Интегрированный урок (обществознание + география) по теме "Байкал – заповедная совесть страны"

Разделы: География, История и обществознание


Цели урока:

  1. На примере озера Байкал показать последствия неразумного отношения к природе.
  2. Вместе с учащимися сделать попытку найти выход из противоречия: требования экологии - нужды экономики.
  3. Развивать умение учащихся логически мыслить, делать самостоятельные выводы, работать с дополнительной литературой, географическими картами, таблицами.
  4. Содействовать экологическому воспитанию учащихся.

Групповая форма работы - 6 групп:

1группа - представители Иркутского экологического общества.

2группа - технологи Байкальского целлюлозо - бумажного комбината

3группа - сотрудники Росприроднадзора

4группа - сотрудники Лимнологического института

Приглашенные: представители ООО “Кока-Кола ЕйчБиСи Евразия

Оборудование: мультимедийная установка, физическая карта России,атласы по географии презентация, на столах – таблички с названием групп, карточки с заданиями, справочные таблицы, материалы СМИ, музыка Бетховена

Ход урока

Презентация

I. Организационный момент.

II. Изучение новой темы

Учитель обществознания:

Сегодня у нас с вами, ребята необычный урок обществознания и географии, поэтому и проводим мы его вдвоем с учителем географии. Давайте начнем с небольшой зарядки:

- Что такое природа? (предполагаемый ответ – Природа – весь окружающий нас мир во всей бесконечности его форм и проявлений, вся Вселенная.)

- О чем всегда должен помнить человек? (О том, что он как биологическое существо является частью природы)

- Вместе с тем человек- существо социальное. Что это такое? (Существо социальное, способное мыслить, познавать, говорить, творить)

- Как вы думаете, что совершеннее – творение природы или человека? ( Ответ- природы, ведь многие ученые считают, что человек является венцом этого творения)

Учитель географии (на фоне презентации): Посмотрите: вот прямо за поворотом открылась удивительная картина: сверкающая гладь голубого озера в гранитном окружении изумрудных лесов. Это - одно из великих творений природы - озеро Байкал.Давайте вспомним, что же мы уже знаем об этом озере?

Как оно образовалось? (в тектонической впадине – ответы учащихся)

Какова его глубина? (1.637 м.)

Что отличает это озеро от других озер мира? (глубина, прозрачность)

Какая природная зона находится вокруг озера? (тайга).

Байкал-это чудо природы во всех отношениях. Нет в мире озера, которое пользовалось бы такой громкой славой. Громадная глубина, удивительная чистота, прозрачность воды, суровая, сказочная красота берегов. Особенно красив Байкал в солнечную погоду.

Учитель обществознания: А вот я с помощью писателей-фантастов нарисую совсем другую картину Священного Байкала. “По дну умершего озера широкой рекой струилась пыль... Птицы, парившие когда-то в воздухе, теперь летели в древних небесах песка и камней. Их песни умолкли. Города были выложены молчанием”.

Посмотрите, пожалуйста, на тему урока и скажите, какую проблему озера мы будем пытаться с вами решить на нашем уроке?

(предполагаемый ответ учащихся – экологическую)

- А что такое экология? (-это наука, изучающая воздействие человеческой деятельности на окружающую природу, взаимоотношения природы и общества, это также меры по защите окружающей среды)

- Как может случиться, что сказочной красоты озеро превратиться в мертвое?

- Что сделать, чтобы избежать экологической катастрофы?

Давайте вместе с вами попробуем сегодня найти ответ на эти вопросы.

Учитель географии: Вы все будете представлять сегодня организации, которые заинтересованы в недопущении экологической катастрофы на Байкале.

Перед вами на столах - карточки с вопросами, справочные материалы,атласы, которые помогут вам приготовить свое выступление по данной проблеме. Для работы выступления вам отводится - 7 минут.

(7 минут играет тихая музыка)

Учитель обществознания: Уважаемые товарищи, время истекло, и слово предоставляется экспертам Иркутского экологического общества. Чем, на ваш взгляд, может быть вызвано резкое ухудшение экологической обстановки в районе озера Байкал?

(Ответ учащихся составлен с опорой на атлас по географии, Приложение №1 и вопросы карточки:

  1. Назовите крупные города в бассейне озера Байкал?
  2. Относятся ли они к числу “грязных”? Почему?
  3. Можно ли увидеть загрязнение от городов на территории Байкальского района?
  4. Какое промышленное предприятие внушает вам особенную тревогу?)

Ну и что же делать? (Дискуссия). Предполагаемый вывод -- закрыть Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат

Учитель географии: Все названные выше города строились вокруг крупных предприятий лесной промышленности. Почему эти предприятия размещены именно здесь? Слово - технологам Байкальского целлюлозно-бумажного комбината.

