Цели урока:
- Познакомить учащихся с природой, занятиями, религиозными верованиями ацтеков, майя и инков.
- Развивать у учащихся умение извлекать знания из различных источников (карта, иллюстрации, документы); формировать умение прослеживать причинно-следственные связи, умение работать с картой и контурной картой; обучать анализировать и сравнивать исторические явления; составлять таблицы; формировать умение связно излагать факты, объяснять события и делать выводы.
- Формировать эмоционально-личностное отношение к историческим событиям и явлениям; развивать эстетические взгляды учащихся, уважение к культурному наследию.
Оборудование:
- активная доска;
- рабочая тетрадь к учебнику;
- раздаточный материал (приложение 1)
- презентация (приложение 2).
Понятия: ацтеки, майя, инки.
1. Организационный момент.
Учитель создает интригу, чтобы пробудить интерес к уроку.
- Сегодня мы отправимся в путешествие, но цель нашего путешествия зашифрована в ребусе, который нам необходимо разгадать. (Приложение 2, слайд 1).
После успешного разгадывания ребуса, учитель сообщает тему урока и д/з (Приложение 2, слайд 2).
2. Организация восприятия и осознания нового материала.
- В какой век мы отправляемся? Когда была открыта Америка? На чем мы будем путешествовать? (Учащиеся высказывают предположение о каравелле).
- Почему именно с появлением каравелл стали возможны такие путешествия?
- Нам необходимо проложить маршрут и выяснить, где проживало население Америки?
Один ученик выходит к доске и работает с контурной картой на активной доске (Приложение 2, слайд 3), остальные – в рабочих тетрадях [2].
- Определите словами территорию проживания различных племен индейцев.
- Можем ли мы в наше время встретить очевидцев тех событий?
- Как в таком случае мы можем восстановить те события? (Учащиеся делают предположение о возможности изучать историю по историческим источникам, вспоминают виды источников).
- Именно с историческими источниками мы и будем работать на нашем уроке.
- Американский континент необычаен и загадочен. Сегодня мы должны будем разрешить эти задачи.
- Загадка 1. На территории Америки не обнаружено останков первобытного человека. Откуда и как появились люди в Америке? (Приложение 2, слайд 4).
- Люди начали проникать в Америку из северо-восточной Азии около 25 тысяч лет назад, продвигаясь к югу, осваивали континент.
- Загадка 2. Существует огромное количество теорий о контактах Америки со Старым Светом. Упоминаются древние римляне и африканцы, японцы, абсолютно доказано, что норманны были здесь и даже основали свои поселения. Почему открывателем Америки называют Колумба? (Приложение 2, слайд 5).
- В ходе нашего путешествия мы будем вести путевой дневник в виде таблицы.
Название племени | Занимаемая территория | Занятия | Общественные отношения | Достижения культуры |
1. Ацтеки | ||||
2. Майя | ||||
3. Инки |
- Мы отправляемся в путешествие, первое племя, которое мы посетим, это ацтеки.
Работа с активной доской (Приложение 2, слайды 7-11).
Обсуждая увиденное, учащиеся находят информацию для таблицы.
- Сейчас мы познакомимся с письменными источниками.
Работа с Приложением 1.1, [3] и вопросами к нему. Обсуждение и заполнение таблицы.
Работа с актив ной доской (Приложение 2, слайд12).
Проведение физкультминутки, привлекая материал урока и, используя его для таблицы.
В качестве физкультминутки ученикам предлагается изобразить животных, содержащихся в зоопарке Монтесумы.
- Теперь с новыми силами после физических упражнений, мы отправляемся к индейцам майя.
Работа с письменными источниками (Приложение 1.2, [3]).
- Я вам предлагаю проанализировать материальные источники, представленные на слайдах, и внести дополнения в таблицу (Приложение 2, слайды 16-23).
Обсуждение информации, предложенной на слайдах.
- Следующий пункт нашего путешествия – индейцы инки. Для начала выясним территорию проживания (Приложение 2, слайд 24).
- Основную информацию нам предоставят письменные источники (Приложение 1.3, [4]).
Работа с активной доской (Приложение 2, слайды 25-27).
- Проверим, насколько правильно мы заполнили наш путевой дневник (Приложение 2, слайд 28).
- Пожалуйста, сделайте вывод по нашей таблице. Что мы можем из нее узнать?
- Вывод по нашей таблице совпадает сегодня с выводом по нашему уроку.
3. Закрепление материала урока.
Беседа учителя по основным вопросам урока.
4. Подведение итогов урока.
Общий вывод по уроку. Выставление оценок с комментарием. Учитель благодарит за урок.
(Приложение 2, слайд 29).
Литература:
- Агибалова Е.В. Донской Г.М. История средних веков. Учебник для 6 класса. Москва: “Просвещение”, 2007.
- Крючкова Е.А. Рабочая тетрадь к учебнику. Москва: “Просвещение”, 2007.
- Донской Г.М. Задания для самостоятельной работы по ИСВ. Москва: “Просвещение”, 1992, стр. 52-53.
- Волобуев О.В, Секиринский С.А. Художественно-историческая хрестоматия. Средние века. Пособие для учителей. Москва: “Просвещение”, 1977, стр. 154, 155-157.
- Смирнов С.Г. Задачник по истории средних веков. Москва: “Мирос”, 1995, стр. 106-107.