География
-
Урок-КВН по теме: "Атмосфера" 2005
Тип урока - обобщающего повторения. Проведение урока в форме игры, подбор заданий проблемного, развивающего характера способствуют развитию творческих способностей учащихся, логического и пространственного мышления; командная игра активизирует познавательную деятельность шестиклассников, развивает коммуникативные навыки и интерес к предмету.
-
Интегрированный урок по химии и географии "Особенности водных природных комплексов России" 2005
Тип урока - интегрированный; в ходе урока устанавливаются межпредметные связи: химия - география - биология - экология - история - литература; основные методы - исследовательский и практическая работа, позволяющие проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности учащихся, развивать познавательный интерес к предметам и формировать экологическую культуру личности.
-
Земля — наш общий дом 2005
Не секрет, что решение проблем окружающей среды во многом зависит от экологической культуры общества. Данное мероприятие позволяет пробудить в детях стремление быть настоящим хозяином земли, бережным ее защитником.
-
Использование информационных технологий в изучении экономики и географии. Создание электронного учебника "География России. Хозяйство. Экономические регионы" (с углубленным изчением экономики Красноярского края), 9-й класс 2005
Анализируя возможности использования информационных технологий, я выделила четыре возможных направления использования компьютера в изучении экономики и географии: - использование компьютера в качестве моделирующей среды в деловых играх; - компьютер как инструмент решения экономических задач, обработки статистической информации; - компьютер как источник информации, средство выхода в INTERNET; - использование компьютера для оформления и представления выступлений и рефератов. Все перечисленные направления использования компьютерных технологий предъявляют определенные требования не только к материальному, но и к методическому обеспечению, к знаниям учителя и навыкам ученика. Использование компьютера требует перехода от прямого метода преподавания к проектному. А это означает, что от учителя требуется большая подготовительная научная и методическая работа, прежде чем он предложит выполнение проекта ученику.
-
Урок "Природные зоны. Тундра" 2005
Тундра - безлесная зона субарктического пояса. Особенности внешнего облика природных явлений, рельефа, климата, показаны через описание в стихотворениях национального ненецкого поэта Леонида Лапцуя. В стихах описаны растительность и животный мир тундры, отношения человека и природы. Используя подборки стихов, составлены инструкции для организации групповой работы на интегрированном уроке географии и литературы. Для закрепления знаний в конце урока проводится тестовый контроль.
-
Урок географии в 6-м классе по теме: "Атмосферное давление" 2005
Разработка урока цели которого: организовать деятельность уч-ся по восприятию, осмыслению и закреплению новых знаний в рамках изучения темы: "Атмосферное давление", развивать умение проводить опыты и анализировать их результаты, развивать учебно-логические умения выделять главное, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать свою деятельность, помочь уч-ся осознать ценность совместной учебно-познавательной деятельности и практическую значимость темы "Атмосферное давление"
-
Модульное обучение на уроках географии 2005
Как результативно научить всех и каждого ученика в отдельности? Решить эту проблему поможет учителю модульная технология, в которой учитель объединяет содержание учебного материала и технологию овладения им учащегося. Учитель разрабатывает специальные инструкции для самостоятельной работы школьников, где чётко указана цель усвоения определённого учебного материала, даёт точные указания к использованию источников информации и чётко объясняет способы овладения этой информацией.
-
Интегрированный урок по биологии и географии на тему: "Гидросфера как среда обитания водорослей" 2005
Интегрированный урок на тему "Гидросфера, как среда обитания водорослей" преследует следующие цели: учить детей самостоятельно добывать знания; развивать интерес к предметам естественно- научного цикла; воспитывать навыки групповой и индивидуальной работы; развивать умения применять полученные знания на практике. На уроке применяются разные формы работы, что способствует целостному восприятию мира и системности мышления.
-
Интегрированный игровой урок 2005
На игровом уроке (география + экология) обсуждаются следующие проблемы: особенности природы родной местности, экологические проблемы. Развивается познавательный интерес к природе. Ребята учатся применять свои знания для оценки деятельности человека.
-
Урок изучения нового материала по теме: "Экология наших рек" 2005
Структура этого урока определяется его основной дидактической целью: введение новых понятий, установлением свойств изучаемых объектов, построением правил, алгоритмов. Изучение, осмысление, первичное обобщение и закрепление нового материала, перенос его в новые ситуации.
