ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИГРА “ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА В РОССИИ”
Цель: повторение и углубление знаний учащихся по теме: “Отмена крепостного права в России”.
Задачи:
- выявить уровень усвоения учащимися программного материала;
- привить интерес к предмету;
- воспитывать чувство коллективизма.
Оборудование:
- репродукции картин по теме; портреты Александра II, Я.И. Ростовцева, Н.А. Милютина;
- карточки с заданиями;
- текст документа “Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости 19 февраля 1861 года” (извлечения).
Подготовка к игре ведется на протяжении всех уроков по данной теме. Учащиеся делятся на две команды из 6 человек, остальные болельщики. Команды заранее готовят кроссворды из 8-10 слов по теме.
I конкурс “Исторический футбол”
Вопросы задаются поочередно каждой команде. Если одна команда затрудняется ответить – право ответа переходит к другой команде. За каждый правильный ответ – 1 балл.
- Какое произведение русской литературы убедило Александра II в необходимости отмены крепостного права? (“Записки охотника” И.С. Тургенева)
- Предпринимались ли в России попытки отмены крепостного права до этого? (В Латвии, Эстонии в 1816 году; крестьяне получили личную свободу, но без земли)
- Кто автор “Записки об освобождении крестьян”? (К.Д. Кавелин)
- Какое прозвание получил Александр II в народе? (“Освободитель”)
- Когда был впервые зачитан Манифест и почему? (5 марта 1861 года, из-за опасения народных волнений)
- Где и перед кем Александр II лично зачитал Манифест? (В Михайловском манеже перед гвардией)
- Кем были в период реформы декабрист А.Е. Розен и Л.Н. Толстой? (Мировыми посредниками)
- Назовите названия селений, где сопротивление крестьян реформе отличалось особым драматизмом? (Бездна, Кандеевка)
- Назовите автора картины “Освобождение крестьян”. (Б.М. Кустодиев)
- Назовите автора поэмы “Кому на Руси жить хорошо”, характеризующей период отмены крепостного права в России. (Н.А. Некрасов)
II конкурс “Темная лошадка”
Команды по очереди отгадывают участников процесса подготовки отмены крепостного права в России и получают баллы в зависимости от того, с какой подсказки они отгадали нужное имя.
I команда:
(Правильный ответ: глава Редакционных комиссий – Яков Иванович Ростовцев)
1-я подсказка: Военный и государственный деятель эпохи Александра II.
(10 баллов)
2-я подсказка: В молодости поддерживал тесные связи с руководителями “Северного общества”.
(9 баллов)
3-я подсказка: Сообщил Николаю I о готовящемся выступлении декабристов, не называя имен, и не скрывая свой шаг от друзей.
(8 баллов)
4-я подсказка: Дал клятву своей семье – служить честно крестьянскому делу.
(7 баллов)
5-я подсказка: Во время подготовки крестьянской реформы был членом Секретного и Главного комитетов по крестьянскому делу.
(6 баллов)
6-я подсказка: В 1859 – 1860 гг. возглавлял Редакционные комиссии.
(5 баллов)
II команда:
(Правильный ответ: заместитель министра внутренних дел – Николай Алексеевич Милютин)
1-я подсказка: Племянник крупнейшего реформатора эпохи царствования общества”. общества”.
(10 баллов)
2-я подсказка: С 50-х годов XIX века начинается его деятельное участие в подготовке крестьянской реформы.
(9 баллов)
3-я подсказка: Свои взгляды о крестьянской реформе изложил в “Записке” об освобождении крестьян в имении тетки Александра II великой княгини Елены Павловны.
(8 баллов)
4-я подсказка: Большую помощь в этом ему оказывал славянофил Ю.Ф.Самарин.
(7 баллов)
5-я подсказка: Был другом Кавелина и старался реализовать основные положения его “Записки”.
(6 баллов)
6-я подсказка: Был заместителем министра внутренних дел и в его руках сосредоточились все текущие дела по подготовке реформы.
(5 баллов)
III конкурс (конкурс болельщиков)
Болельщикам каждой команды предлагается разгадать зашифрованное в ребусе слово и продолжить фразу по смыслу. За правильный ответ по 2 балла командам.
Ребус для болельщиков I команды.
Рисунок: ложка, сверху на ней написаны буквы ПО, а справа сверху “ (две запятые, символизирующие отнятые с конца слова буквы); веник, справа и слева по одной запятой (отнятой букве); ель и справа от нее “ (две запятые).
Ответ: полож + ени + е = “Положение о крестьянах, вышедших из крепостной неволи”
Ребус для болельщиков II команды.
