Основные вехи политической истории России во второй четверти XVIII века. Период дворцовых переворотов

Разделы: История и обществознание


Цели

знать:

  1. Последовательность занятия престола (Екатерина I, Петр II, Анна Иоановна, Иван Антонович, Елизавета Петровна, Петр III).
  2. “Дворцовые перевороты” - борьба за престол во второй четверти XVIII века.
  3. Абсолютизм – форма феодального государства, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть.
  4. Кондиции – условия предъявленные верховниками Анне Иоанновне.
  5. Верховники – представители аристократии, пытавшиеся ограничить самодержавную власть.
  6. “Бироновщина” - образное название политики периода Анны Иоанновны.
  7. Даты и события:

1725 – 1727 – царствование Екатерины I.

1726 – учреждение Верховного Тайного Совета.

1727 – 1730 – царствование Петра II.

1730 – Верховный Тайный Совет был упразднен.

1730 – 1740 – царствование Анны Иоанновны.

1731 – учреждение “кабинета министров”.

1740 – 1741 – царствование Ивана Антоновича.

1741 – 1761 – царствование Елизаветы Петровны.

1761 – 1762 – царствование Петра III.

1762 – манифест о вольности дворянства.

1731 – создание Тайной канцелярии.

Понимать:

  1. Почему во второй четверти XVIII века происходят дворцовые переворот
  2. Некоторые историки высказывают мнение, что в 1730 г. был упущен уникальный шанс перехода России к конституционной форме проявления. На сколько обосновано такое предположение?

Применять:

Объясните вывод о расширении привилегий дворянства на примере

политики императоров второй четверти XVIII века.

Анализ:

Сравните политику царей эпохи “дворовых переворотов”.

Синтез:

Сделать выводы об основных направлениях деятельности императоров.

Оценка:

Оцените достоинство деятельности императоров эпохи “дворцовых переворотов”.

 Тип урока: Изучение нового материала и обсуждения нового материала, подготовленного учащимися самостоятельно.

Средства: таблица “Династия Романовых в период дворцовых переворотов”.

Раздаточные материалы: источники – Ключевский В.О. “Исторические портреты” Карамзин Н.М. Платонов “Полный курс лекций по русской истории” Журнал “Родина” №1, 1993г.

(Звучит музыка Баха.)

Ход урока

Учитель:

Итак, 28 января 1725 г скончался Петр I, он не успел сделать распоряжения о наследнике престола и началась борьба за престол, продолжавшаяся всю вторую четверть XVIII в. русский престол в это время занимали либо женщины из царской семьи, либо дети. По образному выражению историка В.О.Ключевского этот период в истории нашей Родины получил название “Эпоха дворцовых переворотов”.

Цели урока, которые нам предстоит достичь в процессе изучения данной темы, у Вас на столах. Ознакомьтесь с ними. Каждый из Вас может достичь этих целей и усвоить учебный материал темы, если будет внимательно и активно работать на уроке.

Вопрос: Назовите основное понятие темы.

Учащиеся: Дворцовые перевороты.

Вопрос: Дайте определение понятию дворцовые перевороты.

(Ответы учащихся.)

Вопрос: В чем причина “дворцовых переворотов”

Учащиеся:

I Династический кризис.

II Отсутствие легитимного наследника и масштабность его преобразований, в ходе которых были разрушены многие традиционные устои, выдвинулись новые политические силы, начавшие активно бороться за власть, породили длительный период политической нестабильности дворцовых переворотов.

III Отправной точкой для династического кризиса стал Указ 1722 г. Петра о праве монарха назначать наследника из своих родственников.

Итак, после смерти Петра I на престол могли претендовать дочери Петра: Анна и Елизавета, жена Екатерина, Александр, внук Петр Алексеевич.

В силу того, что Анна Петровна была обручена с герцогом Галштинским и с женихом под присягой отказалась от русского престола за себя и свое потомство. Законное наследие переходило к Елизавете. Однако остатки родовитой знати (кн. Голицыны и кн. Долгорукие ), верные старому обычаю престолонаследия, признавали законным наследником великого князя Петра Алексеевича. Но знать чиновная, введенная Петром I, (Меньшиков, Толстой и другие) “худородная” не хотели отдавать власть в руки высшей аристократии и желали провозгласить императрицей вдову Петра, Екатерину Алексеевну. Они знали, что гвардия, преданная Петру, любила ее “походную жену - солдатку” (по выражению Ключевского) и решили этим воспользоваться. Победу одержала последняя группировка.

