История и обществознание

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • "Герои Советского Союза — наши земляки" 2008

    Автор: Ермоленко Марина Владимировна

    Как много знает подрастающие поколение о Великой Отечественной войне, о ее героях, победах и поражениях? Данное внеклассное мероприятие позволяет познакомить учащихся с героями войны, жителями Алтайского края.

  • Применение технологии критического мышления на уроках истории 2008

    Автор: Тихая Светлана Михайловна

    Урок создает условия для усвоения учащимися исторических фактов, связанных с царствованием императора Павла I, выяснением причинно-следственных связей между социально-политической ситуацией в стране и мотивами его убийства.

  • Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей 2008

    Автор: Сердюк Римма Расуловна

    Целью урока является выявления причин Великой греческой колонизации, а также процесс освоения переселенцами новых земель. В ходе изучения истории учащиеся получают комплекс знаний по Древней Греции и греческим колониям. Представленный урок способствует формированию интереса к изучению истории.

  • Нетрадиционные уроки истории 2008

    Автор: Корж Мария Михайловна

    Готовить на уроке субъекта, творчески активную личность, заинтересованную во всё более самостоятельном познании, можно. Однако для этого необходимо изменить отношение учителя к смыслу его учебной деятельности. В статье автор предлагает урок истории в 5-м классе с использованием игровых ситуаций. Тема урока: путешествие по Древней Греции (повторительно-обобщающий урок в форме игры «Счастливый случай»).

  • Урок – компьютерная презентация с элементами нетрадиционного приема "чистая доска" по теме "Персидская держава" 2008

    Автор: Аникина Людмила Леонидовна

    В статье представлен конспект урока для учащихся 5-го класса по теме "Персидская держава". Это урок - урок изучения нового материала, в ходе которого учащимся предлагается просмотр компьютерной презентации. На уроке используется нетрадиционный прием "Чистая доска", в результате которого учащиеся отвечают на поставленные учителем вопросы. Тема данного урока рассматривается в курсе всеобщей истории - истории Древнего мира.

  • Конституционное право. Основы конституционного строя России 2008

    Автор: Савчина Татьяна Георгиевна

    Представлен конспект урока в 9-м классе с использованием мультимедийной презентации. Тема занятия "Конституционное право. Основы конституционного строя России". На занятии школьники должны уяснить смысл таких понятий, как конституция, конституционное право, познакомиться с основами конституционного строя России.

  • Социальная структура общества и социальные отношения 2008

    Автор: Иванова Ольга Юрьевна

    Тема "Социальная структура общества и социальные отношения" изучается в курсе обществознания 2 часа. В ходе урока усваиваются новые термины, применяемые для представления социальной структуры общества. Для расширения представлений школьников о социальной структуре общества рассматриваются классовый и стратификационный подходы, взгляды М.Вебера и П.Сорокина. Теория социальной мобильности позволяет объяснить природу процессов, происходящих в современном обществе. Урок рассчитан на возрастные особенности обучающихся. Деятельность в группах и индивидуальная работа позволяют школьникам выбрать для себя наиболее приемлемые формы. Задания, предлагаемые школьникам, способствуют развитию навыков работы с тестами, статьями, аналитическими документами.


  • Урок-игра по истории Древнего мира "Странствия Одиссея" с использованием технологий Smart 2008

    Автор: Эсманская Алла Георгиевна

    Урок-игра по истории Древнего мира "Странствия Одиссея" с использование технологий Smart board. В "Одиссее" рассказывается о событиях, происходивших примерно три тысячи лет назад. Если бы у современных ученых не было в руках поэм Гомера, они почти ничего не знали бы о греках, живших в ХI, Х и IХ веках до н.э. Эта игра поможет нам узнать о жизни греков в то время.

  • Столыпинская модернизация России. 11-й класс 2008

    Автор: Рождественская Галина Николаевна

    Представлен конспект урока по теме "Столыпинская модернизация России" в 11-м классе.

  • Нашествие с Востока. Урок истории + литературы. 6-й класс 2008

    Автор: Савельева Галина Григорьевна

    Урок в 6-м классе "Нашествие с Востока". Интегрированный урок (история + литература) с элементами анализа и сопоставления документов. Данный урок эмоционально насыщен, ибо широко используется чтение стихотворений, фрагментов литературной прозы, элементы театрализации. Ярким дополнением к уроку служат медиаиллюстрации.

  • Внеклассное мероприятие по истории – интеллектуальная игра для 6–7-х классов "Своя игра" 2008

    Автор: Холодова Елена Александровна

    Интеллектуальная игра для 6–7-х классов по истории. Составлена на основе популярной телевизионной передачи «Своя игра». В ней отражены темы: Киевская Русь, Новосибирск, спорт, космос, чудеса света, мифы, история вещей. Игра состоит из трех туров. В двух турах представлены шесть тем с вопросами различной степени сложности, что выражается в их стоимости. Цель игры – расширение кругозора, формирование устойчивого интереса к предмету, развитие навыка индивидуальной деятельности.

