Цель: Знакомство с особенностями дворянского быта и обычаев, посещение дворянской усадьбы N
Задачи:
- получение знаний о дворянской усадьбе, питании, моде мужской и женской, развлечениях дворянства XVIII в.;
- научить поиску информации в Интернете;
- развивать умение выделять в потоке информации главные мысли, важные факты;
- развитие навыков у учащихся презентации собственных знаний;
- развитие творческих способностей учащихся;
- приобщать учащихся к культурным ценностям нашей страны;
- побуждать интерес к посещению музеев – усадьб и других государственных музеев (Оружейная палата, Третьяковская галерея и др.);
- овладение компьютерными технологиями составления презентации в программе Power Point;
- научить оформлению готовых проектных работ, составлению словаря новых терминов по культуре;
- придать процессу учебы больше привлекательности.
Межпредметные связи: история, МХК, музыка, ИЗО
Планируемый результат: Презентации учащихся на уроке “Один день из жизни дворян в усадьбе”, словарь терминов по теме.
Сроки работы: две недели.
Основные этапы работы над проектом:
Стадии | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Разработка проектного задания | ||
Определение темы проекта. Определение цели проекта. |
Учитель называет тему, предлагает ее и цель учащимся. | Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме. |
1.2. Выделение основных вопросов в теме
проекта. Постановка задач. |
Учитель предварительно вычленяет семь
вопросов темы и предлагает учащимся для выбора (Темы см. урок) |
Каждый ученик выбирает себе один из предложенных вопросов. |
1.3. Формирование творческих групп и определение роли каждого учащегося в проекте. | Учитель проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе конкретные вопросы. | Учащиеся группируются в соответствии с выбранными вопросами в малые команды (записывают в регистрационные листки свои роли в работе) |
1.4. Подготовка материалов к работе. | Учитель объясняет основной ход работы над вопросами темы. Предлагает ученикам рекомендации по этапам работы над проектом (если подобная работа проводится впервые) и примерные задания. | Основные этапы работы могут вырабатываться в командах самостоятельно. |
1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности | Учитель принимает участие в обсуждении формы представления результатов проектной деятельности, дает рекомендации и советы. | Учащиеся в группах обсуждают формы представления результата своей деятельности: компьютерная презентация, макет, альбом, видеофильм, учебный плакат и т.д. |
2. Разработка проекта | Учитель помогает в поиске литературы и необходимой информации на сайтах, координирует работу учащихся. | Учащиеся осуществляют деятельность по отбору информации, обращаются за помощью к учителям информатики, ИЗО, музыки и МХК. |
3. Оформление результатов | Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. | Учащиеся по группам оформляют
результаты в проектную папку в соответствии с
определенными правилами. Из этого материала выбираются самые важные и интересные факты для урока по теме: “Один день из жизни дворян в усадьбе”. |
4. Урок-презентация | Учитель организует группу экспертов из учителей истории, музыки, МХК, информатики и ИЗО. Экспертная группа заранее знакомится с проектными папками всех групп. Вручение сертификатов качества знаний по теме всем участникам проекта. Призами отмечаются лучшие работы. | Раскрывают свой вопрос в форме экскурсии (3 -5 минут), используя итоговые материалы. |
5. Рефлексия | Оценивает свою деятельность по качеству оценок, активности учащихся и возможности использования на уроках полученных готовых продуктов. | После урока подводят итоги работы, высказывают пожелания, коллективно обсуждают оценки за работу, отмечают достоинства работ товарищей и недостатки. |
Вся работа над проектом начинается за две недели до урока по теме. Осуществляется во внеурочное время, за исключением выбора темы для работы учащимися, формирования творческих групп и самой презентации результатов. Двое учащихся - ведущих готовят небольшие тексты – связки всех групп для путешествия по усадьбе на основе литературных произведений XVIII в., используя стилистику того времени. На урок желательно выделить два часа.
