Цели урока:
- познакомить учащихся с религиозными верованиями древних славян;
- развивать речь и мышление учащихся;
- воспитывать интерес к истории своей Родины и народа.
Оборудование:
- мультимедийный проектор,
- энциклопедия “Русские предания” (диск),
- видеомагнитофон,
- фрагменты литературных источников,
- выставка книг.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас и сообщить о том, что сегодня наш урок будет не совсем обычным.
2. Объяснение нового материала.
Тема нашего урока: “Солнечные боги славян”.
Вы изучали историю Древней Греции, Рима, Индии и т. д., знакомились с религиозными представлениями разных народов в прошлом.
- Каких богов вы помните?
(ответ учащихся).
- А знаете ли вы богов древних славян, наших с вами предков?
(ответ учащихся).
Цель нашего урока: рассмотреть религиозные представления древних славян эпохи язычества.
- Какая вера называется языческой?
(ответ учащихся).
Моя цель - вызвать у вас интерес к той эпохе.
Готовясь к этому уроку, я открыла для себя много интересного. Надеюсь, что и вы узнаете новое. В этом нам помогут компьютеры и цифровые энциклопедии.
3. Космогонические представления древних славян.
Работа с мифом “Мировое древо”.
Славяне думали, что Вселенная – это огромное дерево. Его создали Жива, Дый и Световид – боги – прародители всего живого. (демонстрация изображений из приложения 1).
Работа со схемой, запись в тетрадях. (Приложение 2).
Стоит дерево на острове Буяне.
- Где вы слышали это слово?
(ответ учащихся).
От Живы пошли Небо и Земля.
Работа со схемой, запись в тетрадях. (Приложение 2)..
Звали их Сварог и Макошь. Сварог в переводе означает “старший бог”, его другое имя Стрибог. (Приложение 1).
Имя Макошь состоит из 2-х частей.
- Из каких: давайте произнесём это слово:
Выделение слогов, запись на доске.
Ма – мать, судьба, жребий.
Кошь – корзина для сбора урожая, Полная сума (кошелёк).
Попробуйте соединить 2 части в одно смысловое целое.
(ответ детей).
Макошь – Всеобщая мать, Хозяйка жизни, Дарительница урожая, одним словом, Земля.
4. Божества природных стихий у древних славян.
- Давайте откроем следующую строку нашей схемы. (Приложение 2). Прочитайте её.
Чтение вслух.
- Мы прочли имена богов, действиями которых, славяне объясняли некоторые природные явления.
- Давайте вместе определим, что славяне называли этими именами, а подсказку поищем в мифах об этих богах.
Ученикам предлагаются тексты, которые они зачитывают вслух. (Приложение 3).
- Даждьбог – бог солнца. Докажите это, используя слова из мифа.
- Рассмотрим изображение Даждьбога. (Приложение 1)
- Что общего между ним и солнцем?
(ответ учащихся).
- Почему Даждьбог – солнце – у славян – податель всех благ, дающий бог?
(ответ учащихся).
Работа со схемой, запись в тетрадях. (Приложение 2).
- Богом чего был Перун? Докажите.
(ответ учащихся).
Имя Перун означает “тот, кто сильно бьёт”. Оружие приносили ему на поклон.
Работа с изображением. (Приложение 1).
- Вы замечали, какой чистый воздух после грозы, какая свежесть, как легко дышится?
(ответ учащихся)
Древние славяне считали, что Перун “ мёртвыми” молниями убивает нечистую силу и воздух становится свежим.
- Как сейчас объясняют это явление?
(ответ учащихся).
- Что скрывается под словом Сварожич? (работа с изображением приложения 1). Заметьте, что Сварожич – это отчество, у этого божества нет имени.
- Почему?
(ответ учащихся). Работа со схемой,запись в тетрадях. (Приложение 2).
