Цели:
- Приобщение учащихся к географической культуре.
- Освоение метода пространственно-временной интерпретации картографических образов.
- Развитие самостоятельного творческого мышления.
Оборудование:
- древние карты;
- географические, топонимические словари, справочники и.т.д.
Введение
Каждому человеку современного общества необходимы знания в области географии.
Научившись читать географическую карту, мы можем воспроизвести картографическую информацию, которая включает в себя не только описание природы, но и образ жизни и традиций населения, элементы материальной и духовной культуры.
Географическая культура включает четыре основных компонента:
- географическую картину мира;
- географическое мышление;
- методы географических исследований;
- язык географии (3).
Все компоненты находят своё отражение на географической карте.
Основные понятия, необходимые для чтения географических карт
Карта - это уменьшенное обобщённое изображение поверхности Земли (или её части) на плоскости.
Картам присущи некоторые общие черты:
- элементы основы (изображение береговой линии, водотоков, политических границ);
- градусная сетка координат (представляет собой систему взаимно пересекающихся линий, обозначающую на карте или поверхности глобуса широту и долготу.);
- масштаб;
- условные знаки;
- легенда (информация о значении использованных условных знаков) (2).
Картографическая информация есть результат восприятия картографических образов.
Для получения более полной картографической информации необходима простраственно-временная интерпретация картографического образа.
Картографический образ - это пространственная комбинация (композиция) картографических знаков, воспринимаемая читателем карты или распознающим устройством.
Топонимика - это наука о географических названиях, об их происхождении, об их смысловом значении, лексическом составе, грамматическом оформлении и фонетике, об их написании и передаче с одного языка на другой. Эта наука родилась на стыке языкознания, истории и географии. При работе с топонимами необходимо их чётко систематизировать на основе их подразделения на антропонимы (по именам людей), гидронимы (по названиям водных объектов), оронимы (по названиям форм рельефа), урбонимы (по названиям внутригородских объектов) и т.п.
Структурная характеристика древних карт
THE HISPANIC SOCIETY OF AMERICA |
КАРТА-ПОРТОЛАН юго-восточных районов Соединенных Штатов, датируемая примерно 1585. Показаны часть глубоко изрезанного побережья Флориды, простирающегося с юго-запада на северо-восток, и острова у ее берегов. Площадь карты пересечена прямыми линиями, радиально расходящимися от розы компаса и указывающими азимуты. После того как в употребление вошли компасы (примерно в конце 13 в.), мореплаватели с помощью таких карт могли держать курс в открытом море. |
У карты отсутствует градусная сетка, но имеются в наличии элементы основы (береговая линия), условные знаки (гербы и флаги), географические названия (Terra-«земля», Florida - от испанского «Flora» - флора, растительный мир, с «id» - (суффикс) - обозначает «цветущая», Nova Spanha - Новая Испания) (1).
Главное предназначение этого портолана заключается в обозначении морских путей для мореплавателей.
THE GRANGER COLLECTION, New York |
СРЕДНЕВЕКОВАЯ КАРТА, составленная по канонам Птолемея - древнегреческого географа и астронома 2 в. н.э. Несмотря на схематичность, карта дает правильное представление о географии Средиземноморья. Около 800 точек на карте обозначены координатами. |
На карту нанесены система координат, элементы основы (береговая линия, реки, моря, проливы), условные знаки, географические названия, легенда.
Основной целью при составлении этой карты была демонстрация максимального количества информации о географии Средиземноморья.
Вывод
Таким образом, пространственно-временная интерпретация картографических образов позволяет нам воспроизвести культуру народа, составившего карты.
Литература
- Белоусова В.А., Ленская Л.А. Испанско-русский русско-испанский словарь. М., 1997.
- Берлянт А.М. Образ пространства: карта и информация. М., 1986.
- Максаковский В.П. Географическая культура. М., 1998.