Изменения, происходящие сегодня в российском обществе, напрямую затрагивают образование. Вопросы гражданского образования и воспитания выходят на первый план. Необходимо создавать условия для освоения учащимися роли гражданина в демократическом государстве, гражданском обществе. Они должны не только овладеть определённой суммой знаний, но и уметь применить их на практике, уже в школьные годы, участвуя в жизни органов школьного самоуправления, а затем в жизни страны.
Очень часто приходится отвечать на вопросы:
- Что такое гражданское общество?
- Какая разница между гражданским обществом и правовым государством?
- Существуют ли в мире государства со сформированным гражданским обществом? и ряд других.
Исходя из этого, был разработан урок “Гражданское общество”.
Цели занятия:
- Получить более четкое представление о гражданском обществе;
- Осознать сложность и важность процесса формирования гражданского общества в нашем государстве;
- Развивать умение сравнительного анализа;
- Закрепить навыки работы в группе для формирования адекватной самооценки, толерантности, доверия.
Эпиграф:
“Гражданское общество есть как бы молекулярная общественная связь, изнутри сцепляющая отдельные элементы в свободное пластическое и гибкое целое”.
С. Франк
Коллективу учащихся предлагается самостоятельное деление на группы на основе составления высказываний мыслителей из частей в единое целое.
Например, из отдельных слов, которые ребята имеют перед собой, они собирают целое высказывание и таким образом создаётся рабочая группа.
Варианты высказываний:
- “Мужество подвергается испытанию, когда мы в меньшинстве; терпимость – когда мы в большинстве”.
Р. Сокман
- “Представительный образ правления – это организованная справедливость, живой разум, вооруженная мораль”.
П. Ройе-Коллар
- “Плохие власти выбираются хорошими гражданами, которые не голосуют”.
Д. Нейтан
После деления на группы участникам предлагается выделить самостоятельно, а затем обсудить в группах и вынести на всеобщее рассмотрение признаки, характеризующие гражданское общество (мозговой штурм). Например: семья, церковь, СМИ, политические партии, союзы и т.д..
На основе признаков идёт строительство пирамиды со ступенями восхождения общества к обществу гражданскому.
Например:
Гражданское общество
Объединение по интересам
Политические
Социокультурные отношения
Рыночные отношения
Группам дается задание дать определение гражданскому обществу по уже имеющейся информации. Напоминаем, что гражданское общество,
выступая в качестве противовеса государству, способствует предотвращению деспотизма и защите гражданских свобод и прав индивида и групп индивидов. Это свободные профессиональные союзы, религиозные сообщества, правозащитные группы, организации по защите окружающей среды и другие. Организации гражданского общества обеспечивают разнообразные возможности участия граждан в общественных процессах, что позволяет учиться демократии на практике.
Понятие “гражданское общество” не отделимо от понятия “государство”.
Группам дается задание “раскатать” слова:
государство,
гражданское общество.
Например:
государство (суд, удар, дар, родство, господствует и др.);
гражданское общество (гражданин, рожден, ожидаемый, данный и др.).
Вопрос о гражданском обществе рассматривался во все времена исторического развития. Что же говорили о гражданском обществе и государстве?
Со временем некоторые части положений были утеряны, необходимо их восстановить (работа с высказываниями, восстановление предложений, заполнение пропусков).
“Фактически гражданское общество – общий знаменатель (демократии) и эффективной (рыночной) экономики”. Р. Дарендорф
“Политическое единство общества – великая (движущая) сила”. А. Александров
“Демократия- это такое устройство, которое (гарантирует), что нами будут управлять (не лучше), чем мы того (заслуживаем) ”. Б. Шоу
“Какое правительство самое лучшее? То, которое (учит) человека управлять самим собой”. Гете
“Законодательная власть – (сердце) государства, (исполнительная власть) – его мозг” Ж. Руссо
После данного этапа работы группам предлагается обсудить признаки гражданского общества, выделить главные и оформить в виде плаката – послания без использования слов на нем.
Далее оформленные плакаты передаются в другие группы, которые должны понять и объяснить содержание плаката всем членам коллектива.
Для подведения итога занятия предлагаем составить синквейн, например:
Гражданское общество
Активное, сильное
Воспитывает, защищает, регулирует
Нам строить и жить помогает
Необходимо.
- Не изменилось ли Ваше мнение о понятии “гражданское общество”?
(учащиеся дают определения понятия “гражданское общество”).
- Запишите пять шагов, которые необходимо сделать на пути к его формированию.
Вывод:
“В идеале гражданских обществ никто не строит, они развиваются самостоятельно. Гражданское общество всегда остается чем-то не завершенным, и это правильно, ибо его суть в открытости, в свободе”.
Р. Дарендорф