Цели урока:
- дать представления о блокаде Ленинграда, причинах ее возникновения, о героизме жителей блокадного города;
- развивать умение анализировать исторические события, систематизировать исторический материал;
- содействовать воспитанию чувств патриотизма, уважения к жителям Ленинграда, гордости за свою страну.
Оборудование: карта «Великая Отечественная война», ТСО, проигрыватель (фонозапись - 7 симфония Д.Шостаковича, документальный фильм «Дневник Тани Савичевой»), открытки современного Петербурга, муляж дневного пайка хлеба - 125 гр, раздаточный материал (отрывки из дневников жителей блокадного Ленинграда).
Ход урока
1. Сообщение темы и целей урока.
2. Слово учителя с фоно, видео иллюстрациями.
3. Работа с историческими источниками (учащимся заранее раздаются отрывки из дневников жителей блокадного Ленинграда).
4. Рефлексия - составление синквейна (самостоятельная работа учащихся).
5. Подведение итогов. Минута молчания.
Оформление доски
1. Даты: 8 сентября 1941 г. - начало блокады Ленинграда 27 января 1944г. — снятие блокады
2. Таблица «Ежедневный хлебный паек (в граммах)»
Категория населения | октябрь 1941 г. | Ноябрь 1942 г. |
Рабочие | 400 | 250 |
Дети до 12 лет | 200 | 125 |
3. Хлеб состоял:
10% - вода
10%- целлюлозная мука
80%-суррогат и заменитель
Эпиграф:
Мы предчувствовали полыханье
Этого трагического дня.
Он пришел. Вот жизнь моя, дыханье,
Родина! Возьми их у меня!
О.Берггольц
1. Обоснование темы, цели урока, актуализация темы, мотивация.
2. Показать на карте Ленинград, рассказать о его географическом расположении.
Учитель. В сер. августа 1941 г. Фашистские соединения обошли позиции Красной Армии по р.Луга и вначале сентября прорвались к Ладожскому озеру, тем самым Ленинград был отрезан с суши. Сталин назначает командующим Ленинградским фронтом Г.К.Жукова 12 сентября Жуков прибыл в город, принятые им меры не только остановили противника, но и отбросили от ближайших окраин города, к концу сентября угроза захвата города была ликвидирована. Оборона города - это особая страница в истории Вов. Наш урок посвящен жителям Ленинграда, блокадникам.
Гитлер утверждал: «Ленинград немедленно падет, никто оттуда не освободится, никто не прорвется через наши мины, Ленинграду суждено умереть голодной смертью.» Немецкие диетологи уверили Гитлера, что весной 1942 г. Ленинград падет, что население города умрет своей смертью, просто не может не умереть, а они выжили.
Из плана «Барбаросс» известно, что именно армия группы «Север» должна была захватить Ленинград. В эту группу вошло 29 дивизий, 500 тыс. человек, войска были отлично вооружены. В планах немецкого командования захвату города отводилось важное место, захват Ленинграда по расчетам немецких генералов должен был предшествовать взятию Москвы. А сам город Гитлер хотел стереть с лица земли, а на его месте создать искусственное озеро.
Когда начинается блокада в городе находилось 2,5 млн. человек. С сентября город подвергся систематическим бомбардировкам.
В 1941 г. Наступила неожиданно ранняя зима. С этого времени любой вопрос в Ленинграде становился вопросом жизни и смерти. Жизнь и смерть в самом прямом смысле этого слова зависели от того,
- по какой стороне улицы идти;
- надежно ли бомбоубежище;
- далеко ли идти за водой;
- при тебе ли твои продовольственные карточки или ты потерял их.
С первых дней сентября были введены продовольственные карточки. Единственной связью с большой землей - Ладожское озеро, как только Ладожское озеро замерзло, оно становится «дорогой жизни». Уничтожить «дорогу жизни» немцы стремились постоянно, в первые недели расстреливали машины, бомбили, разбивали лед, поэтому было принято решение установить прямо на льду зенитные орудия (прил. 1).
