Проблемно-дискуссионное игровое моделирование на уроках истории

Разделы: История и обществознание


Тема: «Зарождение революционного народничества и его идеология»

Цели урока:

  • Ознакомление с деятельностью революционного народничества и его идеологией.
  • Развитие общеучебных навыков, умения анализировать историческую информацию; вовлечение всех учащихся в активный учебный процесс.
  • Формирование оценочных суждений.

Оборудование: учебник «История России. XIX век. 8-й класс» (Данилов А.А., Косулина Л.Г. М.: Просвещение, 2005; Казиев С.Ш., Бурдина Е.Н. Учебное пособие по истории России М.: Лист, 1997; карта «Революционное движение в России с 1861 г. до конца XIX века», «Национально-освободительное движение в Европе в XIX веке»; портреты М.А. Бакунина, П.Л. Лаврова, П.Н. Ткачева.

Опережающее задание: прочитать соответствующий материал в учебнике и дополнительной литературе.

Подготовительный этап игры, распределение ролей.

  • Класс делится на равноценные группы, в каждой группе есть «сильные» и «слабые» ученики. Учитель объясняет им задание.
  • Перед уроком на доске вывешиваются карты, портреты идеологов революционного народничества.
  • Задания группам раздаются перед началом урока.
  • Парты сдвигаются таким образом, чтобы члены каждой группы сидели вместе; выступающая группа выходит к доске.
  • Учитель координирует игровые действия, осуществляет опосредствованное руководство действиями участников, то есть регулирует ход занятия. При необходимости корректирует выступления учащихся, вовлекает большее число школьников в игру, кратко резюмирует по ходу их деятельность, поощряет словом активных игроков.

План урока:

– вступительное слово учителя, постановка проблемы;
– объяснение учителем задания для групп;
– подготовка выступлений участниками групп;
– выступление группы;
– вопросы оппонентов и ответы на них;
– итоговые вопросы;
– заключительное слово учителя;
– подведение итогов игры;
– выставление оценок по группам;
– анализ и самоанализ выступлений учащихся;
– домашнее задание.

ХОД ИГРЫ

Вступительное слово учителя. Начатые Александром II преобразования на некоторое время стерли четкую грань между требованиями различных политических сил. Общественная атмосфера была такова, что и консерваторы, и либералы, и часть революционеров выступали за отмену крепостного права, смягчение политического режима и возлагали надежды на нового императора. Но каждая из этих сил ждала от власти таких действий, которые соответствовали бы ее собственным представлениям о реформах. И когда эти представления и реальные шаги правительства не совпадали, представители общественных сил пытались воздействовать на правящие круги, используя различные методы.
Мы уже познакомились с методами борьбы либералов и консерваторов, а сегодня узнаем, какими методами пытались изменить российский госстрой 70–80-х гг. XIX века революционеры-народники.

Постановка проблемного вопроса:  Как вы считаете, почему «хождение в народ» революционеров-народников потерпело неудачу?

Задание для первой группы учащихся – «сборной» революционеров-народников:

1. Назовите причины роста революционного движения в 70–80-х гг. XIX века.
2. Что послужило поводом для действий революционеров-народников?
3. Каковы были основные идеи революционного народничества? На сколько крыльев (направлений) оно разделилось? Почему?

Задание для второй группы учащихся – революционеров бунтарского движения:

– Представьте и защитите бунтарское направление революционного народничества по плану:

1. Краткая «автобиографическая» справка – представление теоретика движения – М.А. Бакунина.
2. Обоснование избранного направления борьбы.
3. Применяемая тактика.
4. Программа движения (идеология).
5. Издаваемые документы.

Задание для третьей группы учащихся – революционеров пропагандистского движения:

– Представьте и защитите пропагандистское направление революционного народничества по плану:

1. Краткая «автобиографическая» справка – представление теоретика движения – П.Л. Лаврова.
2. Обоснование избранного направления борьбы.
3. Применяемая тактика.
4. Программа движения (идеология).
5. Выпускаемый журнал.