-
Контрольно-обобщающий урок в 8-м классе по теме "Комплексная характеристика крупного природного района" 2005
Контрольно-обобщающий урок по физической географии России построен с учетом возрастно-психологических особенностей учащихся, продуктивно работающих в учебных группах. Решение задач на сравнение способствует развитию логического мышления, а решение тестовых заданий открытого типа способствует формированию навыка использования различных источников информации. Отрывки из художественных текстов выполняют роль тестов-определителей и работают на межпредметные связи. Все вместе формирует образное видение территории, повышает познавательный интерес.
-
Интегрированный урок "География-информатика" 2005
Интегрированный урок можно рассматривать с позиции средства пробуждения интереса к обучению. Не секрет, что подростка заинтересовать чем-либо не просто, а тема воспитания чувства патриотизма на уроках в последнее время оказалась невостребованной. Однако на данном этапе развития политических и экономических отношений между странами особенно важно прививать учащимся любовь к Родине. Не последнюю роль в этом играют интегрированные уроки по географии и информатике. Межпредметные связи расширяют кругозор, развивают способности учащихся, позволяют рассматривать вопросы по теме урока с разных точек зрения. Применение компьютерной техники на уроках географии позволяет сделать данный урок нетрадиционным, ярким, запоминающимся, следовательно, усвоение материала пройдет успешно.
-
Урок географии в 6-м классе с использованием презентации, выполненной в Power Point по теме: "Ветер" 2005
Предлагаю вниманию уважаемых коллег урок географии с использованием презентации, выполненной в Power Point. Мною подготовлены также презентации по следующим темам: 1) Ветер. 2) Вулканы. 3) Географические координаты. 4) Изображение рельефа на физических картах. 5) О чем расскажут облака. 6) Климат Северной Америки. 7) Экскурсия по Тотьме. 8) Черная металлургия России.
-
Структурирование недели географии в школе как проблема режиссуры целостного педагогического явления 2005
Оптимальной для обеспечения целостности недели географии в школе и реализации педагогического потенциала указанной формы представляется разработка ее как законченного режиссерского действия. При этом логика построения недели определяется вычленением в ее структуре последовательных смысловых отрезков - событий: исходного, основного, центрального и главного (В.А. Ильев). Воедино их связывает сквозное действие - стремление к реализации сверхзадачи недели (К.С. Станиславский), поставленной, исходя из приоритетности воспитательного, аксиологического компонента школьного географического образования.
-
Урок-семинар "Экономико-географическая характеристика США" 2005
Тема "США" в 10-м классе отличается большим объемом учебного материала. Урок-семинар, вариант которого предлагается, планируется после обзорной лекции и уроков-практикумов, которые предполагают работу учащихся по вопросам блока добывания знаний и умений учебника Максаковского В.П.
-
Сельское хозяйство — основной экономический фактор развития экономики района. Растениеводство 2005
Предлагаемая программа занятий предполагает более полно учитывать интересы, способности, склонности учащихся, создавать условия для обучения в соответствии их интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
-
Открытый урок "История металлургии в Хакасии", 9-й класс 2005
В работе описан открытый урок, посвященный истории металлургии Хакасии. Основная цель урока – расширить и углубить знания учащихся об истории металлургии, достижениях коренного народа с древности.
-
Япония 2005
Территории, входящие в состав Японии. ЭГП Японии. Население. Демографические проблемы и демографическая политика государства. Религии. Своеобразие природы и ресурсы Японии. "Экономическое чудо", предпосылки развития (неразрывная связь Японии с прошлым, самое интересное в этой стране). Характеристика отраслей промышленности. Особенности сельского хозяйства и транспортной системы. Внешнеэкономические связи Японии. Необходимые источники географических знаний и средств обучения.
-
Виды самостоятельных работ, используемые на уроках географии 2005
Для развития творческих способностей учащихся необходимо развивать их способности к анализу, к содержательным обобщениям, установлению причинно-следственных связей, к действиям в уме, раскрытию логики рассуждений, их стремление к самостоятельному решению различных задач, нестандартным объяснениям различных явлений.
-
Игра-викторина по географии для 7-го класса: "Турнир путешественников" 2005
Без сомнений, все кто преподает географию, увлечен этим предметом, этой наукой. У одних эта любовь "всеобщая", у других - есть "любимчики" в виде отдельных курсов. Наверняка, для многих "самой, самой, самой" является география материков. Для того, чтобы география стала любима и детьми, важно проводить всевозможные конкурсы, викторины, турниры, подобные тому, сценарий которого здесь прилагается.