С ноября 1941 г. Норма выдачи хлеба сокращается, а с декабря в городе начиняется голод (прил1). В пищу шло все, люди отдирали обои, на обратной стороне которых сохранились остатки клейстера, сваренного на картофельном крахмале. Чтобы заглушить ни с чем не сравнимые страдания от голода из домашних аптечек выбирали все, что можно употребить в пищу: вазелин, глицерин, касторку, из столярного клея варили суп.
Помимо голода пришли и другие бедствия, в конце ноября ударили морозы под -400 , замерзли водопровод, канализация, и воду брали из Невы (прил.1). Вскоре заканчивается топливо, в домах погас свет, т.о. в декабре 1941 г. город оказался в ледяном плену. В декабре 1941 г. были зафиксированы случаи каннибализма.
Сначала видели убитых бомбами, снарядами. Потом стали появляться убитые голодом, их какое-то время не то, что не замечали - боялись понять до конца, что это означает, что надвигается на город.
Галина Петрова училась в мединституте, и она в числе первых увидела умерших от элементарной дистрофии. Но увидев труп на улице, она, без двух дней врач, испугалась, - не мертвого человека, а массового голода, который вдруг увидела.
Уже к лету 1942 г. официально зарегистрировано 1,2 млн. смертей. Сначала умирали пожилые, больные и ослабленные, потом те, кто целенаправленно жертвовал собой, спасал тем самым своих близких, многие ленинградцы считали, что он выжили благодаря тому, что мертвые спасая живых, оставляли им свой паек. Пискаревское кладбище в Петербурге самое крупное кладбище в мире, огромная братская могила. В марте 1942 г. там было захоронено 130 тыс. человек. Одинаковые шансы были у детей и взрослых. Из всех родившихся детей до 1942 г. умер каждый второй. Самая высокая смертность была зафиксирована в январе 1942 г. - за один месяц умерло 96751 человек.
Но город жил и боролся. Заводы продолжали выпускать продукцию для фронта. На знаменитом Кировском заводе продолжали делать танки, хотя завод периодически бомбили, в цехах возникали пожары, но никто не покидал рабочих мест.
В это время работали театры, ставились новые спектакли, работали музеи, работало ленинградское радио.
10 декабря 1941 г. в Эрмитаже прошло торжественное заседание, которое было посвящено 500-летию поэта и ученого Алишера Навои. Один из ученых - Н. Лебедев прочитал свои переводы стихотворений Навои, у него была последняя стадия дистрофии — и в зал его внесли друзья.
Зимой 1942 г. было принято решение создать симфонический оркестр, музыкантов искали по всему городу, если струнную группу собрали сразу, то с духовой возникла проблема, т.к. люди просто физически не могли дуть в инструменты, некоторые падали в обморок прямо на репетиции. 9 августа 1942 г. состоялась премьера 7-ой симфонии Д.Шостаковича, которую потом назовут «Ленинградской». Зал был переполнен, чтобы концерт состоялся, артиллеристы непрерывно обстреливали противника, и ни один самолет не проник в воздушное пространство Ленинграда. О. Берггольц по радио читала свои стихи, обращаясь к героическому Ленинграду. 4 марта 1942 г. возобновились спектакли театра музыкальной комедии- шла «Сильва». Летом стали работать кинотеатры.
27 января 1944 г. блокада была снята. Разные исследования позволили назвать цифру 1 млн. 200тыс. погибших в блокадном Ленинграде. Когда была полностью снята блокада в Ленинграде осталось лишь 560 тыс. жителей. За выдающиеся заслуги перед Родиной, за мужество и героизм Ленинград награжден орденом Ленина, медалью «Золотая звезда». Ленинград город-герой.
Обратить внимание учащихся на открытки современного Петербурга. Напомнить, что в планах Гитлера было уничтожить Ленинград и подвести
ребят к тому, что страна могла лишиться одного из самого прекрасного города (прил. 2).
3. Отрывки из дневников ленинградцев-блокадников.
