Урок по истории: Создание советского государства

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  • обобщить и углубить знания учащихся по вопросу становления российского
  • государства в IХ-ХХ вв.;
  • охарактеризовать основные черты и этапы строительства советского государства;
  • развивать навыки работы с документами;
  • формировать умение использовать исторический опыт для ориентации в проблемах современной российской государственности и перспектив ее развития.

Основные понятия урока: государство, три ветви власти, декрет, СНК, ВЧК, съезд Советов,

Учредительное собрание, ВЦИК, приказы, коллегии, министерства.

План урока.

I. Вступительное слово учителя. Постановка проблемного вопроса.

II. Изучение материала по вопросам:

1. Особенности становления российского государства в 1Х-ХХ вв.

2. Создание советского государства большевиками.

III. Беседа с учащимися по изученному материалу и решение проблемного вопроса.

IV. Просмотр фрагмента видеофильма “Долго ль Родина будет больна?” (7 мин.)

V. Домашнее задание.

1. Вступительное слово учителя.

Тема нашего урока – создание советского государства. Она очень тесно связана с ранее изученным материалом по истории России периода IХ-ХIХ вв. и последней темой по обществознанию о государстве. Я надеюсь, что исторический опыт поможет вам в дальнейшем лучше разбираться в проблемах современной российской государственности и перспективах ее развития. Ведь в своих основах российская история, несмотря на обилие драматических поворотов, демонстрирует удивительное постоянство. Такие вопросы, как: Почему столь богатая страна живет плохо? Что делать? Кто виноват? Нужен ли нам Запад? – остаются актуальными уже несколько веков подряд. Перед вами на столах лежит текст, с которым мы тоже будем работать в течение урока. (Приложение № 1).

Итак, 1917 год явился для России переломным. В официальную советскую историографию события октября 1917 года вошли как “Великая Октябрьская социалистическая революция, коренным образом изменившая ход развития всего человечества”. Сторонники монархических взглядов считали, что в Октябре страна рухнула в пропасть: прервалась традиция российской государственности, а власть большевиков ввергла Россию в анархию, привела к миллионам смертей, духовному распаду нации. Либералы, эсеры и меньшевики считали, что советская власть вновь закабалила народ, и установилась не диктатура пролетариата, а “диктатура над пролетариатом”. Сами же большевики утверждали, что советская власть отвечала коренным интересам народа, только она обеспечила спасение от экономической катастрофы, ликвидировала эксплуатацию, открыла путь к демократии и социальной справедливости.

Авторы новейшего учебника по истории “Россия и мир. ХХ век” Волобуев О.В. и другие утверждают, что “Наша Родина стала бескрайним полем для невиданного социального эксперимента. Впервые в истории к власти пришли люди, которые поставили своей целью ликвидировать частную собственность, “построить” новый общественный строй – социализм”. Они положили начало новому государству в России – советскому.

Давайте на уроке попытаемся решить довольно сложную проблему: создание советского государства – спасение России 1917 г. или падение в пропасть?

II.1. Переходим к первому вопросу нашего плана. Прежде чем мы будем анализировать особенности становления российского государства, давайте разберемся с понятием “государство” (изучено в теме по обществознанию).

В ходе беседы со студентами выясняется определение государства и называются его главные атрибуты. Государство – главный политический институт общества, осуществляет управление и охрану общества, обеспечивает его социальную и экономическую структуру. Атрибуты государства: территория, суверенитет, аппарат власти и управления, система права, армия, милиция, налоги. В течение беседы один студент рисует схему “Государство” на доске.

Итак, давайте вспомним основные этапы становления российского государства и его особенности, начиная с IX века. Беседа со студентами по вопросам:

1. Обратимся к лежащему у вас на столах тексту: выдержки из работы русского философа ХХ века Н.А.Бердяева “Истоки и смысл русского коммунизма”. Имя этого философа было возвращено россиянам в годы перестройки. Н.Бердяев выделяет 5 Россий, а, следовательно, 5 разных типов российской государственности. Определите хронологические рамки существования Киевской Руси (862–1132).

2. Перечислите первых русских князей: (Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир, Святой, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах). Киевская Русь – раннефеодальная монархия. Особенностью данного периода являются: дружина выполняет функцию и вооруженных сил и простейшего управленческого аппарата.

3. Второй период, “татарский”, как его называет Н.Бердяев – монголо-татарское иго (1237-1480). Русь попадает в вассальную зависимость от Золотой Орды, но государственность сохраняет. Перечислите крупнейших представителей династии Рюриковичей этого периода (Юрий Долгорукий, Всеволод Большое Гнездо, Александр Невский, Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван III.)

Особенность: юго-западные земли вошли в состав Великого княжества Литовского, и формирование государства проходило на территории Северо-Восточной Руси. К тому же распалась единая древнерусская народность на русских, украинцев, белорусов.

Объединение русских земель вокруг Москвы в единое государство протекало в исключительно трудных условиях: монголо-татарское иго и бесконечные усобицы и внешние войны. В.О.Ключевский насчитывает 90 внутренних усобиц и до 160 внешних войн при частых неурожаях, пожарах, эпидемиях за 234 года (с 1228 по 1462).

4. Третий период – Россия Московская. Определите хронологические рамки ее существования (конец ХV-ХVI вв.). Завершается объединительный процесс и создаются основные структуры централизованного государства в правление Ивана III и Василия III с 1462 по 1533 гг.

