Цели урока:
- ознакомить учащихся с нормандским завоеванием Англии;
- определить последствия завоевания для населения Англии;
- развивать навыки ориентирования по карте (Ла-Манш, Лондон, Гастингс, Франция, Англия);
- активизировать лексику по теме «Характер», «Внешность» при описании исторических личностей;
- развивать навыки чтения с извлечением конкретной информации и детальным пониманием;
- познакомить учащихся с народным героем Англии Робин Гудом и Вильгельмом Завоевателем;
- воспитывать у учащихся интерес и уважение к культуре и истории Англии.
Оборудование и инвентарь:
- карта Великобритании на английском языке;
- контурная карта и атлас для каждого учащегося;
- тексты «William the Conqueror» [2], «Robin Hood» [2];
- словарь незнакомых слов (Wordlist);
- портреты Вильгельма Завоевателя <Рисунок 1> и Робин Гуда <Рисунок 2>;
- тест для самоконтроля на доске.
Wordlist
- to sail – плыть;
- to reach – достигать;
- Duke — герцог;
- battle of Hastings – битва при Гастингсе;
- William the Conqueror – Вильгельм Завоеватель;
- was depressed – притеснялась;
- servants – слуги;
- Domesday Book ['du:mzdei] – Книга Страшного Суда;
- to set up – создать;
- to link – соединить;
- a fortune – богатство;
- to happen – случаться;
- invaders – захватчики;
- society – общество;
- peasants – крестьяне;
- to rob – грабить;
- conditions – условия;
- for sure – наверняка;
- exist – существовать;
- deeds – дела;
- fair – справедливый;
- Maid Marian – девица Мэриэн.
Подготовка: двум учащимся дается опережающее задание – выучить наизусть отрывок из стихотворения «Баллада о Робин Гуде»[1].
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель истории: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы будем знакомиться с историей Англии, используя родной язык этой страны. Вы узнаете о нормандском завоевании, короле Вильгельме Завоевателе и вольном стрелке Робин Гуде.
Учитель английского языка: Good morning, children! It’s very interesting to learn about history of England in English. Ft our lesson we’ll read about historical events and revise the words on the topics «Appearance» and «Character». At the end of the lesson we’ll do a mini-test.
2. Введение нового материала. Характеристика Вильгельма.
Учитель истории: В середине XI века Англия осталась без короля: Эдуард Исповедник не оставил наследника, но обещал трон Англии своему кузену из Франции – Герцогу Номандскому Вильгельму. Однако такое положение дел не устаивало английское дворянство, и Граф Вессекский Гарольд был коронован в Йорке. Вильгельм, чувствуя себя обманутым, собрал армию, чтобы завоевать Англию. Посмотрите на портрет Вильгельма <Рисунок 1>. Он был полным, крупным человеком с суровым лицом – был молчалив, рассудителен и упрям. Он мог долго тайно вынашивать свои планы и выжидать подходящий случай, чтобы осуществить задуманное.
Учитель английского языка: Look at the picture <Рисунок 1>. Complete the Word Web with the adjectives which describe him. (Один ученик вызывается к доске и заполняет схему, выбирая подходящие по смыслу слова и добавляя свои. Остальные учащиеся выполняют работу в тетрадях самостоятельно).
Рисунок 1
Angry, bossy, pleasant, honest, big, fat, not talkative, greedy, cheerful, clever.
(Учащийся у доски после выполнения задания дает характеристику Вильгельму. Остальные ученики проверяют работу, исправляют ошибки, предлагают свои варианты и оценивают учащегося у доски).
3. Начало завоевания Англии. Развитие навыков ориентирования по карте.
Учитель истории: Вы правильно описали Вильгельма: он обладал властным характером, поэтому он использовал прекращение старой династии в Англии, чтобы предъявить свои права на королевский престол. Его поддержал папа римский. Вильгельм собрал армию из своих вассалов и французских рыцарей, чтобы завоевать Англию. (Учитель обращается к карте). Войско герцога переправилось через Ла-Манш и высадилось на южном берегу Англии. Здесь произошла битва при Гастингсе, решившая судьбу страны.
