В последнее время очень много говорится о гуманизации образования. Гуманизация образования предполагает использование щадящих технологий обучения и воспитания, не унижающих личность, не требующих физического и нервного перенапряжения. Гуманизация – это демократизация образования, т.е. формирование ребенка, подростка, молодого человека не просто как человека, которого учат, а как человека, который сам что-то изучает, обретает знания и навыки под руководством педагога.
Для успешной работы необходимо:
- основываться на личностных интересах и стремлениях ученика;
- поощрять учебные успехи, а не только указывать на недостатки;
- сделать обучение эмоциональным, а не только умственным процессом, помочь каждому ребенку в ходе учения открывать и понимать не только усвояемые знания, но и себя, и свои возможности;
- воспитывать творческую смелость в постановке и решении познавательных и личностных задачах;
- способствовать развитию творческой личности ребенка.
Решению этих задач на уроках истории способствуют игры. Игра позволяет обеспечить ненасильственное усвоение знаний. Присутствующая в игре состязательность способствует усилению интереса к обучению. Одной из самых любимых игр у девятиклассников является игра “Колесо истории”.
За несколько недель до игры (моя практика показала, что оптимальный срок – две недели) начинается подготовка к турниру. Создается творческая мастерская. Ученики изучают рекомендованную литературу, делают стилизованные костюмы, изготавливается игровой барабан с каретами.
При проведении игры очень важно тщательно продумывать оформление зала или класса.
Игра начинается словами ведущего:
“ Дорогие друзья! Мы собрались на “Колесе истории”, чтобы перелистать некоторые страницы истории нашей родины. Правила игры просты: вам будут заданы вопросы и за каждый правильный ответ команда получит 100 верст. Кроме этого, вы можете получить 100 верст, если цвет вашей кареты на игровом барабане совпадет с цветом поля. Так же будет проходить конкурс зрителей, среди которых будет определен победитель. Игра проходит в три этапа – заезда. Каждый заезд посвящен определенной исторической эпохе. Распорядителями и судьями на турнирах были герольды”.
Далее следует представление членов жюри, которые у нас называются герольдами. Герольдами могут быть и ученики, но лучше, если эту роль играют учителя и члены администрации школы, тогда их решение не вызывает споров.
ВЕДУЩИЙ: “А теперь разрешите представить наших участников.
КРАСНЫЙ СЕКТОР – 9А КЛАСС
ЗЕЛЕНЫЙ СЕКТОР – 9Б КЛАСС
ЖЕЛТЫЙ СЕКТОР – 9В КЛАСС
До победы вам нужно проехать 1500 верст. В путь, господа!”
(Вращается барабан с каретами, в зависимости от расположения карет, определяется порядок, в котором команды будут отвечать на вопросы.)
Перед каждым заездом демонстрируется сценка из определенной эпохи.
ЗАЕЗД ПЕРВЫЙ
ВЕДУЩИЙ: “ Прежде чем начать ответы на вопросы, посмотрите, пожалуйста, сценку”.
МОНАХ- ЛЕТОПИСЕЦ: “ Хочу Вам, братья, поведать о брани давней войны. Случилась битва на Куликовом поле великого князя Дмитрия Ивановича и всех православных христиан с ханом Мамаем и татарской Ордой”
(На одной стороне сидят князь Дмитрий Иванович и писарь. Дмитрий Иванович диктует).
ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ: Пиши: “ Великий князь Московский и всея Руси повелевает…” Написал?
ВОИН (выбегает на сцену, падает на колени): Великий Князь! Не вели казнить, вели слово молвить!
ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ: Ну что там еще?
ВОИН: Беда! Великий Князь, поднялась вся волжская Орда, идет Мамай на Русь, сила несметная. Двенадцать дней сторожа объезжали Мамаевы полки, выведывали силы.
(На другой стороне сцены стоит хан Мамай)
МАМАЙ: Пойдем на русского князя и на всю силу русскую, как при Батые было, - христианство искореним, церкви божии спалим, кровь их прольем, а обычаи их уничтожим. Отомстим за смерть друзей моих, что погибли на реке Воже в битве с русскими.
ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ: О господи! Ты всемогущий и всесильный, крепкий в битвах, воистину ты царь славы, сотворивший небо и землю, помилуй нас молитвами пресвятой твоей матери, не оставь нас в беде. Ты ведь нам бог, а мы люди твои. Посрами, господи, врагов наших. Господи! Услышь мольбу мою о помощи. Боже! На помощь приди ко мне!
(Колокольный звон)
СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ: (выходит, осеняя всех крестом): Во имя отца. Сына и святого духа! Аминь! Что привело тебя в обитель Троицкую, сын мой?
ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ: Смутен я сердцем, отец Сергий! Сто сорок лет платит исправно Русь дань татарам. Когда же предел бесчинствам татар будет? Боюсь, не справимся с Ордой, отец Сергий. Вон и Олег Рязанский предал, Ягайло с литовцами идет на помощь Мамаю. Дай совет, отец Сергий!
СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ: Великий князь Дмитрий Иванович! Будут тебе служить мои оружники, два инока, два богатыря. Будут они твоими верными поборниками. И даю тебе и твоему воинству благословение на поход против хана Мамая. Господин, иди на врага, да поможет тебе Бог и Святая Богородица!
ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ (надевает доспехи, вооружается): Братья мои, все князи русские и воеводы! Предки наши заповедали нам хранить русскую землю и православную веру, и кто постраждет за них, во всем будет славен. И я вместе с вами хочу крепко пострадать, и если надо, смерть принять.
ВОЕВОДА БОБРОК: Не подобает тебе, государь, самому в полках биться. Тебе, государю, подобает под стягом стоять.
ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ: Не смогу терпеть я, видя вас побеждаемых, а если спасемся, то и я с вами спасен буду. [4]
(Занавес закрывается)
ВЕДУЩИЙ ЗАДАЕТ ВОПРОСЫ УЧАСТНИКАМ ИГРЫ.
- На каких языках говорили участники Куликовской битвы?
- Как назывались первые пушки?
- Иноков, посланных на битву Сергием Радонежским, знают по их языческим именам – Пересвет и Ослябя, а какие у них были христианские имена? (Пересвет – Александр, Ослябя – Родион).
(Участники битвы говорили на русском, литовском, монгольском, татарском, итальянском языках).
(Тюфяки)
ВОПРОСЫ ЗРИТЕЛЯМ.
- Почему Олег Рязанский не принял участия в походе против татар?
- Какой момент был решающим в ходе Куликовской битвы?
- В каких произведениях древней русской литературы нашла отражение Куликовская битва?
- Кто во время битвы сражался в “ царских” одеждах под стягом Дмитрия Ивановича?
ЗАЕЗД ВТОРОЙ
ВЕДУЩИЙ: Наступила пора Петра I. Вся жизнь Петра Великого прошла в служении Отечеству. Но были и минуты отдыха. Петр учредил в России ассамблеи.
(На сцене Меньшиков и Головин играют в шахматы. Звучит менуэт. Появляются танцующие пары. Впереди Петр I и Екатерина. После окончания танца все рассаживаются).
ПЕТР I (обращается к Меньшикову): А скажи-ка, Данилыч, как у нас идут дела?
МЕНЬШИКОВ: Продвигаются помаленьку. Вот вчерашнего дня в церкви Преображения по окончании службы солдаты при выходе стригли бороды прихожанам, а кто не подчинялся, ну того наказывали маленько.
ПЕТР I: Маленько?
МЕНЬШИКОВ: Побили батогами.
ПЕТР I (обращаясь к Головину): А скажи-ка, Гаврил Иванович, как там наши юноши за границей обучаются, когда я их экзаменовать буду?
ГОЛОВИН: На днях вернутся из-за границы пятеро. Да вот, Петр Алексеевич, неохотно наши дворяне за границу едут, учиться не хотят.
ПЕТР I: А мы указ издадим о запрещении молодым дворянам жениться, если школы не окончили.
(К Петру I бросается молодой щеголь).
