Цели и задачи игры:
- Вовлечение учащихся средней и старшей школы в творческую деятельность, основанную на любви и уважении к предметам “История” и “Литература”.
- Оказание помощи ребятам в проявлении способностей, интеллектуального и творческого потенциала.
- Расширение кругозора в разных областях науки, техники, искусства, развитие соответствующего интереса к ним.
- Повышение уверенности в себе, своих знаниях, даже для слабоуспевающих учащихся.
- Воспитание способности отстаивать свою точку зрения, обосновывать ее в дискуссиях и спорах.
- Развитие информационной культуры учащихся, знакомство их с возможностями ПК.
- Воспитание уважения к истории России и других стран, литературному наследию прошлого.
Оборудование игры:
- Компьютер, медиа-проектор.
Игра строится по схеме презентации, созданной в программе PowerPoint. В ходе нее текст вопросов выводится на экран в виде ряда слайдов.<Приложение 1>
- Костюмы для актеров (при проведении творческих конкурсов).
- Счетные листы для работы жюри.
Счетные листы жюри
Класс | Количество набранных баллов | Промежуточный итог |
5 | ||
6 | ||
7 |
Подготовка и проведения игры:
1. Для проведения игры формируются команды из состава учеников 5-7 классов в количестве 8 человек. <Рисунок 1> Команды выбирают свой цвет, создают атрибуты. В нашей школе цвета распределились таким образом:
- 5 класс – синий
- 6 класс – зеленый
- 7 класс - красный
Рисунок 1
2. Остальные учащиеся составляют группы болельщиков.
3. Выбираются члены жюри (при проведении нашей игры это были старшеклассники и учителя, приглашенные участниками).
В начале игры ведущие (старшеклассники, подготовившие большинство вопросов) представляют участников команд (слайды 2-4) и рассказывают о правилах проведения игры: “Сейчас в течение 20 секунд, перед вами появиться таблица с номерами вопросов, в которой каждая клетка имеет цвет, соответствующий вашей команде. Ваша задача запомнить месторасположение вопросов своего цвета”. На экране демонстрируется изображение таблицы №1 (слайд 5).
Таблица № 1.
Ведущие: В ходе всей игры перед вами будет находиться таблица с номерами вопросов. Демонстрируется изображение таблицы №2 (слайд 34, переход по стрелке).
Таблица №2.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 |
33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 |
49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 |
Капитаны команд по-очереди называют номера вопросов, стараясь открывать окна соответствующие цвету своей команды. Каждый вопрос демонстрируется 14 секунд; после звукового сигнала, вы должны дать ответ. За правильный ответ на вопрос своей команды жюри начисляет – 2 балла, если команда ответит на вопрос соперников – 3 балла, в случае выбора вопроса общего характера (белый цвет окна таблицы) жюри начислит вам – 1 балл.
В ходе игры каждая команда должна открыть минимум 14 окон, среди которых вы встретите не только вопросы, но и творческие задания.
Вопросы игры для участников команд:
5 класс:
1. Как произошло выражение “яблоко раздора”? (Это выражение взято из произведения Гомера “Илиада”. На пиру 3 богини поссорились из-за яблока, на котором было написано “Прекраснейшей”.)
2. В Греции ее называли Гера, в Вавилоне – Иштар. А как ее звали в Египте? (Богиня Исида.)
3. Кто, по мнению греков, принес им огонь? (Прометей.)
4. Как звали хозяина пса Аргуса, возвратившегося домой после долгих странствий? (Одиссей.)
5. Что означает выражение “Троянский конь”? (Это выражение взято из произведения Гомера “Илиада”. Оно означает подарок, преподнесенный со злым умыслом.)
6. Кто из героев А.П.Чехова отправил письмо с адресом “На деревню дедушке”? (Ванька Жуков.)
7. В какой стране родился Г.Х.Андерсен? (Дания.)
8. Какая героиня русской народной сказки, была сельскохозяйственным продуктом? (Репка.)
9. Какую сказку А.С.Пушкин закончил словами:
“Сказка ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок!”
(“Сказка о Золотом петушке”.)
10. В каком слове 40 “а”? (Сорока.)
11. Кто научил А.С.Пушкина читать? (Никита Тимофеевич Козлов – дядька, крепостной слуга.)
12. В какой русской народной сказке решается проблема жилья? (“Теремок”.)
13. Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием? (Колобок.)