Учитель английского языка: Look at the blackboard. You can see some geographical names. Write their transcription. (Учащийся у доски выполняет задание, остальные работают в тетрадях самостоятельно).
- England [ ];
- London [ ];
- France [ ];
- La Manche [ ];
- Hastings [ ].
Учитель истории: Покажите путь герцога Вильгельма при завоевании Англии. Используйте образец:
William started in … Then he sailed …and came to … After that he went to … Finally he reached … |
(Ученик у доски показывает продвижение войска герцога, используя речевой образец. Учащиеся отмечают путь Вильгельма на контурных картах самостоятельно. Ученик у доски оценивается учителем).
4. Чтение с извлечением основной идеи.
Учитель истории: Битва при Гастингсе была решающей для Англии.
Учитель английского языка: Read the text «William the Conqueror» [2] and answer the question:
Who won the victory?
William the Conqueror.
When darkness fell over the hills of Sussex on 14 October, 1066, few people had any idea of what had happened. But nowadays every schoolchild in England knows that on that day the famous battle of Hastings took place. In this battle the last Anglo-Danish king was defeated by a Norman invader, Duke William. Soon after his victory William the Conqueror was crowned as William I. The new king brought a new law and a new language.
The Norman aristocracy spoke French. Most of Anglo-Danish aristocracy was depressed. William I wanted to know all about his new country. He ordered his servants all the population in England, their houses, castles and to measure their land. Later this information was written in the famous Domesday Book. By the time he died William 1 had set up a new Anglo-Norman society and linked the fortunes of England with those of Normandy.
5. Чтение с извлечением конкретной информации.
Учитель английского языка: Read the text again and answer the questions:
- What happened in 1966?
- Where did the battle take place?
- Who were the new invaders?
- Why was William I called William the Conqueror?
- What language did the invaders speak?
- What book did they write?
6. Последствия завоевания.
Учитель истории: У большинства местных феодалов Вильгельм Завоеватель отобрал земельные владения и роздал их своим рыцарям. Они получили земли в разных областях страны, поэтому в Англии не было таких крупных владений герцогов и графов, как во Франции. Чтобы держать в покорности завоеванную страну, новые господа нуждались в сильной королевской власти. Не только крупные, но и мелкие феодалы принесли клятву верности Вильгельму Завоевателю. Все феодалы Англии стали его прямыми вассалами. К чему привело нормандское завоевание Англии? (Учащиеся поднимают руки и отвечают с места).
Усиление королевской власти привело к образованию централизованного государства. По приказу Вильгельма была проведена перепись всех земель и населения Англии. Она была названа «Книгой Страшного Суда». Многие крестьяне стали лично зависимы, леса стали собственностью короля. Что принесло английским крестьянам нормандское завоевание? Как вы думаете, какие последствия это вызвало? (Учащиеся поднимают руки и отвечают с места).
7. Борьба народа с захватчиками. Легенда о Робин Гуде.
Учитель истории: Даже после смерти Вильгельма Завоевателя крестьяне не прекращали борьбу против феодалов. Многие из них бежали от своих господ и бесстрашно стреляли дичь в королевских лесах. Их называли «вольными стрелками». Беглецы собирались в отряды, нападали на феодалов, епископов и чиновников. Любимым героем английского народа был Робин Гуд. Что мы знаем о нем?
8. Чтение с извлечением конкретной информации.
Учитель английского языка: Let’s read a bit of information about Robin Hood [2] and say if it is true or false:
Robin Hood.
At that time the great mass of English people were unfree. They couldn't live where they chose, nor work for whom they pleased. Society in those feudal days was mainly divided into lords and peasants. The lords had all the land, the peasants had nothing. Sometimes English peasants wanted freedom.
So they would go into the deep woods, where he could rob the rich and nobody would find him.
It was in such conditions that Robin Hood lived. Nobody still can tell for sure if this popular folk hero, who robbed the rich and gave money to the poor, really existed. We know about his deeds only from the ballads and legends which describe him as a courageous and fair man, who had a lot of friends and loved Maid Marian.
True or False?
- There were lords and peasants in England those days.
- The peasants had lands.
- The peasants went to the forests and rob the rich people.