ЩЕГОЛЬ: Батюшка-царь! Не издавай указ. Хочу жениться, невеста больно хороша, Елизавета Бутурлина.
ПЕТР I:Так женись! Как звать то тебя?
ЩЕГОЛЬ: Василий.
ПЕТР I: А невеста то далеко, Василий?
ЩЕГОЛЬ: Да здесь она, Ваше величество.
ПЕТР I: Так зови ее!
(Парень выводит смущенную девушку)
ПЕТР I: Хороша у тебя невеста, Василий. Когда свадьба-то?
ЩЕГОЛЬ: Да хоть завтра!
ПЕТР I: А школу- то закончил?
ЩЕГОЛЬ: Нет, батюшка-царь, не хочу учиться.
ПЕТР I: Ну, Василий, тогда с женитьбой придется повременить. Вот школу окончишь, тогда и на свадьбу зови.
ЩЕГОЛЬ: Батюшка-царь, Петр Алексеевич!..
ПЕТР I: И не проси, Василий. Вначале учиться, а потом жениться.[4]
(Занавес закрывается)
ВОПРОСЫ УЧАСТНИКАМ ИГРЫ.
- Какую школу нужно было закончить, чтобы жениться?
- Какие иностранные языки знал Петр I?
- Чему не захотел научиться Петр I у голландцев?
(Цифирную).
(Петр I говорил на голландском и немецком языках, понимал немного английский, татарский, польский, шведский).
(Петр I не захотел у голландцев перенимать систему управления, считая, что она хороша только для голландцев).
ВОПРОСЫ ЗРИТЕЛЯМ.
- Назовите реформы Петра I?
- Сколько нужно было заплатить, чтобы носить бороду?
- Какие новые города были построены Петром I)
- Говорят, что Петр создал второй русский университет. Так ли это? Как назывался первый русский университет?
ЗАЕЗД ТРЕТИЙ
ВЕДУЩИЙ:
Гроза двенадцатого года настала.
Кто тут нам помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима, иль русский Бог?
(А.С.Пушкин) [3]
(На сцену выходит Наполеон)
НАПОЛЕОН: В Европе я сыскал славу непобедимого полководца. На пути к мировому господству осталась одна Россия. Я раздавлю ее. Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги, если возьму Петербург, то возьму Россию за голову, если возьму Москву, то поражу ее в самое сердце. Итак – Москва!
(Военный совет в Филях)
КУТУЗОВ: Господа! Я думаю, что нам придется сдать столицу.
БАРКЛАЙ: Потеряв этот город, мы сохраним армию.
ЕРМОЛОВ: И Вы говорите – этот город,- да этот город – сердце России, ее священная столица! Умереть каждому, но отстоять столицу!
КУТУЗОВ: Волей, данной мне государем и Отечеством, приказываю отступать. Потеря Москвы, еще не есть потеря России. Сохраним армию, спасем и Россию. Приказываю отступать! Ступайте, господа.[4]
(Генералы уходят)
КУТУЗОВ (обращается к адъютанту): Голубчик, вот это кресло поближе к печке поставь. Вот так. Довольно. Ну, ступай.
(Входит гусар, кланяется Кутузову)
КУТУЗОВ: Что тебе надобно, мой друг?
ГУСАР: Я желал бы иметь счастье быть Вашим ординарцем!
КУТУЗОВ: Вы хромаете? От чего это?
ГУСАР: Я получил в сражении под Бородином контузию от ядра.
КУТУЗОВ: А сколько же Вам лет? Я полагаю не более шестнадцати? Как ваша фамилия?
ГУСАР: Александров.
КУТУЗОВ: Александров! Наслышан о Вас я много право!.. Скажи, а на войне тебе не страшно драться?
ГУСАР: Нет, Ваша светлость!
КУТУЗОВ: А как звать тебя?
ГУСАР: По дяде Александром меня назвали.
КУТУЗОВ: Так значит Сашкой?
ГУСАР: Нет, Шуркой.