Задание для четвертой группы учащихся – революционеров заговорщического движения:

– Представьте и защитите заговорщическое направление революционного народничества по плану:

1. Краткая «автобиографическая» справка – представление теоретика движения – П.Н. Ткачева.
2. Обоснование избранного направления борьбы.
3. Применяемая тактика.
4. Программа движения (идеология).
5. Выпускаемый журнал.

(Для подготовки задания группам выделяется 10 минут.)

Примерное содержание выступлений групп

(В группе каждый ученик выступает поочередно)

Выступление первой группы

1-й уч-ся. Причинами роста нашего революционного народнического движения в 70–80-е годы XIX века являлось следующее:
а) мы, радикально настроенная интеллигенция, недовольны умеренным характером реформ, проводимых госвластью, а именно:
– сохранением помещичьего землевладения;
– обременительными для крестьян условиями выкупа земельного надела и введением временнообязанного состояния;
б) мы считаем, что реформа была встречена народом враждебно; доказательством являются выступления крестьян Пензенской губернии и в с. Бездна Казанской губернии. (Показывает по карте.)

2-й уч-ся. Поводом для начала наших действий послужило следующее:
а) медлительность правительства при претворении реформ в жизнь;
б) непоследовательность самого Александра II, сохранение им на ведущих постах многих деятелей николаевского времени.

3-й уч-ся. Основные идеи нашего революционного движения следующие:

а) капитализм в России – явление чуждое, насаждаемое «сверху»;
б) у России особый путь исторического развития;
в) будущее России – социализм, минуя капитализм;
г) самодержавие в стране не имеет социальной опоры;
д) ячейка социализма в стране – крестьянская община;
е) руководящая сила крестьянства – партия революционеров-профессионалов.

4-й уч-ся. В результате возникших разногласий в нашей среде революционного народничества мы разделились на три крыла: бунтарское, пропагандистское и заговорщическое.

Примерные вопросы оппонентов к первой группе

– Как вы собирались решить вопрос выкупа крестьянами земельных наделов? Где бы вы взяли средства на это? Что бы вы сделали с помещичьим землевладением, с помещиками?
– Известно, что сохранение крестьянской общины – это феодально-крепостнический пережиток, тормозивший социально-экономическое и политическое развитие России, вызвавший ее отсталость от стран Запада. Как, на ваш взгляд, сохранение крестьянской общины сказалось бы на дальнейшем развитии страны? Каким образом вы собирались преодолеть ее отсталость?
– В чем ошибочность избранной вами идеологии?

Выступление второй группы

1-й уч-ся. Я, Михаил Александрович Бакунин, идеолог анархического крыла народничества. Годы жизни 1814–1876. Родился в просвещенной дворянской семье, учился в Артиллерийском училище в Петербурге. В 1835 году вышел в отставку в чине прапорщика, затем выехал в Германию для учебы в Берлинском университете. Участвовал в европейских революциях 1848–1849 годов. Дважды меня приговаривали к смертной казни: сначала саксонский суд, а затем – австрийский. Потом меня передали России, где сослали в Сибирь. В 1861 году бежал из ссылки за границу.

(Выступающий ученик может держать портрет Бакунина перед собой одной рукой, а другой рукой сопровождать свой рассказ показом по карте.)

2-й уч-ся. Мы представляем бунтарское крыло революционного народничества.

3-й уч-ся. Наша тактика – призывать крестьян к бунту, ибо социальная революция, которая является нашей конечной целью, может быть достигнута только посредством крестьянского бунта!