6 класс:
1. Какое прозвище получил английский король Ричард II Плантагенет? (Львиное Сердце.)
2. Какие цветы воевали между собой в ХV веке в Англии? (Розы.)
3. Где появились первые бумажные деньги? (В Китае.)
4. Как в период средневековья назывался город Стамбул? (Константинополь.)
5. Как произошло выражение “Ходить в Каноссу”? (Германский император Генрих IV попытался сместить римского папу Григория VII, за что и был проклят церковью. Папа заперся в замке Каносса, а император, сняв с себя все знаки правителя, несколько дней вымаливал прощение у Папы. Это выражение означает “величайшее унижение”.)
6. На каком языке проводилось обучение в Западной Европе во времена средневековья? (Латинском.)
7. Какой русский князь перед нападением на врага сообщал: “Иду на вы!”? (Святослав.)
8. Кто были первые русские святые? (Князья Борис и Глеб.)
9. Героиня, какой сказки несла яйца из драгоценного металла? (Курочка Ряба.)
10. Как называется короткий текст перед произведением или его частью, который выражает идейный смысл произведения? (Эпиграф.)
11. Где родился Л.Н.Толстой? (В Ясной Поляне.)
12. Кому А.С.Пушкин посвятил эти строки?
“Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя”.
(Няне, Никитиной Арине Родионовне.)
13. Какое наречие похоже на змею? (Уж.)
7 класс
1. Чем занимались жители Таганской улицы в Москве? (Они делали таганы - котлы для бань.)
2. Известный английский гимн призывает: “Правь, Британия…” Но на чем? (На морях.)
3. Москва стоит на 7 холмах, утверждали в ХV веке. А какой еще город может этим гордиться? (Рим.)
4. Чьим символом в России являлась собачья голова и метлы? (Опричников.)
5. Как звали родоначальника Реформации в Германии, получившего прозвище “Дерзкий Виттенбергский монах”? (Мартин Лютер.)
6. Войдя в город, король Генрих IV Наваррский сказал: “Он стоит мессы”. О каком городе идет речь? (Париж.)
7. Каким охотничьим трофеем гордился Н.А.Некрасов? (Громадной по своим размерам медведицей.)
8. Какими воинскими наградами был удостоен Л.Н.Толстой? (Орден Анны IV степени, медаль “За защиту Севастополя”, в память войны 1853-1856 гг.)
9. Кто подсказал Н.В.Гоголю сюжеты “Ревизора” и “Мертвых душ”? (А.С.Пушкин.)
10. В какой сказке герой жестко поплатился за нарушение санитарно-гигиенических правил? (“Аленушка и братец Иванушка”.)
11. Кто автор сказки, начинающейся такими словами:
“За горами, за лесами,
За широкими морями,
Против неба – на земле
Жил старик в одном селе.
У старинушки 3 сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак”.
(“Конек-горбунок”, П.Ершов.)
12. Как по-русски будет звучать английская пословица: “Мой дом – моя крепость”? (“Моя хата с краю, ничего не знаю”.)
13. Из какой страны приехали предки М.Ю.Лермонтова в Россию? (Из Шотландии.)
Вопросы общего характера:
1. Какую войну выиграла всего одна лошадь? (Троянскую.)
2. Откуда произошло название “копейка”? (На первых монетах был изображен образ Георгия Победоносца с копьем, убивающий змея.)
3. Что означает поговорка “Остаться с носом”? (В XVI веке слово “нос” означало “взятка”; это выражение значит, что взятка не была принята, и проситель остался ни с чем.)
4. Какие былинные герои изображены на картине Васнецова? (Алеша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич.
5. Как звали первого царя в России? (Иван IV Грозный.)
6. Какой мореплаватель, отправившись в путешествие в 1492 г. до конца жизни был уверен, что открыл путь в Индию? (Христофор Колумб.)
7. Какой американский политик, участник войны в США, прославился изобретением громоотвода? (Бенджамен Франклин.)
8. Какая буква наиболее редко встречается в книгах, написанных по-русски? (Ф.)
9. В каком государстве проживают только мужчины? (Ватикан.)
10. Герой, какой французской сказки очень любил обувь? (“Кот в сапогах”.)
11. Без чего, по мнению русской пословицы, нельзя вынуть рыбку из воды? (Без труда.)
12. Кто говорит на всех языках? (Эхо.)
13. Как звучит полная фамилия Н.В.Гоголя? (Гоголь – Яновский.)
