История и обществознание
-
Интегрированный урок (история + литература). В начале было «Слово…» ("Слово о полку Игореве" в историко-литературном аспекте) 2008
Урок уместен в рамках повторения в 10-м классе. Помимо обобщения изученного материала он включает в себя защиту ученических проектов по ряду проблем: "Слово" как отражение сознания древнерусского человека, исторический аспект и взаимоотношения с половцами по "Слову". Такая подача материала позволяет учащимся увидеть прошлое страны и литературы на новом уровне, определить отношение к историческому прошлому, осознать проблемы настоящего, выявить общечеловеческое значение "Слова".
-
"Нашествие с Востока" 2008
Урок разработан в соответствии с действующими образовательными стандартами и школьной программой, структурно связан с действующими школьными учебниками. Адресован учителям, преподающим предмет "История России" в 6-х классах средней школы. На уроке учитель познакомит учащихся с монголо-татарами - опасным соседом Русского государства. Учащиеся продолжат работу над формированием умений работы с картой, схемами, а также самостоятельной работы с историческим источником.
-
Открытый урок по истории России в 8-м классе по теме "Либеральные реформы 60–70-х годов XIX века" 2008
Цель урока – раскрыть содержание и особенности либеральных реформ 1860-1870 годов, доказать, что они являлись продолжением реформы 19 февраля 1861 г. Урок насыщен образовательными играми, которые позволяют более глубоко вникнуть в содержание изучаемого материала, развивают историческое воображение, способствуют творческому применению образовательных компетенций.
-
Литературно-обществоведческий урок: "Духовная культура общества. Проблемы современной отечественной культуры" (для учащихся 11-х классов) 2008
В представленном двухчасовом литературно-обществоведческом уроке ставятся задачи обобщить знания учащихся и более глубоко осмыслить содержание следующих понятий современной культурологи: культура, духовная культура, ценности, духовный мир человека; выявить наиболее существенные тенденции развития современной духовной культуры на основе анализа романа Ч.Айтматова "Буранный полустанок" ("И дольше века длится день"), показать трудности, проблемы и противоречия духовного развития общества и личности в разные исторические периоды.
-
Урок в 7-м классе "Революция в Нидерландах" 2008
На протяжении урока перед детьми ставятся проблемные вопросы. Учащиеся самостоятельно приходят к выводу, что же произошло в Нидерландах: реформа или революция. Используемые формы работы: рассказ учителя, самостоятельная работа с учебником, составление вопросов, работа по алгоритму, работа с картой, со словарём иностранных слов, с документами и с опорным конспектом, описание портрета, решение исторической задачи, составление схем. Используемые технологии: «Развитие критического мышления».
-
Тема урока "Восточные славяне в древности" 2008
В статье представлен урок истории, который может быть проведён с учащимися 6-го класса общеобразовательной школы. Цели урока: сформировать общее представление о предках славян, расселении восточнославянских племён и их соседей в древности; дать ученикам общее представление о занятиях, быте, управлении, религии древних славян. Способствовать овладению учащимися технологией исторического исследования на основе использования комплекса исторических источников (письменных, устных, вещественных).
-
Интегрированный урок-игра "По страницам телепередач. Древняя Греция и Рим", 5-й класс 2008
Представлен интегрированный урок-игра "По страницам телепередач. Древняя Греция и Рим" по истории и технологии для учащихся 5-го класса. Использование интеграции учебных дисциплин, игровой формы проведения урока, компьютерной презентации позволяет углубить знания учащихся по культуре, интерьеру, одежде, кулинарии Древней Греции и Рима, способствует развитию творческих способностей, совершенствованию практических навыков.
-
Проектная образовательная технология в практике работы учителя истории, обществознания, культурологии 2008
В рамках реализации Концепции модернизации российского образования важно выстраивать цели исторического и обществоведческого образования при участии всех субъектов образовательного процесса: учащихся, родителей, учителей, представителей общественности, городской власти. Данная статья показывает, как через уроки истории, обществознания, культурологии, внеурочную деятельность можно усилить общественную составляющую школьного управления.