Огонь был всегда рядом, его боялись потревожить, чтобы он не принёс зла. В канун нового года славяне старый огонь гасили, а новый зажигали.
5. Боги – покровители основных занятий славян.
Древние славяне объясняли действиями богов не только явления природы, они приписывали им участие во всех сферах жизни.
- Вспомните основные занятия славян.
(ответ учащихся).
- Славяне поклонялись богу плодородия, урожая. От его имени пошло много важных слов, которые мы часто используем в своей речи.
- Давайте посмотрим на эти слова. Их общая часть – корень и есть имя Бога.
Работа с текстом приложения 4.
- Назовите его.
(ответ учащихся).
- Наши предки считали Рода своим отцом. Знаете почему? Давайте узнаем это из мифа.
Чтение мифа. (Приложение 4)
- Кто помогал Роду?
(ответ учащихся).
Работа с иллюстрацией. (Приложение 1).
Лада – покровительница семейного счастья, достатка в доме, ладить.
“Будет лад – будет и клад”. Посмотрите на ее изображение. (Приложение 1).
Доля и Недоля. Жертвовали им кашу и сметану. Работа с иллюстрацией (Приложение 1).
- С земледелием связан и Семаргл – бог ростков.
- Посмотрите, как выглядит этот бог. (Приложение 1).
- Это Ярила – бог любви. Но ещё и говорили “Куда ногою – там рожь копною, а куда глянет – там колос зацветает”. Ему несли зерно и хлеб.
- Какое ещё было занятие у славян?
(ответ учащихся).
- У него будет покровитель – бог?
(ответ учащихся).
- Знаете, как его зовут? Это многоликий бог: он и бог скотоводов, и бог торговли, и даже – подземного царства. Звали его Велес.
Славяне очень почитали его и приносили жертвы золотом.
Работа со схемой, запись в тетрадях (Приложение 2).
6. Низшие духи.
- Мы рассмотрели основных богов, но есть ещё и низшие духи. Они знакомы нам по сказкам, былинам, древним сказаниям.
- Давайте вспомним, кто они?
Работа с видеорядом. Демонстрация фрагментов мультфильмов, героями которых являются русалка,домовой,леший,водяной..
Работа со схемой, запись в тетрадях.
7. Жертвоприношение.
- Чтобы боги и духи были благосклонны к людям, им приносили жертвы – задабривали богов.
- Кому они несли эти жертвы?
- Кому поклонялись?
(ответ учащихся).
- Посмотрите на этого идола. Он был найден на территории нынешней Польши в 19 веке, а сейчас он хранится в Краковском музее. Это памятник древности.
Работа с изображением. (Приложение 1).
4 стороны: Перун; Лада; Макошь; Даждьбог.
3 уровня: Боги; люди; подземный мир – Велес.
-Идолов устанавливали на капищах - специально отведенных для жертвоприношений местах.
Закрепление.
1. Рефлексия.
- Давайте представим себя древними славянами и задобрим богов.
- Посмотрите, как выглядит место, где приносили жертвы. А вот наш макет Збручского идола, материал для жертвоприношений. Только не перепутайте, кому что жертвовать. (Дети инсценируют жервоприношение, объясняют свой выбор).
2. Ещё один памятник древности – литературное произведение неизвестного автора, написанное около 1185г. “Слово о полку Игореве”.
- Прочтите фрагменты этого произведения и найдите имена богов, о которых мы говорили на уроке.
Работа с текстом. (Приложение 5)
Обобщение.
- Давайте вспомним имена славянских богов и то, чему они покровительствовали.
Работа со схемой. (Приложение 2)
Итог урока.
- Наш урок закончен. Я благодарю всех вас за хорошую работу на уроке и надеюсь, что вы еще не раз захотите встретиться с солнечными богами славян. В этом вам поможет наша книжная выставка. Изучайте историю! “История-свидетельница веков, факел истины, душа памяти, наставница жизни.” - говорил Цицерон.