Объяснительная записка
Данный урок является важным звеном в понимании экономического развития России на современном этапе. С помощью знаний приобретенных на уроке математики дети должны научиться извлекать информацию исторического характера из сухих статистических данных, анализировать ее, используя графики, построенные на основе таблиц.
Вид урока: интегрированный с математикой
Цели урока:
Образовательные:
- Сформировать у учащихся понимание причин, целей, результатов экономических преобразований в России в период перехода к рыночной экономике;
- Проанализировать основные показатели экономического развития России в первой половине 1990-х гг.;
- Сформировать понятия шоковая терапия, приватизация, ваучер, либерализация цен;
- Научить анализировать статистические таблицы, представлять их графически и, на основании этого делать исторические выводы (интеграция с математикой).
Развивающие:
- Развитие аналитического и логического видов мышления;
- Развивать умение кратко формулировать свои мысли, выделять главное и особенное; выявлять закономерности развития исторических процессов.
Воспитательная:
- Формировать и развивать чувство уважения к культурному прошлому своей страны.
Оборудование урока:
- учебник Загладин Н.В. История отечества XX в.,
- рабочая тетрадь,
- чертежные принадлежности.
План урока:
I. Организационный момент – 3 минуты.
II. Объяснение новой темы – 15 минут.
III. Практическая часть – 10 минут.
IV. Подведение итогов, формулирование выводов – 12 минут.
Ход урока
I. Организационный момент.
Ставятся цели и задачи урока, обращается внимание учащихся на то, что любая наука, в том числе и история не может обойтись без математических знаний.
II. Объяснение новой темы.
Экономика станы в начале 1990-х гг. находилась в сложном положении. Возрастала нехватка товаров первой необходимости, в том числе продовольствия. Предприятия тяжелой промышленности и обороной сферы остались без государственных заказов. Это угрожало вызвать быстрый рост безработицы. После развала СЭВ и распада СССР прежние экономические связи страны пришли в полное расстройство.
В этих условиях президент Б.Н. Ельцин сформировал правительство, в котором ключевые посты заняли молодые сторонники реформ – и. о. премьер-министра Е.Т. Гайдар, вице-премьеры А.Н. Шохин и А.Б. Чубайс. Они взяли курс на оздоровление экономики за счет ее быстрого перевода на рельсы рыночного хозяйства. Предложенный ими путь вывода страны из кризиса стали называть шоковой терапией.
Реформы начались с либерализации цен, т. е. Отказа от их государственного регулирования. Снимались ограничения на частнопредпринимательскую деятельность, в том числе, в сфере торговли. Стала осуществляться приватизация – передача (или продажа)части государственной собственности в частные руки.
С 1 октября 1992 г. гражданам страны выдавались приватизационные чеки – ваучеры. Они давали право на приобретение акций предприятий. Предполагалось, что приватизация государственных предприятий приведет к формированию многочисленного слоя собственников, заинтересованных в процветании экономики, а свободная конкуренция, в том числе и с зарубежными товаропроизводителями, создаст стимулы для ускоренной модернизации экономики.
Началась приватизация жилья. Граждане России получили право перевести занимаемые ими квартиры в личную собственность, которой можно было распоряжаться по своему усмотрению.
Вопрос учителя:
- Назовите причины реформирования экономики России в 1990-е гг.
- Каковы были конечные цели реформаторов?
Ни одно государство мира не имело опыта такого рода преобразований, связанных с переходом от централизованно планируемой экономики к рынку, тем более в стране, где политические институты и традиции демократии находились лишь в стадии становления.
Несмотря на весь негатив, связанный с шоковой терапией, реформы имели и положительные следствия:
- удалось сбалансировать спрос и потребление;
- угроза голода, возникшая во многих районах страны в 1989 – 1991 гг. была устранена;
- началась структурная перестройка экономики, выравнивание перекосов в ее развитии. Резко сокращались или отменялись дотации предприятиям, выпускавшим низкокачественную продукцию. Уменьшились вложения в военно-промышленный комплекс, содержание которого в полном объеме стало непосильным бременем для экономики;
- приватизация части предприятий, их освобождение от жесткого контроля сверху обеспечили предпосылки проявления хозяйственной инициативы, реорганизации производства;
- были созданы условия, позволившие в процессе структурных перемен в экономике избежать возникновения массовой безработицы. Многие трудящиеся, потеряв работу, занялись торговлей и посреднической деятельностью, предпринимательством.
- возросла степень открытости общества.
- Были и негативные последствия реформ, некоторые из которых имели необратимые последствия.
- быстрый рост цен и снижение уровня жизни населения. Падение доходов трудящихся на 2/3.
- утрата контроля над эмиссией (печатанием) денег в связи с тем, рубль обслуживал экономику не только России, но и ставших суверенными республик;
- утечка капиталов из России;
- утрата государственного контроля над внешнеторговыми операциями;
- развитие правовой базы предпринимательской деятельности отставало от темпов ее развития;
- не произошло ожидаемого притока частных капиталов в экономику России;
- экономическая неграмотность населения, инфляция привели к тому, что не получилось создать многочисленный класс средних собственников.
III. Практическая часть.
Мы с вами имеем возможность проанализировать основные показатели экономического развития России в первой половине 1990-х гг. Обратите внимание на таблицу, помещенную на с. 339 вашего учебника.
годы | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 |
Производство реального ВНП в % к прошедшему году | - 14,5 | - 8,7 | - 12,6 | - 4,0 | - 6,0 |
Производство промышленной продукции в % к прошедшему году | -18,0 (СНГ) |
- 12,0 (СНГ) |
- 20,9 | - 3,3 | - 5,0 |
Производство сельскохозяйственной продукции в % к прошедшему году | - | - | - 12,0 | - 8,0 | -7,0 |
Объем инвестиций в % к прошедшему году | - | - 12,0 | - 26,0 | - 10,0 | - 18,0 |
Давайте построим график зависимости показателей экономического развития России от времени и попытаемся объяснить полученную диаграмму. Отложим на оси ОХ показатели объема производства в % к прошедшему году, а на оси ОУ - годы.
Вопросы к полученному графику:
- На какое время приходится максимальное падение производства?
- Какой из показателей экономического развития России минимален в указанный период? Подумайте, с чем это может быть связано.
- Какой из показателей экономического развития России пострадал меньше всего? Предположите причины этого.
- Как вы видите, на 1994 г. приходиться максимальное падение производства, но именно с этого года начинается и рост. Попытайтесь объяснить это явление.
- Найдите на диаграмме показатель, по которому не происходит падения в 1995 г. С чем это связано, на ваш взгляд?
IV. Подведение итогов, формулирование выводов.
Дети отвечают на предложенные вопросы, пытаются самостоятельно сделать выводы из полученной диаграммы.
Подводятся итоги урока.