-
Разработка урока для 10-го класса. "Киевская Русь. Основные направления внутренней и внешней политики киевских князей" 2008
Представлен повторительно-обобщающий урок с элементами заочной экскурсии, с использованием элементов технологии проектной деятельности, информационных технологий, тестовой методики для контроля знаний. Наиболее ценной частью урока является подготовленная презентация, которая делает урок ярким, красочным и позволяет увидеть и проследить связь времен.
-
Виртуальный краеведческий музей "Летопись малой родины" 2008
Виртуальный краеведческий музей – это большой проект, над которым работают учащиеся и педагоги. Это совокупность ученических работ, созданных в программах Microsoft Word и Power Point. Проект призван объединить преимущества традиционного музея с преимуществами информационных технологий для успешного учебно-воспитательного процесса.
-
Повторительно-обобщающий урок по истории России XIX века в 8-м классе 2008
Урок проводится с целью повторить и систематизировать полученные знания, проследить причинно-следственные связи событий XIX века. Помогает учащимся развивать умение анализировать, сравнивать, отстаивать собственную точку зрения. Способствует воспитанию патриотизма.
-
Презентация "Помните! Через года,через века. Помните! "Цикл внеклассных мероприятий средствами школьного музея 2008
Презентация, в которой автор делится опытом проведения мероприятий по краеведению с целью воспитания патриотизма.
-
Разработка урока по теме "Борьба Руси с западными завоевателями" 2008
В материале представлена методическая разработка урока по учебно-методическому комплекту Данилова А.А., Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века". Разработка может быть использована для проведения открытого урока. Материал подобран в соответствии с возрастными особенностями учащихся. В ходе проведения занятия используются различные элементы современных образовательных технологий, в том числе информационно-комуникационных.
-
Религия, ее роль в жизни древних греков 2008
Урок истории в 5-м классе с использованием слайдов проводится как урок изучения нового материала и совершенствование умений и навыков с использованием инновационных технологий и применения исследовательского метода. Урок способствует усвоению знаний о богах Древней Греции на эмпирическом уровне, особенностях религиозных представлений (на основе внутрипредметных связей по истории Древнего Египта).
-
Урок по истории "Романовы. Начало династии" 2008
Методика изучения нового материала на уроке с использованием групповой работы в технологии развития критического мышления на примере предметного материала истории России.
-
Политические партии и партийные системы (урок обществознания в 10–11-м профильном классе) 2008
Двухчасовой урок может быть проведён в 10–11-м классе в курсе обществознания или при изучении элективного курса по политологии. По тематике и содержанию рассчитан на профильный класс. Целью урока является сформировать у учащихся устойчивое, осознанное представление о роли политических партий в жизни общества, государства и отдельного человека. По типу этот урок - педагогическая мастерская.
-
Как помочь школьнику справиться с учебной нагрузкой 2008
Как научить школьника учиться? Как сформировать мотивацию учения, навыки самоанализа, самоконтроля и самооценки. В статье я попыталась дать краткие ответы на эти вопросы.
-
Урок по краеведению на тему "Нижегородский край в древности. Первые сведения по истории края" 2008
Урок изучения нового материала в форме практической работы. Поставлены образовательные, развивающие и воспитательные цели.
-
Интегрированный урок (обществознание + история) для 9–11-х классов по теме "Право на жизнь – важнейшее из прав человека" 2008
В ходе урока были затронуты многие важные проблемы: отсутствие гарантий и механизма соблюдения права на жизнь, существование в нашей стране профашистских и экстремистских организаций, выявление причин, способствующих росту экстремизма в России и т.д. Критический подход к рассмотрению темы позволил не только заинтересовать, но и пробудить в учениках стремление способствовать улучшению правового фона вокруг себя путем осознания прав человека и гражданина как важной общечеловеческой ценности.
