Урок по истории России в 6-м классе "Солнечные боги славян"

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  • познакомить учащихся с религиозными верованиями древних славян;
  • развивать речь и мышление учащихся;
  • воспитывать интерес к истории своей Родины и народа.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор,
  • энциклопедия “Русские предания” (диск),
  • видеомагнитофон,
  • фрагменты литературных источников,
  • выставка книг.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас и сообщить о том, что сегодня наш урок будет не совсем обычным.

2. Объяснение нового материала.

Тема нашего урока: “Солнечные боги славян”.

Вы изучали историю Древней Греции, Рима, Индии и т. д., знакомились с религиозными представлениями разных народов в прошлом.

- Каких богов вы помните?

(ответ учащихся).

- А знаете ли вы богов древних славян, наших с вами предков?

(ответ учащихся).

Цель нашего урока: рассмотреть религиозные представления древних славян эпохи язычества.

- Какая вера называется языческой?

(ответ учащихся).

Моя цель - вызвать у вас интерес к той эпохе.

Готовясь к этому уроку, я открыла для себя много интересного. Надеюсь, что и вы узнаете новое. В этом нам помогут компьютеры и цифровые энциклопедии.

3. Космогонические представления древних славян.

Работа с мифом “Мировое древо”.

Славяне думали, что Вселенная – это огромное дерево. Его создали Жива, Дый и Световид – боги – прародители всего живого. (демонстрация изображений из приложения 1).

Работа со схемой, запись в тетрадях. (Приложение 2).

Стоит дерево на острове Буяне.

- Где вы слышали это слово?

(ответ учащихся).

От Живы пошли Небо и Земля.

Работа со схемой, запись в тетрадях. (Приложение 2)..

Звали их Сварог и Макошь. Сварог в переводе означает “старший бог”, его другое имя Стрибог. (Приложение 1).

Имя Макошь состоит из 2-х частей.

- Из каких: давайте произнесём это слово:

Выделение слогов, запись на доске.

Ма – мать, судьба, жребий.

Кошь – корзина для сбора урожая, Полная сума (кошелёк).

Попробуйте соединить 2 части в одно смысловое целое.

(ответ детей).

Макошь – Всеобщая мать, Хозяйка жизни, Дарительница урожая, одним словом, Земля.

4. Божества природных стихий у древних славян.

- Давайте откроем следующую строку нашей схемы. (Приложение 2). Прочитайте её.

Чтение вслух.

- Мы прочли имена богов, действиями которых, славяне объясняли некоторые природные явления.

- Давайте вместе определим, что славяне называли этими именами, а подсказку поищем в мифах об этих богах.

Ученикам предлагаются тексты, которые они зачитывают вслух. (Приложение 3).

- Даждьбог – бог солнца. Докажите это, используя слова из мифа.

- Рассмотрим изображение Даждьбога. (Приложение 1)

- Что общего между ним и солнцем?

(ответ учащихся).

- Почему Даждьбог – солнце – у славян – податель всех благ, дающий бог?

(ответ учащихся).

Работа со схемой, запись в тетрадях. (Приложение 2).

- Богом чего был Перун? Докажите.

(ответ учащихся).

Имя Перун означает “тот, кто сильно бьёт”. Оружие приносили ему на поклон.

Работа с изображением. (Приложение 1).

- Вы замечали, какой чистый воздух после грозы, какая свежесть, как легко дышится?

(ответ учащихся)

Древние славяне считали, что Перун “ мёртвыми” молниями убивает нечистую силу и воздух становится свежим.

- Как сейчас объясняют это явление?

(ответ учащихся).

- Что скрывается под словом Сварожич? (работа с изображением приложения 1). Заметьте, что Сварожич – это отчество, у этого божества нет имени.

- Почему?

(ответ учащихся). Работа со схемой,запись в тетрадях. (Приложение 2).