  • Урок истории в 9-м классе "Российская империя на рубеже веков и ее место в мире" 2008

    Автор: Полханова Ирина Яковлевна

    Разработка урока "Российская империя на рубеже веков и ее место в мире" поможет учителю в проведении первого урока в 9-м классе по курсу "История России". Для организации продуктивной работы на уроке использовались рассказ учителя, самостоятельная работа учащихся с учебником, картами, статистическим материалом. Организация урока, его ход могут быть успешно реализованы с учащимися любого уровня подготовки.

  • Развитие социально-личностных компетенций на уроках обществознания 2008

    Автор: Новаковская Оксана Алексеевна

    Новые социально-экономические условия, складывающиеся в нашей стране в последние годы, коренным образом изменили и усложнили задачи общеобразовательной школы в плане обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. Важнейшее значение в реализации задач воспитания в образовательном процессе имеет эффективное использование новейших педагогических технологий, обеспечивающих проявление школьником нравственности, гражданской позиции, различных социальных ролей в процессе обучения. На сегодняшний день наиболее актуальны игровые методики и технологии, обеспечивающие расширение позитивного социокультурного опыта школьника.

  • Урок истории в 8-м классе на тему "Либералы, консерваторы и социалисты: каким должно быть общество и государство" 2008

    Автор: Накарякова Татьяна Александровна

    Развитие индустриального общества, старые проблемы, доставшиеся в наследство XIX веку, а также новые, возникшие в ходе модернизации, - все это привело к появлению теорий, которые должны были ответить на вопросы, волновавшие людей: как будет идти дальнейшее развитие общества, каким ему быть в будущем. Данный урок позволит учащимся в доступной форме познакомиться с основными положениями идейно-политических учений XIX в.: либерализма, консерватизма и социализма.


  • Бинарный интегрированный урок (история + естествознание) в 5-м классе "Портрет планеты Земля" 2008

    Авторы: Гальстер Татьяна Ивановна, Ткачева Ольга Михайловна

    Урок разработан в соответствии с современными требованиями ранней предпрофильной подготовки учащихся, основан на использовании элементов модульной технологии и носит ярко выраженную практическую направленность, направлен на формирование в сознании учащихся целостной картины мира. Учтены когнитивные и личностные особенности восприятия учебного материала, используются элементы игры, инсценировки, выступление "Говорящей карты", работа в группах - "экипажах", проблемные ситуации, творческие, практические, эвристические познавательные задания.

  • Лабораторное занятие – форма учебной работы с памятниками права в старших классах на примере темы "Судебная реформа 1864 года" 2008

    Автор: Чайка Елена Константиновна

    Законодательные акты, документы актового характера составляют особый вид исторических источников, позволяющих историкам изучить политику государства, социальный статус различных слоёв населения и ответить на многие вопросы исторической науки. В предложенном варианте лабораторной работы, посвященной судебной реформе 1864 г., особенность предъявления учебного материала состоит в том, что сначала идёт поисковая работа учеников, и только потом следуют комментарии учителя, что позволяет школьникам закрепить необходимую информацию, которой они уже овладели в ходе выполнения и презентации работы.

  • Приемы работы с информационным текстом. Методические рекомендации для учителей истории и обществознания 2008

    Автор: Балакина Елена Леонидовна

    В число формируемых и развиваемых в школе ключевых компетенций школьников должны войти информационная и коммуникативная компетенции. Ученики работают с различными источниками информации, коммуникативные качества развиваются через парную, групповую, коллективную деятельность.

  • Использование аппликаций на уроках истории в средней школе на примере урока "Средневековый город: от возникновения до расцвета", 6-й класс 2008

    Автор: Никифорова Елена Анатольевна

    На примере урока в 6-м классе «Средневековый город: от возникновения до расцвета» по курсу «История средних веков» (традиционный комбинированный урок объяснения нового материала) рассматривается методика применения меловой схемы с использованием аппликаций. Учащиеся, отвечая на поставленные вопросы, работая с карточками и различными видами наглядных пособий, продолжают отрабатывать умение прослеживать причинно-следственные связи в историческом процессе.

  • Урок-семинар с элементами дискуссии "Иван IV и опричнина" 2008

    Автор: Федотова Елена Алексеевна

    Данный урок проводится в 10-м классе. Он разработан на основе технологии проведения урока семинара с использованием информационных технологий. Цель урока - познакомить учащихся с политической системой, сложившейся в России в середине XVI века, именуемой "опричниной"; в ходе исследовательской работы найти оценку опричнине в русской и советской историографии (С.Ф. Платонова, С.М. Соловьева, Н.М. Карамзина, В.О. Ключевского), заслушать неоднозначное мнение историков по этому вопросу.

  • Жизнь и быт нижегородских татар в XVIII — начале ХХ в." (музейное занятие) 2008

    Автор: Мухаметжанова Альфия Хайдяровна

    Музейная педагогика, «пришедшая» в школу, - большой помощник для учителя. При этом ему вовсе не отводится роль всезнающего; его задача не давать однозначные ответы на все вопросы (это и невозможно), а совместно с детьми искать пути к их решению. В ходе занятия учитель знакомит ребят со значением предметов старины, легендами, преданиями прошлого.

