Цели:
- закрепить и расширить имеющиеся знания о развитии русской культуры данного периода (на примере живописи и театра);
- формировать эстетические представления учащихся;
- совершенствовать навыки работы с электронными средствами обучения.
План
- Живопись первой половины XIX века.
- Театр первой половины XIX века.
Первый этап работы - “Экскурсия по Третьяковской галерее”
Выполнить задания № 1, 2, предложенные на инструктивной карте.
Для выполнения работы класс делится на группы.
Учащимся предлагается просмотреть 16 иллюстраций художников изучаемого периода, которые находятся в Третьяковской галерее, отобранных на сайтах Интернет. Из них 6 картин ранее на уроках не демонстрировались, поэтому их авторы и названия приводятся в инструктивной карте. С остальными они знакомились на предыдущем уроке.
Учащиеся работают в группах самостоятельно, используя компьютер.
Цели:
- Проверить, насколько прочно усвоены принципы ведущих стилей в живописи данного периода, закрепить полученные знания.
- Выявить, как учащиеся умеют применять приобретённые знания на практике, совершенствовать эти умения.
Задание №1
Просмотреть иллюстрации, отобрать те, которые относятся к направлению:
- классицизм (1-группа)
- романтизм (2-я группа)
- реализм (3-я группа)
- критический (бытовой) реализм (4-я группа)
Группа экспертов: определить стиль всех произведений, сделать выводы, в чём преемственность с предыдущим этапом развития живописи, что нового.
Предложены уже знакомые картины:
К.П. Брюллова: “Последний день Помпеи”, “Автопортрет”, “Всадница”;
А.Г. Венецианова: “Жатва”, “Весна. На пашне”;
В.А. Тропинина: “Кружевница”, “Портрет сына”;
А.А. Иванова: “Явление Христа народу”;
П.А. Федотова: “Сватовство майора”, “Утро чиновника, получившего первый крестик”.
Картины, не демонстрировавшиеся на уроках:
1.О.А. Кипренский, портрет А.С.Пушкина.
2. М.Клодт, “На пашне”.
3. К.П. Брюллов, “Осада Пскова войсками Стефана Батория”, портрет сестёр Чернышовых.
4. А.Г. Венецианов, “Крестьянка с васильками”.
5. А.Акимов, “Самосожжение Геркулеса”
Задание №2
Отобрать картины в соответствии с заданием, записать в тетрадь название картины и автора.
Задание № 3
Раскрыть особенности стиля на примере выбранных картин.
Группа экспертов – оценить правильность и полноту ответов.
Задание №4 для всего класса:
Определить, о ком или о творчестве какого художника эти слова:
“Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие” (П.М. Третьяков)
..Это гоголевский смех – “смех сквозь слёзы”. Смеясь и плача, художник обличает гнусные законы, торжествующие в жизни, которые превращают брак в торговую сделку, возвышают на служебной лестнице людей низких и подлых. Незримо за смешными ситуациями и неудачливыми героями встаёт страшный мир, в котором живут мелкие людишки и царит чудовищная несправедливость. (О творчестве П.АФедотова.)
Его герои менее сложны, в них нет внутренней взволнованности, их духовная жизнь не так богата. Они простые, “ домашние”, но в них всегда есть правда характеров и той обстановки в которой живут его герои.они как бы сочетают портрет и быт жизни. (О творчестве Тропинина В.А.)
Подведение итогов первого этапа
Оценить себя, учитывая комментарии экспертов и замечания учителя, на основании предложенных в инструктивной карте критериев:
“3” - воспроизведён материал предыдущего урока, не определены вновь предложенные картины.
“4” - использован новый материал, но были недочёты.
“5” - задание выполнено полностью, ошибок и недочётов не было.
Второй этап урока
Цели:
- Составить представление о театре первой половины XIX века.
- Совершенствовать навыки работы с электронными средствами обучения.
На данном этапе работа организуется с материалами электронного учебного пособия “История искусства”.