Рисунок: рубаха с карманом, на кармане знак вопроса, слева от рубахи “‘ (три запятые, символизирующие три отнятые буквы в начале слова); буква И; крест, над ним надпись 1,2 = Ф.
Ответ: ман + и + фест = “Манифест об освобождении помещичьих крестьян из крепостной неволи”.
IV конкурс “Ты мне, я тебе”
Команды обмениваются заранее подготовленными кроссвордами по теме. За правильно решенный кроссворд - 3 балла.
V конкурс “Расчетный”
Задание: решить задачу по теме. Команда, решившая задачу первой, получает 2 балла.
Задача:
До отмены крепостного права крестьянин платил помещику оброк, равный 12 рублям. Какова будет выкупная сумма?
Выполнение расчетов:
После освобождения крестьянина помещик переставал получать оброк. В то время деньги можно было поместить в банк под 6 % годовых. За выкупаемую землю крестьянин должен был заплатить столько, чтобы, положив эти деньги в банк под 6 % годовых, помещик ежегодно получал бы прибыль равную сумме Х (сумме оброка, которую до реформы платил крестьянин) Х= 6 %.
(12 руб.? 100 % : 6 % = 200 руб.)
Ответ: 200 рублей.
VI конкурс “Заморочки ”
Задание командам на карточках : восстановить причинно-следственную связь. Правильный ответ – 3 балла.
I команда
А) Слабое развитие капиталистических отношений в деревне.
Б) Наемный труд не мог получить широкого распространения.
В) Крепостное право.
Г) Тормоз в развитии капиталистической промышленности.
Ответ: В – А – Б - Г
II команда
А) Поражение России в Крымской войне.
Б) Технико-экономическая отсталость.
В) Угроза потерять статус великой державы.
Г) Крепостное право.
Д) Отмена крепостного права.
Ответ: Г – Б – А – В – Д
VII конкурс “Литературный” (для болельщиков)
За правильный ответ на вопрос – 2 балла команде.
Задание для болельщиков I команды.
Н.А. Некрасов “Кому на Руси жить хорошо”
Порвалась цепь великая,
Порвалась – расскочилася:
Одним концом по барину,
Другим по мужику!..
Вопросы:
Как вы понимаете слова Некрасова?
Можно ли сказать, что отмена крепостного права в России – это единовременный акт?
Задание для болельщиков II команды.
Н.А. Некрасов “Кому на Руси жить хорошо”
В каком году – рассчитывай,
В какой земле – угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков:
Семь временнообязанных
Подтянутой губернии,
Уезда Терпигорева,
Пустопорожней волости,
Из смежных деревень –
Заплатова, Дырявина,
Разутова,
Горелова, Неелова,
Неурожайна тож.
Вопросы:
Определите время, когда могло происходить действие поэмы.
Объясните, почему автор дал именно такие названия губернии, уезду, волости и деревням?
VIII конкурс “Восстанови историческую правду”
Задание командам на карточках:
Многие крестьяне не хотели верить тому, что было написано в царском манифесте. Среди крестьян появлялись люди, которые убеждали их в том, что царский манифест подменен чиновниками, и предлагали свои толкования этого документа. Прочитайте “Манифест о воле”, составленный крестьянами Лебединского уезда Харьковской губернии в апреле 1861 года. Напротив статей крестьянского манифеста запишите, какие меры были предусмотрены по этим проблемам в правительственном варианте.
Для ответа на вопрос можно использовать текст документа “Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости 19 февраля 1861 года” (извлечения) в учебнике: Зырянов П.Н. История России XIX век: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2000.
I команда
Крестьянский манифест | Царский манифест |
Статья 2. Работать на барщине мужикам два,
а женщинам один день с тягла… (Тягло – единица обложения крестьян повинностями в пользу помещика) |
|
Статья 3. Во время жатвы на работу к помещикам не ходить, пусть собирает хлеб со своим семейством, что соберет, то и его, а если будет оставаться несобранный хлеб, то собрать миром и миром разделиться. | |
Статья 4. Податей и повинностей пять лет никаких не платить, государь прощает. |
II команда
Крестьянский манифест | Царский манифест |
Статья 5. Помещик должен пахать на своем участке сам сохою, и если не умеет направить сохи, то крестьянин, который тут случится, и пан его будет просить, должен направить, но не смеяться… | |
Статья 7. Дворовым каждому семейству пан должен построить хату с постройками, дать лошадь, корову, соху, борону, и все хозяйственные принадлежности, и по 100 руб. серебром на каждого, а буде сего не исполнит, то все его имущество и постройки продать и раздать на мир. | |
Статья 8. Помещику остается земли пахотный участок на его семью такой же, как и мужику, а больше ничего. |
В конце игры подведение итогов и награждение победителей.