Разработка проекта по теме "Дворянский быт второй половины ХVIII века. Посещение дворянской усадьбы", 7-й класс

Разделы: История и обществознание, МХК и ИЗО

Класс: 7


Цель: Знакомство с особенностями дворянского быта и обычаев, посещение дворянской усадьбы N

Задачи:

  • получение знаний о дворянской усадьбе, питании, моде мужской и женской, развлечениях дворянства XVIII в.;
  • научить поиску информации в Интернете;
  • развивать умение выделять в потоке информации главные мысли, важные факты;
  • развитие навыков у учащихся презентации собственных знаний;
  • развитие творческих способностей учащихся;
  • приобщать учащихся к культурным ценностям нашей страны;
  • побуждать интерес к посещению музеев – усадьб и других государственных музеев (Оружейная палата, Третьяковская галерея и др.);
  • овладение компьютерными технологиями составления презентации в программе Power Point;
  • научить оформлению готовых проектных работ, составлению словаря новых терминов по культуре;
  • придать процессу учебы больше привлекательности.

Межпредметные связи: история, МХК, музыка, ИЗО

Планируемый результат: Презентации учащихся на уроке “Один день из жизни дворян в усадьбе”, словарь терминов по теме.

Сроки работы: две недели.

Основные этапы работы над проектом:

Стадии Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Разработка проектного задания
Определение темы проекта.

Определение цели проекта.

Учитель называет тему, предлагает ее и цель учащимся. Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме.
1.2. Выделение основных вопросов в теме проекта.

Постановка задач.

Учитель предварительно вычленяет семь вопросов темы и предлагает учащимся для выбора

(Темы см. урок)

Каждый ученик выбирает себе один из предложенных вопросов.
1.3. Формирование творческих групп и определение роли каждого учащегося в проекте. Учитель проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе конкретные вопросы. Учащиеся группируются в соответствии с выбранными вопросами в малые команды (записывают в регистрационные листки свои роли в работе)
1.4. Подготовка материалов к работе. Учитель объясняет основной ход работы над вопросами темы. Предлагает ученикам рекомендации по этапам работы над проектом (если подобная работа проводится впервые) и примерные задания.

(см. приложение 1)

Основные этапы работы могут вырабатываться в командах самостоятельно.
1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности Учитель принимает участие в обсуждении формы представления результатов проектной деятельности, дает рекомендации и советы. Учащиеся в группах обсуждают формы представления результата своей деятельности: компьютерная презентация, макет, альбом, видеофильм, учебный плакат и т.д.
2. Разработка проекта Учитель помогает в поиске литературы и необходимой информации на сайтах, координирует работу учащихся. Учащиеся осуществляют деятельность по отбору информации, обращаются за помощью к учителям информатики, ИЗО, музыки и МХК.
3. Оформление результатов Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. Учащиеся по группам оформляют результаты в проектную папку в соответствии с определенными правилами.

Из этого материала выбираются самые важные и интересные факты для урока по теме: “Один день из жизни дворян в усадьбе”.

4. Урок-презентация Учитель организует группу экспертов из учителей истории, музыки, МХК, информатики и ИЗО. Экспертная группа заранее знакомится с проектными папками всех групп. Вручение сертификатов качества знаний по теме всем участникам проекта. Призами отмечаются лучшие работы. Раскрывают свой вопрос в форме экскурсии (3 -5 минут), используя итоговые материалы.
5. Рефлексия Оценивает свою деятельность по качеству оценок, активности учащихся и возможности использования на уроках полученных готовых продуктов. После урока подводят итоги работы, высказывают пожелания, коллективно обсуждают оценки за работу, отмечают достоинства работ товарищей и недостатки.

Вся работа над проектом начинается за две недели до урока по теме. Осуществляется во внеурочное время, за исключением выбора темы для работы учащимися, формирования творческих групп и самой презентации результатов. Двое учащихся - ведущих готовят небольшие тексты – связки всех групп для путешествия по усадьбе на основе литературных произведений XVIII в., используя стилистику того времени. На урок желательно выделить два часа.

