Цели урока:
- Обеспечить системное усвоение знаний учащихся по характерным чертам средневекового общества.
- Продолжить формирование умений анализировать и делать выводы, составлять рассказ, выделять главное, систематизировать.
- Проверить степень усвоение материала по истории средних веков.
Оборудование:
- 3 ватмана.
- 3 флага.
- Задания для групп. (см. приложение 1)
Информация для учителя: Класс заранее делиться на 3 группы, каждая группа получает флаг. Выполняя задания предложенные учителем, команды преодолевают препятствия, тем самым, продвигаясь к крепости. Группа детей первой справившиеся с заданиями – победитель – оценка “5”, вторая группа – оценка “4”, третья группа оценка“3”.
Если при выполнении заданий какая – то группа детей не справилась или ответила не верно, дается дополнительное задание.
Учитель: Ребята! Сегодня мы с вами будем штурмовать крепость. “Какую?”, - спросите вы. Действительно в классе, нет ни какой крепости. Но эта проблема решаема. Первым конкурсом будет: нарисовать схематически средневековую крепость с ее особенностями. Чья крепость будет лучшей, ту и будем штурмовать.
Выбирают наиболее удачный рисунок и вывешивают на доску.
Для того чтобы ваш флаг красовался на самой высокой башни замка нужно пройти 5 препятствий. Итак, первое препятствие.
1. РАЗГАДАЙ КРОССВОРД.
- Участники религиозных походов.
- Германцы, покорившие Галлию.
- Прибор, необходимый в мореплавании, заимствований арабами у китайцев.
- Священная книга мусульман.
- Высшее учебное заведение, появившееся в Средние века.
- Изобретатель книгопечатания.
- Родина рыцарской поэзии.
- Цветок символ междоусобной борьбы в Англии после окончания Столетней войны.
- Основатель ислама.
- Главная башня замка.
- Объединение купцов.
- Отличительный знак рода.
- Рыцари-храмовики.
- Средневековое учение, исследователи которого искали философский камень.
- Высокая, сильная и выносливая крестьянская девушка пастушка.
- Изображения, составленные из кусочков разноцветного стекла.
- Первый правитель государства франков.
2. “Оденьте” рыцаря.
Опишите вооружение средневекового рыцаря, сделай подписи к рисунку.
3. Знаете ли вы эти имена?
Соотнесите имена королей и их прозвища (соедините стрелками).
1. Пипин III (751-768) | а) Толстый |
2. Карл I (768-814) | б) Святой |
3. Людовик I (814-840) | в) Мудрый |
4. Карл II (840-877) | г) Безумный |
5. Людовик II (877-879) | д) Молодой |
6. Людовик VI (1108-1137) | е) Короткий |
7. Людовик VII (1137-1180) | ж) Благочестивый |
8. Людовик IX (1226-1270) | з) Великий |
9. Филипп IV (1285-1314) | и) Красивый |
10. Иоан II (1350 - 1365) | к) Добрый |
11. Карл V (1364-1380) | л) Лысый |
12. Карл VI (1380-1422) | м) ленивый |
4. Соотнеси событие и дату.
Каждая команда получает 14 карточек с датами и событиями. Команды должны соотнести дату и событие. Задание на скорость и правильность выполнении.
500 г. | Возникновение государства у франков. |
863 г. | Создание Кириллом и Мефодием славянской письменности. |
1054 г. | Разделение христианской церкви на Западную и Восточную. |
1096-1291гг. | Крестовые походы. |
1265 г. | Возникновение английского парламента. |
1302 г. | Созыв Генеральных штатов во Франции. |
1337-1453 гг. | Столетняя война. |
5. Штурм крепости.
Учитель: Итак, вам осталось преодолеть последний этап – штурм башни. Эта башня – основа всей крепости, как понятие “феодализм” является основой курса средних веков.
Команды получают по чистому листу бумаги, на которой должны записать основные черты феодализма. Задание на правильность и быстроту. Затем каждая команда по очереди зачитывает по одному признаку.
Подведение итогов. Выставление оценок.
Дополнительные задания.
1. Когда и почему мы так говорим.
а) Бросить перчатку.
б) За круглым столом.
2. Упражнение “А, Б, В”.
Средневековое общество состояло из трех больших групп людей. Образно люди того времени представляли его так:
А – крестьянство
Б – рыцарство
В – духовенство
Приходские священники 1. Ремесленники 2. Графы 3. Архиепископы 4. Бароны 5. Маркизы 6. Епископы 7. |
А Б В |
8. Рыцари 9. Крестьяне 10. Король 11. Монахи 12. Аббаты 13. Папа римский 14. Купцы |
Литература:
- . О.В. Арласланова, К. А. Соловьев. Поурочные разработки по истории средних веков. М., “Вако”, 2004г.
- М.А. Субботина. Игры и занимательные задания по истории. М., “Дрофа”, 2003 г.
- Т.А. Кулагина. Сто игр по истории. М., “Просвещение”, 1993 г.