В правление Ивана VI Грозного (студенты должны назвать дату его правления 1533–1584 гг.) создается деспотическое государство восточного типа (самодержавие – особая форма русской монархии). Русские историки объясняют деспотический характер русского государства “необходимостью оформления огромной необъятной русской равнины”. Действительно, территория России в ХVI-ХVII веках росла с невероятной быстротой.

О.В.Ключевский называет колонизацию “основным фактом русской истории”. А Н.А.Бердяев в указанной работе пишет, что “русский народ пал жертвой необъятности своей земли, своей природной стихийности”. “Пейзаж русской земли соответствует пейзажу русской души”, - лучше не скажешь.

Объективно деспотизм был адекватной формой складывания российского государства: такое гигантское государство могло сложиться только как централизованное, с сильной деспотической властью монарха.

Работаем со схемой “Государственный аппарат России в ХVII веке” и “Органы власти и управления в первой четверти ХVIII века”. Студенты называют имена Алексея Михайловича и Петра 1 и основные мероприятия и реформы в период их правления.

Хочется отметить, что по масштабу, глубине и стремительности реформы Петра I не имеют аналогов ни в европейской, ни в мировой истории. В частности, созданный им государственный аппарат с небольшими изменениями просуществовал до 1917 года.

Переходим ко второму вопросу – создание советского государства.

Рассказ преподавателя.

В результате вооруженного восстания 25-26 октября 1917 года партия большевиков пришла к власти. П съезд Советов 26 октября 1917 года на втором заседании утвердил Декрет о мире, Декрет о земле и сформировал новое советское правительство (временное – до созыва Учредительного собрания) – Совет народных комиссаров. Так было положено начало слому государственного аппарата и строительству нового.

Студенты записывают в тетрадях: “Большевики сломали государственный аппарат и начали строительство нового” (схему на доске рисует преподаватель)

Возможны сообщения студентов “Исторический портрет”.

2. ерритория: 2 ноября 1917 г. “Декларация прав народов России” провозглашала равноправие наций, вплоть до отделения (Польша, 1918; Украина – 4.12.17; Финляндия – 18.12.17.).

3. суверенитет: герб, флаг, гимн, столица (Москва с марта 1918 г.). Сообщение студентки о символике Советской России.

4. III съезд Советов 10 января 1918 г. утвердил “Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа”, снял слово “временное” с СНК, назвал Россию – РСФСР.

10 июля 1918 г. Конституция РСФСР. Ставилась задача построения социализма.

5. 15.01.1918г. Декрет о создании Красной Армии. 23 февраля – рождение Красной Армии.

29.01.1918г. Декрет о создании Красного Флота, январь 1918 г. Декрет о создании рабоче-крестьянской милиции.

6. Социально-экономические преобразования:

- ликвидация сословий, титулов, чинов – граждане;

- равноправие женщин;

- свобода совести; ноябрь 1917 г. введено патриаршество (Тихон);

- григорианский календарь (31 января – 14 февраля 1918 г.);

- декреты о 8-часовом рабочем дне, охране труда, страховании, бесплатном медицинском обслуживании и обучении в школах, увеличении зарплат, выплате пенсий;

- национализация банков и крупной промышленности, монополия внешней торговли;

- 29 октября 1918 г. создан РКСМ (комсомол);

- закрыты оппозиционные газеты, партии (кадеты), арестованы члены Учредительного собрания, восстановлена смертная казнь, т.е. революционное насилие рассматривалось как “нормальное” средство революционных преобразований.

Диктатура пролетариата с самого начала осуществлялась через узкий слой членов компартии. На практике “советская власть” и “власть большевиков” слились, что приведет через некоторое время к установлению в стране тоталитарного режима. Но об этом мы будем говорить позже.

III. Беседа со студентами по проблемам создания советского государства. Студенты должны попытаться решить проблемный вопрос, заданный в начале урока: создание советского государства –спасение России в 1917 году или падение в пропасть?

Работа с текстом из работы Н.А.Бердяева “Истоки и смысл русского коммунизма”.

IV. В заключении урока предлагается посмотреть фрагмент из учебного видеофильма “Долго ль Родина будет больна?” (7 мин.) Цитата В.Розанова о Родине “Счастливую и великую родину любить не велика вещь. Мы ее должны любить, именно когда она слаба, мала, унижена, наконец, глупа, наконец, даже порочна”.

V. Подведение итогов урока.

Домашнее задание:

  1. уметь определять характер советского государства, называть его основные элементы.
  2. Дополнительное сообщение о лидерах советского государства: исторический портрет: В.Ленин, Л.Троцкий, И.Сталин, А.Луночарский.
  3. Повторить события гражданской войны ХУП века (восстание под руководством И.Болотникова).

Литература:

Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма, - “Юность”, 1989, № 11.

Волобуев О.В. Россия и мир в ХХ в. – М.: Дрофа, 2002.

Загладин Н.В. История Отечества. ХХ век. – М.: “Русское слово”, 2002.

Ионов И.Н. Российская цивилизация, 1Х-начало ХХ вв. – М.: Просвещение, 1995.

Видеофильм из серии “Уроки истории”. Фрагмент фильма “Долго ль Родина будет больна?”