Урок-презентация результатов проекта по теме: “Один день из жизни дворян в усадьбе XVIII в.”

Оборудование и оформление класса:

  • магнитная доска;
  • магниты;
  • мультимедийная техника;
  • интерактивная доска;
  • компьютер;
  • указка;
  • презентация картин русских художников, фото, посвященных русской усадьбе;
  • сертификаты качества по теме;
  • оценочные листы для экспертной группы;
  • песочные часы на 5 минут;
  • названия вопросов темы на столы (на цветной бумаге) - 7 шт.

В классе школьные парты поставить буквой Г и стол для экспертной группы.

Метод работы: проживание в эпохе.

1. Вступительное слово учителя:

Ворота с полукруглой аркой,
Холмы, луга, луга, овин.
В ограде – мрак и холод парка,
И дом невиданной красы.

Б. Пастернак

- Сегодня на уроке мы отправляемся в путешествие по старинной русской усадьбе второй половины XVIII в., встретимся с гостеприимными хозяевами усадьбы и проведем в ней целый день. Давайте посмотрим, как выглядела дворянская усадьба, что кушали ее обитатели, как одевались, какими предметами пользовались и как они проводили время.

(демонстрируются картины усадебных видов в программе Power Point.) (Приложение)

<Рисунок 1>

<Рисунок 2>

<Рисунок3>

<Рисунок 4>

<Рисунок 5>

<Рисунок 6>

<Рисунок 7>

<Рисунок 8>

<Рисунок 9>

Учитель знакомит с правилами работы на уроке. Двое учеников играют роль хозяйки и хозяина усадьбы. Они связывают в единое целое составные части выступлений по группам. Можно одеть ведущих в костюмы или элементы костюмов той эпохи.

2. Выступление учащихся по своим вопросам (ограничивается 3 -5 мин.)

План урока и вопросы темы для формирования групп совпадают.

Хозяин и хозяйка усадьбы приглашают гостей (всех участников проекта) к себе в усадьбу для знакомства с ней.

План урока:

  1. План усадьбы, внешний вид дома и хозяйственных построек.
  2. Интерьер господского дома.
  3. Предметы в доме.
  4. Мода во второй половине XVIII в.
  5. Прически, предметы туалета.
  6. Питание в XVIII в.
  7. Развлечения русских дворян столичные и деревенские.

Группа, готовившая первый вопрос, представляет в виде экскурсии результаты своей работы.

Далее хозяева приглашают гостей в дом. Выступление второй группы и т.д. После бала хозяин и хозяйка прощаются с гостями и желают удачи во всех делах.

3. Слово экспертной группе. Эксперты отмечают лучшие работы в папках и устные выступления, награждают ребят призам. Всем участникам вручают сертификатами качества знаний по теме.

4. Домашнее задание:

§33. Ответить на вопросы:

1. Почему основные перемены в быте затронули лишь высшие слои общества?

2. Почему не менялся досуг крестьян?

Литература:

  1. Учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина “История России конец XVI-XVIII век. 7 класс” М. “Просвещение” 2004 г.
  2. С.В.Агафонов. Тематическое и поурочное планирование по истории России XVI-XVIII в. 7 класс. М. “Экзамен” 2006 г.
  3. “Методические особенности организации проектной деятельности” И.В.Черенкова Сайт “Сеть творческих учителей” http://it-n.ru/about.aspx?cat_no=1162
  4. О.В.Брыкова, Т.В.Громова. Проектная деятельность в учебном процессе. Библиотечка “Первого сентября” Серия “Управление школой”. №5 2006.
  5. Ю.С.Рябцев История русской культуры XVIII-XIXв. М. “Владос” 1997 г.
  6. Ю.С.Рябцев История русской культуры. Раб. Тетрадь. М. “Владос”1998 г.
  7. М.В.Короткова Путешествие в историю русского быта М. “Русское слово” 1998 г.
  8. Л.А.Жукова Мир русской дворянской усадьбы: быт и праздники. ПИШ№10, 2007 г.
  9. Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006 г. DVD.