Урок-презентация результатов проекта по теме: “Один день из жизни дворян в усадьбе XVIII в.”
Оборудование и оформление класса:
- магнитная доска;
- магниты;
- мультимедийная техника;
- интерактивная доска;
- компьютер;
- указка;
- презентация картин русских художников, фото, посвященных русской усадьбе;
- сертификаты качества по теме;
- оценочные листы для экспертной группы;
- песочные часы на 5 минут;
- названия вопросов темы на столы (на цветной бумаге) - 7 шт.
В классе школьные парты поставить буквой Г и стол для экспертной группы.
Метод работы: проживание в эпохе.
1. Вступительное слово учителя:
Ворота с полукруглой аркой,
Холмы, луга, луга, овин.
В ограде – мрак и холод парка,
И дом невиданной красы.
Б. Пастернак
- Сегодня на уроке мы отправляемся в путешествие по старинной русской усадьбе второй половины XVIII в., встретимся с гостеприимными хозяевами усадьбы и проведем в ней целый день. Давайте посмотрим, как выглядела дворянская усадьба, что кушали ее обитатели, как одевались, какими предметами пользовались и как они проводили время.
(демонстрируются картины усадебных видов в программе Power Point.) (Приложение)
<Рисунок 1>
<Рисунок 2>
<Рисунок3>
<Рисунок 4>
<Рисунок 5>
<Рисунок 6>
<Рисунок 7>
<Рисунок 8>
<Рисунок 9>
Учитель знакомит с правилами работы на уроке. Двое учеников играют роль хозяйки и хозяина усадьбы. Они связывают в единое целое составные части выступлений по группам. Можно одеть ведущих в костюмы или элементы костюмов той эпохи.
2. Выступление учащихся по своим вопросам (ограничивается 3 -5 мин.)
План урока и вопросы темы для формирования групп совпадают.
Хозяин и хозяйка усадьбы приглашают гостей (всех участников проекта) к себе в усадьбу для знакомства с ней.
План урока:
- План усадьбы, внешний вид дома и хозяйственных построек.
- Интерьер господского дома.
- Предметы в доме.
- Мода во второй половине XVIII в.
- Прически, предметы туалета.
- Питание в XVIII в.
- Развлечения русских дворян столичные и деревенские.
Группа, готовившая первый вопрос, представляет в виде экскурсии результаты своей работы.
Далее хозяева приглашают гостей в дом. Выступление второй группы и т.д. После бала хозяин и хозяйка прощаются с гостями и желают удачи во всех делах.
3. Слово экспертной группе. Эксперты отмечают лучшие работы в папках и устные выступления, награждают ребят призам. Всем участникам вручают сертификатами качества знаний по теме.
4. Домашнее задание:
§33. Ответить на вопросы:
1. Почему основные перемены в быте затронули лишь высшие слои общества?
2. Почему не менялся досуг крестьян?
Литература:
- Учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина “История России конец XVI-XVIII век. 7 класс” М. “Просвещение” 2004 г.
- С.В.Агафонов. Тематическое и поурочное планирование по истории России XVI-XVIII в. 7 класс. М. “Экзамен” 2006 г.
- “Методические особенности организации проектной деятельности” И.В.Черенкова Сайт “Сеть творческих учителей” http://it-n.ru/about.aspx?cat_no=1162
- О.В.Брыкова, Т.В.Громова. Проектная деятельность в учебном процессе. Библиотечка “Первого сентября” Серия “Управление школой”. №5 2006.
- Ю.С.Рябцев История русской культуры XVIII-XIXв. М. “Владос” 1997 г.
- Ю.С.Рябцев История русской культуры. Раб. Тетрадь. М. “Владос”1998 г.
- М.В.Короткова Путешествие в историю русского быта М. “Русское слово” 1998 г.
- Л.А.Жукова Мир русской дворянской усадьбы: быт и праздники. ПИШ№10, 2007 г.
- Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006 г. DVD.