(Ответ учащихся составлен с опорой на атлас по географии, Приложение №2, справочные таблицы и вопросы карточки:

  1. Что является сырьем технологического процесса?
  2. Нужны ли производству вода и электроэнергия? В каком количестве?
  3. Какие виды загрязнений возможны?

Учитель обществознания: Насколько эффективны очистные сооружения БЦБК?

Учитель географии: Итак, технологи Байкальского целлюлозно-бумажного комбината утверждают, что их производство безвредно для вод озера.

Учитель обществознания: А что думают по этому поводу лимнологи и Росприроднадзор? Слушаем вас, уважаемые сотрудники Лимнологического института.

(Ответ учащихся составлен с опорой на Приложение №3, справочные таблицы и вопросы карточки:

  1. Какое количество загрязняющих веществ поступает в воды озера?
  2. Виды животного мира озера Байкал, наиболее яркие представители.
  3. В чем уникальность байкальского рачка эпишура?
  4. Можем ли мы прямо сейчас закрыть производство бумаги на комбинате?)

Учитель географии: Мы правильно поняли, что в одночасье закрыть предприятие по производству бумаги невозможно? (ответ учащихся предположительно утвердительный).

Послушаем представителей Росприроднадзора. (Ответ учащихся составлен с опорой на Приложение №4, географический атлас и вопросы карточки:

  1. А как Вы считаете, может завод продолжить свою работу?
  2. На каких исследованиях основан Ваш вывод?
  3. Какое наказание может понести виновник загрязнения озера?

- Следовательно, вы предлагаете все-таки предприятия такого типа закрыть?

(предполагаемый ответ учащихся – утвердительный)

Учитель обществознания: Итак, Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат наносит огромный ущерб природе Байкала, поэтому его нужно срочно закрыть. Но если это сделать немедленно, то может быть нанесен еще больший вред. Что же делать? Может быть, кто – то из вас может ответить на этот вопрос? (ответы учащихся)

У нас в гостях представители ООО “Кока-Кола ЕйчБиСи Евразия”. Давайте их послушаем .Кажется,у них есть решение подобных проблем.

(выступление представителей ООО “Кока-Кола ЕйчБиСи Евразия” с опорой на Приложение №5))

Учитель обществознания: Какое решение проблемы может быть найдено, если удачно пройдут переговоры с ООО “Кока-Кола ЕйчБиСи Евразия?

(перепрофилировать Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат на выпуск вкусной байкальской воды - ответ учащихся)

Учитель географии: Что же нам делать, чтобы не возникало в дальнейшем таких проблем как с Байкальским целлюлозно-бумажным комбинатом?

(предполагаемый ответ - бережно относиться к природе, продумывать последствия своей деятельности)

Учитель обществознания: Обратите еще раз внимание на тему урока. От чего зависит наше отношение к природе?

(предполагаемый ответ - от совести)

А что такое совесть?

(предполагаемы ответы - это нравственное сознание добра и зла ; тайник души, в котором одобрение или осуждение каждого поступка ; это общее знание о том, что можно и чего нельзя, а сточки зрения верующих- это Бог, живущий внутри нас.)

III. Домашнее задание Учитель географии: Вот и попробуйте дома с этой точки зрения составить свой вариант использования Байкала и его окрестностей, не наносящих ущерба природе озера.

Учитель обществознания: Андрей Вознесенский написал прекрасные строчки:

Я ночью проснулся. Мне кто-то сказал: “Мертвое море – священный Байкал”.
Я на себе почувствовал взор, будто я моря убийца и вор.
Слышу – не спит иркутянин во мгле. Курит. И предок проснулся в земле.
Когда ты болеешь, все мы больны. Байкал, ты – хрустальная печень страны!
И кто-то добавил из глубины: “Байкал – заповедная совесть страны”.

Учитель географии:

Плыл я на лодке краем Байкала. Вечер посвечивал вполнакала.
Ну, неужели наука солгала над запрокинутым взором Байкала?
И неужели мы будем в истории – “Эти, Байкал загубили которые”?
Надо вывешивать бюллетень, как себя чувствует омуль, тюлень.
Это не только отстойников числа – совесть народа должна быть чистой.
Вот почему, указав показуху, борются наши прорабы духа,
Чтоб заповедником стало озеро, чтоб его воды не целлюлозило,
Чтобы никто никогда не сказал: “Мертвое море – священный Байкал

№1 Технико-экономические показатели работы крупных промышленных прпрпредприятий (Приложение)