(В ходе урока формируется портретная галерея эпохи дворцовых переворотов.)

Схематично воспроизведите данные в своих тетрадях в виде опорного конспекта.

 Указ 1722г. о престолонаследии.

 Задание.

Внимательно прослушайте сообщение об Екатерине I, выделите основные направления внутренней политики, определите ее опору тезисно запишите в тетради.

Вопрос: назовите основное направление внутренней политики Екатерины I, определите опору.

В 1727 году Екатерина I умерла.

“Екатерина с Меньшиковым и другими желала оставить престол одной из своих дочерей, но общему мнению, единственным законным наследником являлся внук Петра князь Петр.” (Ключевский).

Петр II стал императором в 12 лет.

Задание:

На основе работы с различными источниками дайте сравнительную характеристику Петру II и его деятельности.

(См.папку с рабочим материалом.)

В 1730 году Петр II умер. Верховный Тайный Совет неожиданно…и без ведома других высших учреждений, избрал на престол дочь царя Ивана V, вдову – герцогиню курляндскую Анну… (Ключевский)

(музыка)

Вашему вниманию будет представлен исторический портрет Анны Иоанновны.

Задание:

Определите основное направление деятельности императора?

Какие понятия и даты необходимо усвоить по периоду правления Анны Иоанновны?

Вопрос: проблемное задание.

Некоторые историки высказывают мнение, что в 1730 году был упущен уникальный шанс перехода России к конституционной форме правления, насколько обосновано такое предположение?

Ответы учащихся.

В 1740 году Анна Иоанновна умерла. Бирон не покидал комнаты Анны, пока она не подписала указ о назначении Ивана VI Антоновича наследником престола и объявления Бирона регентом. Это вызвало недовольство не только в дворянских кругах, но и родителей императора – Анны Леопольдовны и герцога Антона Ульриха Брауншвейгского, а также Б.Х.Миниха и А.И.Остермана. “Бирон не был развращенным чудовищем любившем зло для зла, но достаточно было того, что он чужой для России…” так писал Соловьев. Недовольство гвардии против Бирона было так велико, что в ноябре 1740 года фельдмаршал Миних арестовал Бирона. Регеншей при Иване Антоновиче стала его мать, а право возглавил сначала Миних, а потом Остерман.

Иван VI Антонович царствовал всего год и 16 дней. В 1741 году его свергла дочь Петра I – Елизавета. Сначала было решено выслать его вместе с семьей за границу, но по дороге члены семьи заболели, и было принято решение продержать их в Холмогорах, а Иоанна через 12 лет перевели в Шлиссельбург, крепость.

5 июля 1764 года подпоручик Смоленского полка Василий Мирович предпринял попытку освободить Ивана. Охрана узника поступила по инструкции, которая предписывала в подобной ситуации убить узника, что и было сделано. Ивана Антоновича похоронили на территории крепости. Мировичу отрубили голову, а тело сожгли. Бывшему императору шел 25 год (на престол вступил в 1.5 года). В Холмогорах очень долго не знали о гибели сына.

Вопрос: определите причины такой судьбы целой царствующей семьи?

Императора Ивана Антоновича называли русской “железной маской”. Обосновано ли это название?

О каких чертах эпохи дворцовых переворотах можно судить по данному сюжету?

25 ноября 1741 года гренадерская рота Преображенского полка произвела переворот и на престол взошла законная наследница Елизавета Петровна.

Давайте нарисуем исторический портрет Елизаветы Петровны, основываясь на ваши ответы по вопросам (каждая группа задает ряд вопросов друг другу по периоду правления Елизаветы Петровны) учащимся дано опережающее задание по периоду правления Елизаветы Петровны.

