Цель: Охарактеризовать сложное внутреннее положение России в середине XVII века и раскрыть суть проводимых реформ.
Задачи:
- доказать что период позднего феодализма обостряется классовая борьба.
- систематизировать знания учащихся о процессе закрепощения крестьян в XV-XVII веках.
План урока:
- Городские восстания
- Работа с документом
- Соборное Уложение 1649г.
- Закрепление темы
Основные понятия и даты | Даты: |
|
|
Оборудование:
- документы,
- таблица “Этапы закрепощения крестьян”
Ход урока
Вступительное слово учителя:
XVII век вошел в российскую историю как “бунташный век”. Этот период отмечен активным сопротивлением народных масс законодательному оформлению крепостного права и усилению феодального гнета. Сегодня мы будим говорить о сложном внутреннем положении России в середине XVII века, и увидим, что внутренняя политика Алексея Михайловича была направлена на укрепление царской власти и усиление крепостного права – записываем тему урока.
1. В 1646г. ближайшие к царю, боярин Морозов и дьяк Чистой стали проводить налоговую реформу. Были снижены основные налоги, но повышена пошлина на соль. Соль была важнейшим продуктом, единственным консервантом и стоила достаточно дорого. За счет этого налога реформаторы хотели пополнить казну. Но вышло наоборот. Люди стали отказываться от покупки очень дорогой соли. Казна пустела. В 1648г. власти отменили пошлину на соль, но чтобы возместить убытки вернули прежние налоги, заставив людей выплатить их за два прошедших года 1646-1648гг.
Это решение вызвало бунт; начались погромы боярских домов в Москве. По стране прокатилась волна восстаний. Особое недовольство вызывали
- судья Земского приказа Плещеев
- глава Пушкарского приказа Траханиотов
- боярин Морозов
- дьяк Чистой
Дома этих советников царя были сожжены, их самих убили. Уцелел только Морозов , за него , как за родственника царь просил лично. Позже его отправили в Кирилло-Белозерский монастырь. Восстание вышло за пределы Москвы. К царю стали обращаться с жалобами на бояр, должностных лиц- начальников уделов, обвиняя их во взяточничестве и злоупотреблениях. Во всех жалобах требовали реформ. Огромную роль в городских восстаниях играли стрельца, недовольные задержкой жалования.
Вопрос классу:
- вспомните, кто такие стрельцы, когда они появились, какую роль играли?
Самое большое восстание произошло в 1650г. в Пскове и Новгороде
2. Работа с документом
Вопросы:
- какие причины привели к восстанию в Москве 1648г.
- в каких городах еще прошли восстания?
- против кого выступили восставшие?
- подумайте, могло ли правительство только военной силой и расправами подавить восстания и укрепить свою власть?
3. В 1648 г царь срочно созвал Земской собор, где встал вопрос о необходимости создания новых законов. Каждое сословие представило свои требования. На соборе не было крестьян, их интересы никто не представлял.
- какие же требования были высказаны:
Выходят два ученика в костюмах – один представляет дворян второй посадских людей
Зачитывают требования, класс выписывает их в тетрадь:
Требования дворян | Требования посадских людей |
- отмена сыска беглых крестьян | - отмена “белых слобод” и передача их в тягло |
“белые слободы” – в тетрадь определение
Вывод: мы видим, что дворяне хотели решить свои проблемы за счет крепостных крестьян, а правительство стремилось юридически оформить крепостное право.
В 1649г. под председательством графа Одоевского был составлен документ – Соборное Уложение (25 глав 967 статей). В нем было зафиксировано установление крепостного право:
- бессрочный сыск беглых крестьян и наказание для дворян укрывающих их.
- стиралась грань между вотчинниками и помещиками.
Чтобы понять значение этого документа давайте проследим весь процесс закрепощения крестьян. Мы должны увидеть, как кирпичик за кирпичиком строилась большая и толстая крепостная стена.
Вывешивается таблица: (Приложение)
Вывод:
Соборное Уложение завершило процесс закрепощения крестьян, закрепило его законодательно. Усилило царскую власть. Способствовало установлению порядка в стране.
Просуществовало Уложение до середины XIX века. Оно резко разделило население России на господствующий класс и бесправную угнетенную массу горожан и крестьян. Крестьяне в 1649 г. стали фактически собственностью феодалов. Удерживать в повиновении народ помогала церковь, призывая людей к повиновению покорности.
Работа с документом в учебнике.
4. Вопросы:
- почему XVII век называют “бунташным”?
- причина Соляного бунта?
- значение Соборного Уложения?
Во второй половине XVII в. начинается новый период русской истории.
В экономике – зарождаются капиталистический отношения.
В политике – укрепляется государственный аппарат, и появляются первые черты абсолютизма.
Домашнее задание & 8 закончить таблицу.