  • Из опыта работы по преподаванию курса "Право и политка" 2008

    Автор: Надина Анна Анатольевна

    В данной работе представлен определённый опыт изучения основ права в рамках учебного курса "Право и политика". Программа работы по данному курсу составлена в соответствии с современными требованиями школьного обществоведческого образования. Программа курса предназначена для подготовки учащихся профильных гуманитарных классов. На изучение курса предусмотрено 35 часов (1 час в неделю).


  • Программа элективного курса "Работа с историческими источниками" 2008

    Автор: Федосеева Елена Юрьевна

    Курс помогает увеличить количество часов, отведенных на изучение истории России, активизировать познавательную деятельность учащихся, развить предметную и социальную компетентность. Программа курса рассчитана на 34 ч. и содержит изучение исторических источников Древней Руси, периода раздробленности и централизованного государства до конца XVIII в.

  • Обобщающий урок по истории в 5-м классе по теме "Древний Восток" 2008

    Автор: Старкова Эльвира Владимировна

    Обобщающий урок в 5-м классе по теме "Древний Восток". Цель урока – обобщить и систематизировать знания учащихся по истории Древнего Востока. В урок включены различные задания, выполняя которые ученики развивают логическое мышление, память, умение работать с картой.

  • Урок истории в 9-м классе "Установление власти большевиков" 2008

    Автор: Незнанова Ирина Алексеевна

    Основные цели урока: добиться усвоения и осмысления основных фактов урока; продолжать формировать приёмы умственной деятельности (выявление существенного, сравнение и обобщение фактов, доказательство); через осмысление прошлого формировать уважение к истории Отечества. По соотношению звеньев обучения - это урок изучения нового материала; по характеру действия - проблемный; по характеру материала - урок изучения фактов.

  • Интегрированный урок истории и английского языка "Путешествие в средневековую Англию" 2008

    Авторы: Борисова Светлана Ивановна, Горбунова Людмила Степановна

    Интегрированный урок истории и английского языка по теме "Путешествие в средневековую Англию" разработан для учащихся 6-го класса, изучающих английский язык 2-ой год по учебнику Т.Б. Клементьевой и Б. Монк "Счастливый английский. 5–6 классы" и историю по учебнику Агибаловой, Донского "История средних веков".

  • Учебная деятельность школьников в процессе персонифицированного обучения 2008

    Автор: Тирская Екатерина Алексеевна

    Речь идет, прежде всего, о том, как научить школьников самостоятельно учиться, приобретать знания из многочисленных источников информации и получить навыки владения различными видами и формами самостоятельной работы. Самостоятельно добытые знания усваиваются, понимаются лучше, помнятся дольше, чем знания "готовые", сообщенные преподавателем.

  • Конспект урока-конференции на тему "Человек на войне" 2008

    Авторы: Садова Ольга Михайловна, Харчёва Татьяна Анатольевна

    Разработанный урок-конференцию можно использовать как интегрированный урок в курсах истории и литературы, так и во внеклассной деятельности. Использование богатого краеведческого материала и иллюстративного сопровождения позволяет обучающимся в полной мере представить трагизм ситуации, в которой оказалась большая часть народа. Разнообразие тем позволяет подойти учащимся к их выбору с учетом интересов и знаний. Задания каждой темы даны дифференцированно.

  • Использование тестов на уроках истории в 5 классе 2008

    Автор: Бояркина Светлана Николаевна

    В данной статье рассматривается три варианта использования тестовых заданий. Во-первых, с помощью тестов изучается уровень развития умений и навыков пятиклассников. Во-вторых, проверяется качество выполнения домашнего задания. В-третьих, тесты помогают организовать самостоятельную работу с учебником на уроке и дома. Задания в форме тестов доступны и интересны учащимся. Они мотивируют на внимательное осознанное чтение, помогают создать ситуацию успеха каждому ученику, формируют положительное отношение к учению.


  • Урок гражданственности и патриотизма на тему "Путешествие по страницам истории Екатеринодара–Краснодара" 2008

    Автор: Андреева Людмила Владимировна

    В концепции модернизации российской системы образования важная роль отведена регионально-национальному компоненту, воспитанию гражданственности и патриотизма. В системе образования Краснодарского края это реализуется посредством введения ряда учебных предметов ("Кубановедение", "Основы православной культуры"), различных курсов ("Мой выбор" и т.д.). Урок посвящён славным страницам истории и современности г. Краснодара - Екатеринодара.

  • Нетрадиционный урок истории "Звездный час" по теме "Россия в XVII в." 2008

    Автор: Ефимова Любовь Васильевна

    Модифицированная игра "Звездный час". Дидактическая игра как форма обучения позволяет сделать более динамичным и интересным процесс восприятия исторических фактов, имен, дат, с которыми связаны исторические события. На уроке знания усваиваются через практику. Игра проводится после изучения какой-то большой темы и позволяет проверить знания по целому разделу. Для урока необходимы проектор и экран. Презентация содержит задания трех туров, состоящих из нескольких этапов.