Развитие капиталистической мануфактуры. Урок в 7-м классе

Разделы: История и обществознание


Цели и задачи урока:

  • объяснить причины появления мануфактур, обозначить важнейшие признаки мануфактурного производства;
  • развить сравнительно-аналитические навыки учащихся при составлении сравнительной таблицы о двух типах производств (ремесленной мастерской и мануфактуры), коммуникативные навыки в построении доказательства о преимущественном характере капиталистического производства, общеучебные навыки работы с текстом учебника;
  • воспитание коммуникативного взаимодействия между собеседниками

Основной терминологический материал:

  • мануфактура,
  • разделение труда,
  • капиталистическое производство,
  • наемные рабочие,
  • буржуазия, прибыль.

Оборудование урока: учебник, аппликации, раздаточный материал.

Форма организации деятельности учащихся: фронтальная.

Виды ученической деятельности: вопросно-ответная деятельность, выдвижение гипотез, формулирование выводов, самостоятельная работа.

Ход урока.

Вводное слово учителя:

В течение ряда уроков мы с вами обсуждали о серьезнейших изменениях в жизни европейцев. Изменения коснулись не только мировоззрения, представлений о внутреннем и внешнем мире, но и занятий. Наиболее предпочитаемым занятием для европейцев становится торговля и предпринимательство. Труд становится угодным Богу делом. Все больше распространяется в словарном запасе людей слова: деньги, банки, биржи, товар. Важнейшие географические открытия способствовали развитию мировой торговли. До XVI века самым распространенным способом изготовления товара оставалась ремесленная мануфактура.

Вопрос учителя: Вспомним основные признаки ремесленной мастерской?

Учащиеся называют основные признаки ремесленного производства:

- небольшие по размерам ремесленные мастерские;

- основными работниками в мастерской являлись мастер, подмастерье и ученик;

- товар изготовлялся в небольших количествах для заказчика или для продажи в лавке;

- изделие для продажи изготавливалось мастером совместно с подмастерьем ручным способом.

Вопрос учителя: Из перечисленных основных признаков сформулируйте вывод как был организован труд в ремесленной мастерской?

Вывод учащихся: мастерская ремесленника - мелкое производство, основанное на ручном труде, целью которого было изготовление товара - вещи для продажи в небольших количествах.

В XVI веке с расширением мировой торговли, активными участниками которой становятся европейцы, увеличился спрос на товары, как на внутренних европейских рынках, так и на внешних мировых рынках. Данный рост спроса на товары не могли обеспечить мелкие ремесленные мастерские. Срочно требовался новый способ изготовления большого количества товаров.

Вопрос учителя: Назовите ваши версии в возможных способах увеличения количества товара?

Учащиеся называют следующие способы:

- укрупнение производства;

- увеличение числа работников;

- усовершенствование технического оборудования.

Учитель подводит итоги рассуждений учащихся, используя меловой рисунок.

Действительно, крупные промышленные предприятия с большим количеством занятых работников, где по-прежнему товар изготавливался “вручную” назывался мануфактура. Учитель обращает внимание учащихся на текст учебника на стр. 127-1-й абзац.( учебник Л Н.Жарова, И.А. Мишина. Новая история. ч.1.)

Однако, есть еще один способ увеличения производства товаров, не перечисленных вами выше. В этом заключается основное отличие мануфактуры от ремесленной мастерской. Учитель предлагает учащимся предположить возможность увеличения количества товара при меньшей затрате времени?

При затруднении найти ответ учитель обращает внимание учащихся на текст учебника стр. 129-1 абзац. ( Учебник Л Н.Жарова, И.А. Мишина. Новая история. ч.1.)

Вывод: Предприятие нового типа называется мануфактура. В словаре исторических терминов на стр. 421 учебника учащиеся находят определение и знакомятся с ним.

Вопрос учителя. Укажите, основываясь на определение термина “мануфактуры” в учебном тексте главные отличительные черты от ремесленной мастерской?

Учащиеся называют главные отличительные признаки мануфактурного производства, отмечая:

- размеры данного производства;

- разделение труда;

- увеличение количества занятых на производстве работников.

Затем учитель продолжает при объяснении раскрывать капиталистический характер мануфактурного производства — производства нового типа. (Объяснение сопровождается меловым рисунком на доске.)

Вопрос учителя: Чем отличается количество денег с проданного на ранке товара от денег, вложенных в производство?

Учащиеся вместе с учителем приходят к выводу, что “работающие деньги” т.е. деньги пущенные в дело, приносят еще большие деньги, доход, прибыль. Такие деньги называют капиталом, а владельцев капиталов называют капиталистами.

Вопрос учителя: Докажите, можно ли мануфактуру назвать предприятием “работающих денег”?

Сформулированное доказательство учащиеся затем сравнивают с учебным текстом на стр. 129   учебника При этом учитель обращает внимание на термин “капиталистическое предприятие” в словаре стр. 419 учебника

Учащиеся формулируют вывод по итогам данного задания: Мануфактура - крупное капиталистическое предприятие, организованное в целях получения прибыли.

Указывая на меловой рисунок на доске учитель просит ответить на вопрос: Как вы думаете кто чаще всего становился владельцем мануфактур ? Кто становился наемными рабочими ?

На этапе закрепления учащиеся выполняют самостоятельную работу. (Самостоятельная работа запланирована учителем по тексту “ Рабочих тетрадей по новой истории”.)

1. Задание № 4 стр.19;

2. Задание № 3 стр.;

3. рафическая работа по сопоставлению двух видов производств: ремесленной мастерской и мануфактуры;

- крупное промышленное производство,

- предприятие, дающее прибыль,

- производство основанное на отсутствии разделения труда,

- производство с использованием ручного труда и технических приспособлений,

- производство строго подчиненное цеховым правилам,

- предприятие с использованием разделения труда,

- мелкое производство основанное на ручном труде,

4. Терминологический диктант.

Мануфактура - крупное …. Производство, основанное на разделении труда и использования труда наемных рабочих.

Домашнее задание прочитать текст “Мануфактура.

Стр.127-129 учебник Л Н.Жарова, И.А. Мишина. “Новая история”. ч.1.