература". Игра состоит из вопросов, которые выводятся на экран в виде ряда слайдов, созданных в программе PowerPoint.
-
Развитие капиталистической мануфактуры. Урок в 7-м классе 2005
Определенной новизной данного материала является проектирование педагогической деятельности в обучающей деятельности в рамках первого концентра (концентрический подход). Практическая значимость представленного материала заключается в методических приемах организации успешного изучения сложного для усвоения семиклассниками нового материала, содержащего экономические понятия такие как "товар", "прибыль", "капиталистическое производство" и т.д. в основной школе. Представленный конспект содержит цели и задачи урока, виды ученической деятельности, такие как вопросно-ответная деятельность, выдвижение гипотез, самостоятельная работа, составление сравнительной таблицы и т.д., необходимый для усвоения учащимися терминологического материала.
-
Формирование личности учащегося на основе здоровьесберегающих технологий 2005
Для учащихся 6–8-х классов предлагается форма внеклассной работы "Лесная школа", в ходе подготовки к которой привлекаются преподаватели различных предметов (история, география, русский язык и литература, математика, биология, экология, ИЗО, физическая культура и др.). Данная методика позволяет активизировать интерес учащихся к изучаемым предметам, применять на практике полученные в школе знания, углублять и укреплять междисциплинарные связи, а также обучать культуре поведения на природе. "Лесная школа" способствует сплочению школьного коллектива, позволяет строить процесс обучения с учетом здоровьесберегающих технологий, т.к. на уроке умственная деятельность сочетается с физической активностью детей.