-
Создание мотивации к процессу обучения, развитие интереса к уроку географии: "География — это не скучно!" 2005
Для создания мотивации к уроку и к процессу обучения в целом для того, чтобы учащимся было интересно учиться, чтобы процесс получения знаний приносил им удовольствие, учащиеся не были бы пассивными слушателями, а самостоятельно и активно получали новые знания, при этом происходило формирование мыслительных операций, обогащалось содержание географического материала за счет краеведческих вопросов, автором разрабатываются задания, входящие составной частью в уроки творческой самореализации личности.
-
От творчески работающего учителя к творчески работающим ученикам 2005
Творческие задания способствуют развитию интеллектуальных умений учащихся, повышается качество знаний, уровень исследовательской деятельности, развивается интерес к предмету географии с основами экологии.
-
Население России. Итоговый урок 2005
Урок проводится в форме групповой работы, когда каждая из групп представляет один из вопросов темы. Для решения поставленных задач группа проводит обработку статистических данных, их анализ, обоснование полученных результатов, делает выводы и составляет прогноз развития ситуации. В заключение урока учащимся предлагается выполнить практическую работу по материалам переписи 2002 года. Урок, прежде всего, выполняет развивающую роль, способствует овладению учащимися практикоориентированными умениями и навыками, предоставляет возможность получения опыта диалогического и полемического общения.
-
Открытый урок по теме: "Австралия". Урок – деловая игра 2005
Разработка открытого урока позволяет обобщить и систематизировать знания учащихся об Австралии.
-
Открытый урок по теме: "Климат Южной Америки" 2005
Урок знакомит учащихся с климатом Ю. Америки и закрепляет знания о климатических поясах на базе пройденного материала (Африка, Австралия).
-
Северный Ледовитый океан 2005
В мире, где накоплены огромные запасы ядерного и обычного оружия, где действия террористов не предсказуемы, когда во имя сиюминутной экономической выгоды изменяются направления течения рек, осушаются болота, вырубаются леса, нельзя точно предсказать, как изменится природа Земли. На примере Северного Ледовитого океана предлагается рассмотреть, как может измениться природа и береговая линия океана после катастрофы.
-
Урок географии в 8 классе по теме: "Байкал — жемчужина Сибири" 2005
"Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне действовать самому - и я научусь". Такова древняя китайская мудрость. Именно она отражает суть модульной технологии обучения. На сегодняшнем этапе развития общества необходим активно действующий субъект учебного процесса, когда он сам осваивает учебный материал, анализирует, делает выводы, обобщает, систематизирует, выполняет упражнения, когда видит перспективу применения своих знаний на практике.
-
Адаптивная система обучения на уроках географии 2005
В данной статье представлен опыт внедрения в практику работы учителя технологических карт. Использование таких карт, где дается алгоритм действий, блок заданий для более углубленного изучения темы, а также ее закрепления после объяснения нового материала, позволяет ученикам увидеть весь объем самостоятельной работы. Учителю такая карта помогает оценить, кто и на каком этапе затрудняется и какая нужна помощь каждому ученику.
-
Обобщающий интегрированный урок: "…Oxygenium… Oxygenium…сохраните…" 2005
Предлагаемый интегрированный урок для 8 класса включает в себя материал по химии, биологии, географии и экологии. Он разработан в соответствии с принципом интегрированного подхода к содержанию обучения. Основная цель такого урока – развитие познавательного интереса учащихся, их творческих способностей, формирование единой картины мира. Урок разработан в форме деловой игры, что позволяет создать положительный эмоциональный фон обучения.
-
Реализация принципов личностно ориентированного подхода в преподавании географии 2005
В настоящее время в среде научной и педагогической общественности широкое распространение получил термин "личностно - ориентированное обучение", которое обеспечивает развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей. В процессе именно такого обучения ребёнку создаются условия в выработке положительных ценностных ориентаций и субъектного опыта. В материалах учитель показывает, что личностно-ориентированное обучение строится на вариативности, т.е. есть на признании разнообразия содержания и форм учебного процесса, выбор которых осуществляется учителем с учётом цели развития каждого ребёнка, его педагогической поддержки в познавательном процессе, жизненных затруднительных обстоятельствах. Сегодня проблемы творческого становления молодого поколения приобретают приоритетное значение, как для системы образования, так и для развития общества в целом, для исторической судьбы России в ближайшие десятилетия.