Творческие задания:
Среди вопросов, помещенных в таблице, находятся и задания творческого характера (это 14 вопросы для каждого класса). Старшеклассники, представляют костюмированные сценки и задают участникам вопросы.
5 класс:
На сцене появляется девушка и юноша в греческих одеждах. <Рисунок 2> Юноша преклоняет колени.
Рисунок 2
Богиня: Теперь настало время, Парис, когда я смогу исполнить свое обещание. До сих пор мне мешали старшие боги. Под их покровительством вышла замуж прекрасная Елена, которую я предназначила тебе. Я решила расторгнуть этот брак. Елена должна стать твоей женой. Сейчас все боги Олимпа отбыли к границам земли, туда, где мировая река Океан обтекает земной диск. Пока боги отсутствуют, ты должен успеть похитить Елену. Отправляйся в далекую Лаконию, в город Спарту. Там, в доме царя Менелая, ты увидишь Елену. Снаряжай корабль и собирайся в путь. Я пошлю тебе попутный ветер и дам знак к отплытию.
Юноша: Слушаюсь, моя богиня.
Внимание, задание: Назовите имя богини, и чему она покровительствовала? (Афродита – богиня красоты и любви.)
6 класс:
На сцене трон, на нем сидит женщина с ребенком на руках. Входят послы.
Послы: Здравствуй, княгиня!
Княгиня: Добрые гости пришли! Говорите, зачем пришли сюда?
Послы: Послали нас с такими словами: “Мужа твоего мы убили, так как муж твой, как волк, грабил, а наши князья хорошие!” Пойдешь замуж за князя нашего, Мала?
Княгиня: Приятна мне речь ваша. Мужа моего мне уже не воскресить. Пришлите лучших людей, чтобы с великой честью пойти за вашего князя, иначе не пустят меня киевские люди.
Послы уходят.
Слуга (приклонив колени): Княгиня, вновь послы стучаться в нашу дверь.
Княгиня: Зови.
Послы: Пришли мы, княгиня, просить тебя выйти замуж за князя нашего, Мала!
Княгиня (обращаясь к слуге): Приготовьте баню для гостей великих. (К гостям). Вымойтесь, придите ко мне, хочу вам воздать честь перед люди моими.
Послы уходят.
Княгиня (слуге): Заприте баню и подожгите ее!
Из-за кулис доносятся крики послов.
Княгиня (подойдя к кулисам): Хороша ли вам честь? Это за мужа моего и за воинов моих, которые с ним от рук ваших погибли!
Внимание, задание: Назовите имена княгини и ее мужа. (Княгиня Ольга и князь Игорь.)
7 класс:
На сцену выходят 2 молодца и человек более старшего возраста в национальной украинской одежде.
1-й человек (старшего возраста): А поворотись-ка, сын! Экий ты смешной какой! Что это на вас за поповские подрясники? И эдак все ходят в академии? (Рассматривает одежду молодцов.)
2-й молодец: Не смейся, не смейся, батьку!
1-й: Смотри ты, какой пышный! А отчего ж бы не смеяться?
2-й: Да так, хоть ты мне и батько, а как будешь смеяться, то, ей-богу, поколочу!
1-й: Ах ты, сякой-такой сын! Как, батька?
2-й: Да хоть и батька. За обиду не посмотрю и не уважу никого.
1-й: Как же ты хочешь со мною биться? Разве на кулаки?
2-й: Да уж на чем бы то ни было.
1-й: Ну, давай на кулаки!
(Между ними завязывается шуточная драка).
Внимание, задание: Назовите литературное произведение и его автора. (Н.В.Гоголь “Тарас Бульба”.)
Сценка из раздела общих вопросов:
На сцене лавка, на которой сидят 3 девушки; ведущий.<Рисунок 3>
Рисунок 3
Ведущий:
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
1-я девица:
“Кабы я была царица, -
Говорит одна девица, -
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир”.
2-я девица:
-“Кабы я была царица, -
Говорит ее сестрица, -
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна”.
3-я девица:
-“Кабы я была царица,
Третья молвила сестрица,
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря”.
Внимание, задание: Вы, конечно же, узнали, отрывок из сказки А.С.Пушкина. Как полностью называется это произведение? (“Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди”.)
Подведение итогов игры.
Жюри объявляет количество баллов, набранных каждой командой, выявляет команду победительницу.
Происходит награждение участников игры. Ученики, особо отличившиеся, получают памятные призы.