Задание №5
Ход работы
1 – открыть “Конструктор энциклопедий”
2 – открыть “11 класс”
3 – открыть “Драматический театр XIX века”
Выбрать сведения:
- об актёрах: Каратыгине, Мочалове, Садовском, Щепкине, драматурге Островском
- о театрах: Александринском, Малом театре, о зрительном зале Малого театра, о костюме романтического героя.
Проверка усвоения данного материала. Учащимся предлагается выполнить тест, ответив на вопросы:
- “...он играл образы благородных и страстных бунтарей...” (Мочалов)
- Родоначальник династии актёров, прославился ролями в спектаклях по произведениям Н.В.Гоголя (Садовский)
- Об этом актёре Малого театра говорили, что “он – наш второй университет...” (Щепкин)
- Ему особенно удавались роли идеальных героев, полководцев, царей, великих людей (Каратыгин)
- Здание этого театра в Москве построил архитектор О.Бове (Малый театр)
- Этот театр построил в Петербурге К.Росси
- Его герои воплощали в себе “тёмную, но страстную” Россию (А.Островский)
Тест и затем правильные ответы демонстрируется на экране через медиапроектор. Учащиеся отвечают индивидуально. Ответы проверяются карте:методом взаимопроверки и оцениваются по критериям в инструктивной
“5” – все ответы верны
“4” – допущена одна ошибка
“3” – допущены две ошибки
Подведение итогов:
На основании полученных оценок учащиеся выставляют себе общую оценку за урок. Комментарии учителя.
Делаются общие выводы о месте, роли, особенностях искусства данного периода.
Домашнее задание:
Назовите самые значительные произведения русской культуры изучаемого периода. Как они связаны с историческими событиями того времени?
Работа выполняется письменно.
САМОАНАЛИЗ УРОКА (преимущество использования КТ)
Уроки по теме “Культура России” являются наиболее сложными для учителя по причине отсутствия наглядного материала: иллюстрации в учебнике или отсутствуют, или невзрачны и, как правило, малочисленны. Не случайно итоги абитуриентских экзаменов в вузах ежегодно фиксируют наиболее низкие знания именно по данной теме. Вместе с тем, посредством изучения этих разделов на уроках истории выполняется задача совершенствования эстетических представлений учащихся, формируется интерес к предмету, чувство уважения к её выдающимся деятелям, расширяется их кругозор. Большие возможности для повышения эффективности выполнения этих задач предоставляют медиаресурсы.
Для проведения данного урока были использованы материалы, предварительно отобранные на образовательных сайтах Интернет а также разделы электронного учебного пособия “История искусства” ООО “Кирилл и Мефодий” (Методическая поддержка on-line www SCHOL .ru)
Помимо вышеназванных задач, решалась ещё одна: развитие навыков работы с компьютером. Исходя из вышесказанного, работа на уроке строилась так, чтобы учащиеся максимально использовали все предложенные возможности.
Этапы урока | Деятельность учащихся | Преимущество использования КТ |
Проверка и применение знаний 10-12 минут |
Работа с 16 иллюстрациями картин художников первой половины 19 века, представленных на компьютере; выполнение заданий №1-3 | Возможность видео-экскурсии по залам известных музеев |
Новый материал 15 минут |
Работа с электронным пособием. Выполнение заданий №5. Учащиеся работают с электронным пособием “История искусств” (раздел “Конструктор энциклопедий). Цель- поиск и присвоение информации по вопросу “Театр России в первой половине 19 века” | Поиск и использование информации в справочных разделах электронных пособий. Дополнительная наглядность. |
Проверка усвоения информации 5 минут |
Учащиеся выполняют тест по самостоятельно изученному материалу. Вопросы представлены на экране. Цель- проверка усвоения знаний | Экономия времени на уроке |
Ещё одно важное преимущество использования компьютера на всех этапах данного урока - индивидуальный ритм работы на этапах урока: возможность вернуться к фрагменту, задержаться на нём.