-
Урок истории в 6-м классе по теме "Жители Российского гоударства во второй половине XV – начале XVI века" 2008
Специфика урока в том, что учащиеся должны уяснить, как изменения в системе государственного управления изменили жизнь жителей государства. Главный акцент на уроке делается на следующих моментах: изменение положения бояр, зарождение помещичьего землевладения и ограничение свободы крестьян. При закреплении изученного материала проводится дискуссия о формах власти, о правах и обязанностях граждан современного Российского государства.
-
Урок истории по теме "Как и почему возникли деньги" в 3-м классе 2008
На протяжении всего учебного занятия ученики самостоятельно и с помощью учителя ищут ответ на проблемный вопрос «Как и почему возникли деньги?». Создаются условия для творческого самовыражения детей: ученики выступают в роли учителя, участвуют в дискуссии по вопросу «О чём может рассказать историку язык монет».
-
Предметные недели в школе. История 2008
Представлен сценарии мероприятий во время "Недели" для учащихся разных классов.
-
Урок краеведения в 6-м классе "Я – историк-исследователь" 2008
В школах Амурской области курс «Историческое краеведение» ведется третий год. Поэтому уроки краеведения – это актуальная тема и творческие возможности одновременно. Урок-практикум дает детям возможность представить себя в роли историка-исследователя. Вырабатываются учебные умения и знания, и в тоже время идет процесс создания школьной учебной и методической базы по историческому краеведению.
-
Нравственное воспитание учащихся во внеклассной работе по истории 2008
Сценарий тематического классного часа в старших классах «Пусть помнит мир спасенный…» с использованием документальных свидетельств трагических и героических страниц прошлого нашего Отечества. Представлена картина фашистских злодеяний на оккупированных территориях в годы Великой Отечественной войны и звучит предостережение о расползании разновидности современного фашизма – движения скинхедов.
-
Интегрированный урок (литература + история) по теме "Гражданин. Гражданственность. Патриотизм" 2008
Личность – это продукт социализации, в самом общем смысле так называется процесс, в котором расширяются и умножаются социальные связи индивида с внешним миром. На протяжении всего процесса социализации индивид постоянно осваивает все новые и новые виды деятельности. Поэтому очень важно использовать на своих уроках разные формы работы учащихся.
-
Респрессии в Республике Хакасия в 1920–1950 гг. 2008
Который год не сходит со страниц печати имя Сталина. Есть два противоположных лагеря - за и против. Уже написаны и перечитаны романы, воспоминания, статьи, исследования, и кажется, мы знаем уже все. Наш сегодняшнее занятие ставит своей целью обобщить фактический материал по теме «СССР в 30–50-е годы XX века», сосредоточив главное внимание на сущности сталинской диктатуры, чертах ее проявления, в Республике Хакасии.
-
Урок-практикум по теме "Гражданская война в России" 2008
Гражданская война-страшное бедствие, национальная трагедия. Каковы ее причины и последствия,кто прав и кто виноват? Как не допустить ее повторения? Все эти вопросы мы должны обсудить, сделать выводы. На уроке идет закрепление и выявление знаний учащихся по теме «Гражданская война».
-
Урок по теме "Конституция" 2008
Вашему вниманию предлагается разработка урока по теме “Конституция”, приемы и методы которого помогут сделать процесс изучения Конституции более живым и интересным. Группы работают с карточками инструкциями, рассматривая статьи о правах и обязанностях и о деятельности высших органов государственной власти. Результаты групповой работы представляются учащимися в составленных ими схемах.
-
Семинар как средство мотивации и возможности подготовки к ЕГЭ 2008
Семинар – важное средство мотивации учения и возможности подготовки к ЕГЭ для учащихся 10–11-х классов. Может быть полезно тем, кто хотел бы провести свое исследование мотивационной сферы личности учащихся. В работе затронуты не только методические, но и психологические аспекты деятельности учителя по управлению процессом обучения.
-
Применение дидактических игр при изучении хронологии 2008
Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать учебный процесс интересным и увлекательным. Игры активизируют интеллектуальную деятельность учащихся, вызывают положительные эмоции, помогают детям включить непроизвольное внимание, создают условия для усвоения учениками определенных ценностей и знаний, позволяют наладить сотрудничество между учителем и классом, между самими детьми.