4-й уч-ся. Считаем, что наша цель должна быть реализована следующим путем:
а) переходом в России от капиталистического общества к коммунистическому через социальную революцию, где все средства производства (земля, промышленные и сельскохозяйственные предприятия) будут принадлежать всему обществу и исчезнет эксплуатация человека человеком;
б) в отличие от К.Маркса, мы считаем, что главной силой революции будет не пролетариат – рабочий класс, а «умственный пролетариат» – интеллигенция. Так как диктатура пролетариата, навязывающая коммунизм, может вызвать у крестьян бунт, на его подавление отправят вооруженную армию, в ней обязательно окажутся честолюбивые генералы, отсюда только шаг до появления диктатора. По мнению нашего идеолога М.А. Бакунина, подавив крестьянский бунт, коммунистическое государство поручит своим чиновникам «заведовать обработкой земли и выплачивать заработок крестьянам, что приведет к ужаснейшей безурядице, к плачевному расхищению и гнуснейшему деспотизму».

Ученик в роли Бакунина. Я за стихийный народный бунт! Даже если он будет «бессмысленным и беспощадным»! Я против самодержавия! Русский народ всегда был бунтарем, но его должны разбудить мы, интеллигенция – «умственный пролетариат». Я обращаюсь к молодежи: бросайте же скорее этот мир, обреченный на гибель. Бросайте эти университеты, академии, школы, ступайте в народ, чтобы стать «повивальной бабкой» самоосвобождения народного, спасителем народных сил и усилий.

2-й уч-ся. Высшим злом является государство, мы за анархию. Причина всех народных бед – частная собственность. Наш лидер предлагает взамен государства свободную организацию «снизу вверх» – рабочих ассоциаций (союзов), групп, общин, волостей, областей и народов. В этом свободном обществе должен осуществиться принцип самоуправления народа. Мы считаем, что после победы «социальной революции», на следующий же день, небольшие объединенные группы революционеров на всей территории России ненавязчиво, без корысти, будут убеждать и вести народные массы к созданию народного самоуправления, при котором «волости собственным народным движением соединились в уезды, уезды в области, области образовали бы между собою федерацию».

5-й уч-ся. Изложенные нами взгляды содержатся в работе М.А. Бакунина «Государственность и анархия».

Примерные вопросы оппонентов ко второй группе

– В своей работе вы призываете молодежь не учиться, идти в народ, т.е. быть такими же невежественными, как он. Так откуда же взяться интеллигенту в условиях всеобщей безграмотности? Кто научит народ самоуправляться?

– Предлагаемые вами рабочие ассоциации, группы и т.д. – это, по сути, коммуны. Из истории мы знаем, что коммунистические общины быстро распадались из-за возникавших в них неразрешимых социальных противоречий. Причем коммуны были малочисленные, а вы собрались объединить в самоуправляющуюся общину все государство – не приведет ли это к «ужаснейшей безурядице» и плачевному развалу? Аргументируйте свои возражения.

– Признаете ли вы, что ваши взгляды на переустройство России глубоко ошибочны? А анархия – это заблуждение?

Выступление третьей группы

1-й уч-ся. Я, Петр Лаврович Лавров, являюсь идеологом пропагандистского крыла в народничестве. Годы жизни 1823–1900. Родился в богатой дворянской семье, окончил Петербургское артиллерийское училище и Артиллерийскую академию. Преподавал математику в военных учебных заведениях, дослужился до чина полковника. С 1857 года выступал со статьями по педагогике, философии, истории. В 1862 сблизился с Чернышевским, вступил в общество «Земля и воля». В 1866 г. был арестован, предан военному суду и выслан в Вологодскую губернию. В 1870-м бежал из ссылки в Париж. С 1872 по 1876 г. редактировал издававшийся за границей журнал «Вперёд!». Журнал пользовался значительным влиянием в среде русских революционеров».

2-й уч-ся. Мы выбрали пропагандистское направление в революционном народничестве потому, что, в отличие от бакунинцев, не преклоняемся перед стихийным бунтом.

3-й уч-ся. Наша тактика – это длительная пропагандистская работа интеллигенции среди крестьянства как подготовка «социальной революции».

4-й уч-ся. Для осуществления нашей идеи нужно незначительное меньшинство лучших людей общества – «критически мыслящие личности», имеющие основательную научную подготовку. Мы должны запастись терпением, идти в народ и при помощи пропаганды помочь ему уяснить его потребности и силу. Построив справедливое социалистическое общество, интеллигенция сможет «оплатить» свой «долг народу». Ведь мы получили образование и другие жизненные блага только благодаря трудам и лишениям многих поколений народа».