Огонь был всегда рядом, его боялись потревожить, чтобы он не принёс зла. В канун нового года славяне старый огонь гасили, а новый зажигали.

5. Боги – покровители основных занятий славян.

Древние славяне объясняли действиями богов не только явления природы, они приписывали им участие во всех сферах жизни.

- Вспомните основные занятия славян.

(ответ учащихся).

- Славяне поклонялись богу плодородия, урожая. От его имени пошло много важных слов, которые мы часто используем в своей речи.

- Давайте посмотрим на эти слова. Их общая часть – корень и есть имя Бога.

Работа с текстом приложения 4.

- Назовите его.

(ответ учащихся).

- Наши предки считали Рода своим отцом. Знаете почему? Давайте узнаем это из мифа.

Чтение мифа. (Приложение 4)

- Кто помогал Роду?

(ответ учащихся).

Работа с иллюстрацией. (Приложение 1).

Лада – покровительница семейного счастья, достатка в доме, ладить.

“Будет лад – будет и клад”. Посмотрите на ее изображение. (Приложение 1).

Доля и Недоля. Жертвовали им кашу и сметану. Работа с иллюстрацией (Приложение 1).

- С земледелием связан и Семаргл – бог ростков.

- Посмотрите, как выглядит этот бог. (Приложение 1).

- Это Ярила – бог любви. Но ещё и говорили “Куда ногою – там рожь копною, а куда глянет – там колос зацветает”. Ему несли зерно и хлеб.

- Какое ещё было занятие у славян?

(ответ учащихся).

- У него будет покровитель – бог?

(ответ учащихся).

- Знаете, как его зовут? Это многоликий бог: он и бог скотоводов, и бог торговли, и даже – подземного царства. Звали его Велес.

Славяне очень почитали его и приносили жертвы золотом.

Работа со схемой, запись в тетрадях (Приложение 2).

6. Низшие духи.

- Мы рассмотрели основных богов, но есть ещё и низшие духи. Они знакомы нам по сказкам, былинам, древним сказаниям.

- Давайте вспомним, кто они?

Работа с видеорядом. Демонстрация фрагментов мультфильмов, героями которых являются русалка,домовой,леший,водяной..

Работа со схемой, запись в тетрадях.

7. Жертвоприношение.

- Чтобы боги и духи были благосклонны к людям, им приносили жертвы – задабривали богов.

- Кому они несли эти жертвы?

- Кому поклонялись?

(ответ учащихся).

- Посмотрите на этого идола. Он был найден на территории нынешней Польши в 19 веке, а сейчас он хранится в Краковском музее. Это памятник древности.

Работа с изображением. (Приложение 1).

4 стороны: Перун; Лада; Макошь; Даждьбог.

3 уровня: Боги; люди; подземный мир – Велес.

-Идолов устанавливали на капищах - специально отведенных для жертвоприношений местах.

Закрепление.

1. Рефлексия.

- Давайте представим себя древними славянами и задобрим богов.

- Посмотрите, как выглядит место, где приносили жертвы. А вот наш макет Збручского идола, материал для жертвоприношений. Только не перепутайте, кому что жертвовать. (Дети инсценируют жервоприношение, объясняют свой выбор).

2. Ещё один памятник древности – литературное произведение неизвестного автора, написанное около 1185г. “Слово о полку Игореве”.

- Прочтите фрагменты этого произведения и найдите имена богов, о которых мы говорили на уроке.

Работа с текстом. (Приложение 5)

Обобщение.

- Давайте вспомним имена славянских богов и то, чему они покровительствовали.

Работа со схемой. (Приложение 2)

Итог урока.

- Наш урок закончен. Я благодарю всех вас за хорошую работу на уроке и надеюсь, что вы еще не раз захотите встретиться с солнечными богами славян. В этом вам поможет наша книжная выставка. Изучайте историю! “История-свидетельница веков, факел истины, душа памяти, наставница жизни.” - говорил Цицерон.