- Robin Hood was a real man.
- Robin was a brave and honest man.
Учитель истории: О приключениях Робин Гуда и его друзей народ в XIV веке сложил песни-баллады. Послушайте отрывок из баллады [1] об этом славном разбойнике, чтобы узнать, какой у него был характер. (Двое учащихся наизусть рассказывают отрывок у доски, остальные внимательно слушают):
Баллада о Робин Гуде О смелом парне будет речь, |
Любой без промаха стрелял, Шутя владел мечом. Вдвоем напасть на шестерых Им было нипочем. Бродили вольные стрелки У всех лесных дорог. Проедет по лесу богач – Отнимут кошелек. Попам не верил Робин Гуд И не щадил попов. Кто рясой брюхо прикрывал, К тому он был суров, Но если кто обижен был |
Шерифом, королем, Тот находил в глухом лесу Совсем другой прием. Голодным Робин помогал В неурожайный год. Он заступался за вдову И защищал сирот. И тех, кто сеял и пахал, Не трогал Робин Гуд: Кто знает долю бедняка, Не грабит бедный люд. |
Учитель английского языка: Now you can imagine Robin Good. Look at the picture <Рисунок 2>, and describe him, using these words and add some words on your own. (Учащиеся восстанавливают слова и описывают Робин Гуда, добавляя свои слова).
- r,a,b,e,v (brave);
- s,t,o,h,n,e (honest);
- u,l,f,e,l,p,h (helpful);
- u,h,f,e,r,c,l,e (cheerful).
Учитель истории: Несмотря на сопротивление народа, королевская власть, опираясь на рыцарей и горожан, одержала победу в борьбе с крупными феодалами.
9. Подведение итогов урока. Самоконтроль.
Учитель истории: Сегодня на уроке вы узнали о нормандском завоевании Англии, его последствиях и борьбе простолюдинов с феодальным гнетом. Проверьте себя, насколько хорошо вы уяснили материал сегодняшнего урока. (Один учащийся выходит к доске и выполняет мини-тест, остальные учащиеся выполняют задание в тетрадях).
Mini-test.
Выберите правильный вариант ответа:
1. Как звали завоевателя Англии?
- a) William;
- b) William the Conqueror;
- c) Robin Hood.
2. Из какой страны пришли завоеватели?
- a) Scotland;
- b) Ireland;
- c) France.
3. В каком году произошло нормандское завоевание?
- a) 1066;
- b) 1160;
- c) 1060.
4. Где произошла решающая битва?
- a) La Manche;
- b) Hastings;
- c) London.
5. Как называлась книга переписи населения?
- a) “Ballads”;
- b) “Domesday Book”;
- c) “Robin Hood”.
6. Каковы три самых важных последствия нормандского завоевания Англии?
- a) Усиление королевской власти;
- b) Возникновение новой аристократии;
- c) Усиление феодального гнета крестьян;
- d) Борьба крестьян с феодалами;
- e) Использование французского языка;
- f) Перепись населения и земель;
- g) Образование централизованного государства.
Keys: 1-b, 2-c, 3-a, 4-b, 5-b, 6-a, d, g.
Шкала оценивания:
Score | 8 | 7-6 | 5-4 |
Mark | 5 | 4 | 3 |
Учитель истории: Обменяйтесь тетрадями, проверьте ответы партнера, выставьте оценки. (Учащиеся проверяют работы по шкале оценивания, выставляют оценки. Ученик у доски проводит самопроверку, исправляет ошибки, выставляет оценку).
10. Выставление оценок, запись домашнего задания.
Учащиеся записывают домашнее задание:
- составить описание Робин Гуда или Вильгельма Завоевателя (на выбор);
- прочитать параграф № 25, ответить на вопрос № 2.
Учитель выставляет оценки.
Список литературы:
- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История средних веков. - М.: Просвещение, 2000.
- Кауфман К.И., Кауфман М.Ю. Страницы британской истории. Книга для чтения по английскому языку в 7 – 11 классах общеобразовательной школы. – Обнинск: Титул, 2003.
- Кузовлев В.П. и др. English 6 - М.: Просвещение, 2004.