Сентябрь 1941 г., Юра Рябинкин: «Занятия в школе не состоялись. Неизвестно, когда будут. Продукты продают только по карточкам. Даже спички и соль... Настанет голод... Завтра мне должно было бы быть 16 лет. Мне - 16 лет! Мама дала мне 5 рублей. Решил себя порадовать и купил шахматный учебник... Немцы танками прут, а нас учат бороться не танками, а связками гранат.» Октябрь 1941 г.: «От голода так и скребет в животе... А ведь я сегодня все-таки пообедал... Сказывается отсутствие хлеба... Жить по такой норме я согласился бы на время, но чтобы не уменьшали норм, а ведь это обязательно будет... Зачитался романом Дюма «Графиня Монсоро» - увлекательная вещь. Мама две бутылки пива выменяла на 400 г хлеба... На фронтах положение дрянь». «Ноябрь. Теперь я мало забочусь о себе. Сплю одетым, слегка прополаскиваю разок утром лицо, рук мылом не мою, не переодеваюсь. В квартире у нас холодно, темно... Я здесь живу в голоде, холоде, среди блох... Сегодня вечером после тревоги сходил в магазин. В рукопашной схватке, в огромной тесноте, такой, что кричали, стонали, рыдали взрослые люди, удалось ценой невероятных усилий пробиться без очереди и получить 190г сливочного масла и 500г колбасы из кононы с соей... Хлеба дают теперь на человека 125 г. в день. Как бы я поел сейчас хлеба, хлеба. Мама говорила, что голод, который мы переживаем, хуже того, что был в 1918 г.».
Декабрь, Лидия Охапкина: «Один раз на рынке-толкучке удалось с рук купить столярного клея. Из него тогда варили студень. Вот я тоже варила, и мы его ели... Другой раз мне удалось купить кожу свиную. Она была повкусней, но ее надо было варить долго, чтобы она размякла».
Фаина Прусова: «По совету одной старушки сварила обои. Но стало так противно - тут же выбросила, только воду испортила. Сварила и ремень (дворник посоветовал) - тоже мутная , грязная вода. Вылила. . . И вот здесь мы дали все друг другу слово - не психовать, не есть всякую дрянь, и будь что будет. . . Дома я соблюдаю чистоту. Думаю, что это нас поддержало. Подаю всегда на тарелочке. . . Воды не было - ходила на Неву с бидончиками. . . Да, люди едят кошек, собак. . . А я радуюсь, что дети мои не теряют человеческого образа».
Декабрь 1941 г., Юра Рябинкин: «Каждый прожитый мною день приближает меня к самоубийству. . . выхода нет. Тупик. . . Голод. Страшный голод. . . Какой страшный голод! Но я хочу жить! Я потерял свою честность. . . я постиг свой удел. . . Сегодня, возвращаясь из булочной, я взял довесок хлеба от мамы и Иры граммов в 25 и укромно съел. . . Я скатился в пропасть, названную полнейшим отсутствием совести, бесчестием и позором... Я недостойный сын своей матери». «3 января 1942 г.: ... Я хочу так страстно жить, веровать, чувствовать. Но смерть, смерть прямо в глаза. . . Я весь обовшивел. . . Что мне делать, о Господи? Я ведь умру, умру, а так хочется жить, уехать, жить. . . Нет никакой надежды».
4. Самостоятельная работа учащихся - составление синквейна. Синквейн - это пятистрочная строфа. «Сind» во французском языке значит пять. Определите свое отношение к рассматриваемому событию, используя всего пять строк:
1 строка - одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна (существительное);
2 строка - два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3 строка- три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4 строка - представляет собой фразу, короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5 строка - синоним ключевого слова (существительное)
Образцы синквейна учащихся.
Ленинградцы.
Живые и мертвые.
Сражались, трудились, надеялись.
900 дней блокады выстояли.
Мужество.
(Овчинников Стас 9 «Б»)Ленинградцы.
Мужественные и отважные.
Страдали, надеялись, жили.
Выжили и доказали, что сильнее фашистов.
Слава!
(Битюкова Настя 9 «Б»)Оборона.
Героическая и трагическая.
Трудились, спасали, воевали.
Оборона Ленинграда - это самая героическая страница Вов.
Победа!
(Емельянова Наташа 9 «А»)
5. Итог урока.
Учитель. Почтим минутой молчания память погибших солдат, защищавших город, жителей блокадного Ленинграда.