КУТУЗОВ: Ну, ступай.… Нет, погоди! Еще один вопрос. Не обижайся, коли что. Вы – женщина?
ГУСАР: Вам лгать не смею, Ваша светлость. Да, женщина я.
КУТУЗОВ: Как смели Вы комедию устроить из чести воинской?! Мундир без спроса взять? Вон ступай!
ГУСАР: Ах, Ваша светлость, позвольте мне остаться!
КУТУЗОВ: Долой! К мадамам, куклам, мамкам, нянькам! Без вашей тут подмоги французам мы переломаем ноги. (Уходят.)
(Занавес закрывается)
ВОПРОСЫ УЧАСТНИКАМ ИГРЫ.
- Как звали женщину – участницу Отечественной войны 1812 года? (Надежда Дурова)
- За кого Наполеон предложил Александру I любое королевство? (За М.М. Сперанского)
- В 1813 году в “битве народов” армия Наполеона была окончательно разгромлена. Где это произошло? (Под Лейпцигом)
ВОПРОСЫ ЗРИТЕЛЯМ.
- Какое название получила французская армия?
- Почему войска той и другой стороны выказывали в Бородинском сражении невиданные упорство и отвагу?
- Какие памятники архитектуры были посвящены войне 1812 года?
- Какие награды были учреждены во время войны 1812 года?
А теперь слово предоставляется жюри.
(Жюри подводит итоги, награждает победителей)
ВЕДУЩИЙ (обращаясь к победителю): Для того, чтобы получить главный приз, Вам нужно было проехать 1500 верст, а Вы проехали 1200 верст. 300 верст нужно доехать. Если Вы согласны, я Вам предлагаю участие в супер - игре: два дополнительных вопроса по 150 верст за каждый правильный ответ. Итак, супер-игра!
СУПЕР-ИГРА
Выносятся портреты Павла I, Александра I, Николая I.
ВЕДУЩИЙ: Кому принадлежат слова: “В России велик тот, с кем я говорю, и только пока я с ним говорю”? Вам не нужно отвечать на вопрос. Просто сделайте шаг в сторону одного из портретов.
Участник супер-игры делает шаг в сторону портрета Павла I.
ВЕДУЩИЙ: Вот первый вопрос: “ Какой русский писатель посвятил один из своих романов эпохе Александра I?”
Варианты ответов:
- Д.С.Мережковский
- А.П.Чехов
- В.Д.Набоков
Ответ: Д.С. Мережковский “Царство зверя”.
ВЕДУЩИЙ: Правильно! Осталось 150 верст.
Второй вопрос: “ Почему кричали “ Ура!” в Куликовской битве, а не кричали во время Ледового побоища”?
К сожалению, Вы не ответили на этот вопрос, а значит супер – приз остается у нас. Но давайте проверим, в правильном ли направлении Вы шли.
Участник игры подходит к портрету Павла I, звучат фанфары.
ВЕДУЩИЙ: А ведь шел-то правильно! Но не огорчайтесь, Вы все равно победитель нашей игры.
До свидания! До новых встреч на игре “ Колесо истории”.
Такие мероприятия, как “Колесо истории”, способствуют формированию активной личности, обладающей не только определенным запасом знаний, но и умением получать их самостоятельно. Необычные по форме, они вызывают большой интерес, хорошо развивают творческие способности учащихся. Они помогают интенсифицировать процесс обучения истории, успешнее решать задачи по формированию творческого мышления учащихся, их самостоятельности, активизации пассивных учеников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Карамзин Н.М. История государства Российского.- М.: “Наука”, 1991.
- Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей.-М.: “Книга”,1991.
- Пушкин А.С. Избранные сочинения. В 2-х томах. Т.2.- М.: “Художественная литература”, 1980,с. 165.
- Гончарова Т.И. Исторические вечера в школе: Кн. Для учителя.- М.: “Просвещение”, 1992, с. 69-88.
- История Отечества в литературе. Хрестоматия для учителя.- М.: “Просвещение”,1991.
- Козлов Ю.Ф. Страницы правления государством Российским.- Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1990.