5-й уч-ся. Наше печатное издание – журнал «Вперед!».

Примерные вопросы оппонентов к третьей группе

– Насколько эффективной была ваша пропаганда в народе? Сколько процентов крестьян стали вашими единомышленниками?
– Почему ваши идеи не осуществились? Признаёте ли вы ошибочность своей идеологии?
– Как бы вы охарактеризовали деятельность тургеневского героя Базарова? Как вы считаете, он принадлежал к вашему направлению?

Выступление четвертой группы

1-й уч-ся. Я, Петр Никитич Ткачев, являюсь идеологом заговорщического направления в народничестве. Годы жизни 1844–1885. Родился в небогатой дворянской семье, в 1861 г. поступил на юридический факультет Петербургского университета. Как один из зачинщиков студенческих волнений был заключен в Петропавловскую крепость. С 1862 г. печатался в различных журналах. В 1871 г. был осужден за революционную деятельность. В 1873 г. бежал из ссылки за границу. Сотрудничал с Лавровым в журнале «Вперед!», а после разрыва с ним стал издавать в Женеве журнал «Набат». В конце 1882 г. тяжело заболел и последние годы жизни провёл в психиатрической больнице.

2-й уч-ся. Мы избрали заговорщическое направление революционного народничества потому что, в отличие от «бакунинцев» и «лавровцев», полагаем, что крестьянство не способно самостоятельно осуществить революцию.

3-й уч-ся. Наша тактика – захват власти путём заговора группы революционеров. Крестьяне не способны осознанно подняться на бунт.

4-й уч-ся. Революция должна принять форму переворота, который совершит наша строго законспирированная организация, члены которой прошли строгий отбор и подчиняются железной дисциплине. Но предварительно наша организация должна «расшатать» существующую власть путем террора.

1-й уч-ся. Я против анархизма! Я считаю, что разрушение государства невозможно. В ходе революции должна произойти замена старых государственных институтов на новые, революционные.

5-й уч-ся. Наш печатный орган – журнал «Набат», издавался в Женеве.

Примерные вопросы оппонентов к четвертой группе

– Докажите, что методом индивидуального террора против отдельных чиновников и царя, можно коренным образом изменить существующий строй.
– Считаете ли вы свою идеологию ошибочной?
– Ваши методы борьбы за счастье народа сделали его более несчастным. Ваша тактика сродни деятельности банды уголовников. Что вы скажете себе в оправдание?

Итоговые вопросы учителя

– В чем сходство и различие взглядов М.А. Бакунина, П.Л. Лаврова, П.Н. Ткачева?
– Выделите характерные черты народничества?
– Как вы считаете, почему «хождение в народ» революционеров-народников потерпело неудачу?

Заключительное слово учителя. В 1874 г. «хождение в народ» революционеров-народников потерпело неудачу. Идеи Герцена и Чернышевского, развитые Бакуниным, Лавровым и Ткачевым, стали основой деятельности революционных народнических организаций. В зависимости от обстановки среди народников усиливалось влияние взглядов либо Бакунина, либо Лаврова, либо Ткачева. Революционное движение стало мощным фактором общественной жизни пореформенной России. Но «хождение в народ» и террор народников не подтолкнули крестьян к революции. Стремившиеся к переустройству жизни на основах «общинного» социализма революционеры не сумели претворить свою программу в жизнь. Идеология бунтарского, пропагандистского и террористического направлений показала, со временем, свою утопичность.

Подведение итогов игры: выставление оценок группам, анализ и самоанализ выступлений учащихся.

Домашнее задание. § 25 повторить, ответить на вопросы после параграфа; приготовить сообщения о Н.Г. Чернышевском, А.И. Герцене.

(Можно задать опережающие сообщения об организаторах и руководителях «Земли и воли», «Черного передела», «Народной воли».)