Блиц – опрос:

Учитель:

  1. Верите ли Вы, что Елизаветы взошла на престол в 1751 году? (Нет, 1741 г.)
  2. верите ли Вы, что Сенат при Елизавете Петровне стал Высшим Государственным Органом, а кабинет министров ликвидирован? (Да)
  3. Верите ли Вы, что при Елизавете на смену немцам, отправленным в ссылку, пришли русские вельможи (Голицын, Долгорукий, Толстой, Опраксин). (Нет) – Бестужев, Рюмин, Шуваловы, Воронцовы, Разумовские.)
  4. Верите ли Вы, что эпоху правления Елизаветы называют временем “веселой Елизаветы”? (Да – спектакли, балы, маскарады).
  5. Верите ли Вы, что при Елизавете социальная политика изменилась – крестьян? (нет, вся политика проводилась в интересах дворян).
  6. Верите ли Вы, что при Елизавете внутренние таможни были отменены. (Да).
  7. Верите ли Вы, что данная мера открыла широкие возможности для торговли отечественной продукцией? (Да).
  8. Верите ли Вы, что политика Елизаветы шла “в разрез” с преобразованием Петра Великого? (Нет).
  9. Верите ли Вы, что при правлении Елизаветы укрепляется самодержавная власть?-----
  10. Верно ли, что Елизавета Петровна отменила смертную казнь практически первой в Европе? (Да)

А вот как характеризует время Елизаветы Петровны, указывая, что “… мы не можем удержаться от пения твоих похвал”, Ломоносов.

Анализ “Ода на день восшествия на Всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елизаветы Петровны 1747 год”, отрывок на фоне музыки делает ученик.

Со смертью императрицы Елизаветы Петровны 25 декабря 1761 года началось самое краткое в русской истории – всего 6 месяцев – царствование Петра III. Нервный, впечатлительный, нетерпеливый, упрямый, своенравный, трусливый – таким предстается внук Петра Великого со страниц мемуаров, исторических сочинений.

Н.М.Карамзин в 1797 году написал о Петре III: “Обманутая Европа все это время судила о Петре III со слов его смертельных врагов или подлых сторонников”.

Вопрос: каким же было царствование Петра III? Составьте более объективное и целостное мнение о Петре III.

(См.пакет документов)

Историки считают, что в личном плане Петр – антипод Екатерины II. В политическом – ее предшественник. Репутация Петра – творение Екатерины II.

Вопрос: Затронули ли дворцовые перевороты основы государственного строя?

Какая реальная сила решала исход дворцовых переворотов?

I гр. – деятельность какого императора или императрицы сыграло положительную роль в развитии России?

II гр. – сделайте выводы обоснованных направлениях деятельности императоров.

III гр. – согласны ли Вы, с оценкой “дворцовых переворотов” В.И.Лениным: “Были до смешного легки”.

Некоторые учащиеся отвечают на тестовые задания.

(См.приложения)

I. Установите соответствие:

А) Бироновщина 1. Условия, предъявленные верховниками Анне Иоанновне.
Б) Верховники 2. Правление Анны Иоанновны.
В) Кондиции 3. Представители аристократии, пытавшиеся ограничить самодержавие.

 II. Причины дворцовых переворотов - ………

III. Найдите ошибку в последовательности занятия престола: Екатерина I, Анна Иоанновна, Петр II, Иван Антонович, Елизавета Петровна, Петр

IV. Узнайте личности по описаниям:

  1. “За 186 дней своего царствования он издал 192 указа, из них указы о вольности дворянства, прекращении преследований иноверцев… свидетельствовали о незлобивом характере правителя”.
  2. “Слабая, растерянная, вступив на престол, оказалась между двумя противоборствующими лагерями: А.Д.Меньшикова и оппозиционеров - дворян”.

Ответы по подгруппам.

Учитель:

Дворцовые перевороты заняли значительный период в истории России 1725–1762 гг.

Предпосылки для переворотов были созданы при Петре I.

Дворцовый переворот – это тот момент, когда часть дворянства в прямой форме реализует свое право решать судьбу страны. За переворотом стояли личные амбиции дворян, реализовались представления дворян о себе. (Чем они хотели видеть себя).

Главная сила переворотов – гвардия, люди “государственные”, служилые, из разных сословий осознавшие свою ответственность за судьбу России.

Оценки учащимся.

Д/з: Сравните политику царей эпохи “дворцовых переворотов”. §46. вопрос 5.