Клуб любителей вопросов на радиостанции "Европа Плюс" (урок обобщающего повторения по теме "Атмосфера")

Разделы: География


Цели:

  1. Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Атмосфера”.
  2. Использовать игровую форму обучения для активизации мыслительной деятельности учащихся.
  3. Совершенствовать умение аргументировать ответ, обосновывать свою точку зрения, выслушивать товарищей, соблюдая принцип толерантности.
  4. Развивать коммуникативные способности учащихся, умение работать в группе, честно соревноваться, оказывать друг другу помощь.

Оборудование: карта полушарий, карта Архангельской области, конверты с письмами-вопросами, карточки с названиями приборов, цифры с показателями атмосферного давления, призы, грамоты, лото, листы учета для жюри, иллюстрации сезонов года, эмблема и позывные радиостанции “Европа +”, таблица “Строение атмосферы”, фото гор со снежными вершинами.

Ход урока

1. Начало урока. Посадка учащихся по командам.

Учитель: Сегодня мы проводим урок с радиостанцией “Европа +” по теме…

- А о какой теме пойдет речь? (Атмосфера)

- Как можно определить цель нашего урока?

- Кто определит задачу на урок? (учащиеся формулируют задачи на урок)

- Спасибо, ребята!

2. Урок мы сегодня будем проводить вместе с радиостанцией, т.к. к ним поступило много писем от школьников о непонятных для них природных явлениях. Они попросили нас помочь ответить на вопросы, которые содержатся в этих письмах. Предлагаю читать письма, а отвечать на них будут команды поочередно.

Правила работы

1. От каждой команды отвечать будет ученик, которого спросит учитель, а затем любой член команды.

2. За ответы учащиеся получают оценки – баллы.

3. Если команда не справилась с заданием, то ей на помощь приходят другие учащиеся.

4. За правильные ответы получают дополнительные баллы от 0,5 до 1 балла, а если ответ полный, то от 1 до 5 баллов.

5. Баллы получает та команда, представитель которой отвечал.

6. Команда, набравшая больше баллов, становится победительницей.

7. Индивидуальные ответы могут быть оценены и оценкой, в зависимости от полноты ответа, аргументации, использования дополнительного материала и т. д.

8. Жюри (учащиеся 10 класса) оценивают работу команд и каждого ученика, определяя знатока. Помощник учителя ведет счет команд на доске.

3. Учитель: Прошу капитанов представить свои команды, назвать девизы.

Открываются крылья доски. Перед учениками оформление доски, табло.

Прежде чем начнем соревнование команд, ответьте мне на вопросы:

  • А любите ли Вы задавать вопросы?
  • А хотели бы получить на них ответы?
  • А если вопрос трудный, будете искать ответ, стараясь использовать свои знания?

Получив утвердительные ответы и согласие, учитель объявляет: “Открываем КЛУБ любителей вопросов на радиостанции “Европа +”.

4. Зачитываются письма. Команды отвечают поочередно.

Письмо 1. Почему говорят, что мы живем на дне воздушного океана? Так ли это? Какие факты подтверждают эти сведения?

Письмо 2. Какие последствия повлекло бы за собой внезапное исчезновение атмосферы на Земле?

Письмо 3. Почему в Токио, одном из крупнейших городов мира, полицейские на оживленных перекрестках вынуждены через каждые 2 часа вдыхать чистый кислород? Наблюдаются ли подобные явления в других городах?

Письмо 4. “Однажды мне довелось ночевать в заоблачной гостинице “Приют одиннадцати” на Эльбрусе, которая расположена на высоте 4200 м, - рассказывает один путешественник. - Путь до нее по подвесной канатной дороге протяженностью около 7 км занимает 30 минут. Атмосферное давление воздуха на уровне этой гостиницы в половину меньше нормального. Почему путешественники назвали эту гостиницу заоблачной? Что это за нормальное атмосферное давление? Какова величина атмосферного давления на уровне гостиницы и чем можно объяснить, что оно “вполовину меньше нормального”?

Письмо 5. В стихотворении Н. Юсупова в переводе Я. Козловского идет спор:

Говорила раз долина,
Будь горная вершина,
Ближе к солнцу б находилась
И от большего тепла,
Лету красному на милость,
Ярче прежнего цвела.

Говорила раз вершина,
Будь я горная долина,
Я от солнца б отдалилась
И вдали его тепла,
Сдавшись холоду на милость,
Круглый год была бела…

…Мой читатель, дай ответ;
Так ли это или нет?

Письмо 6. Два мальчика летом отдыхали на берегу большого озера. Однажды они решили съездить на небольшой островок в центре озера. Пока собирались, прошла половина дня. Наконец они подняли парус и отправились в путь. Но парусом воспользоваться не удалось – пришлось идти на веслах, т. к. все время дул встречный ветер. Товарищи подумали, что на обратном пути ветер будет попутным. Однако и при возвращении опять был встречный ветер. “Почему нам так не везет,” – горевали друзья. Действительно, ПОЧЕМУ? И в какое время суток возвращались ребята домой? Как называются эти “упрямые” ветры, дующие по расписанию? Какова причина их возникновения?

Письмо 7. Однажды зимним утром я вместе с другими пассажирами ожидал в аэропорту города Алма-Аты самолет, на котором должен был прилететь мой друг. Густой туман стелился по земле, скрывая все окружающие предметы. Аэродром, наверное, не сможет принять самолет, решил я, никакой видимости. Неожиданно в небо поднялся небольшой самолет, который уверенно “проутюжил” небо. Вскоре пошел снег, туман рассеялся, но не везде, а только там, где должен был приземлиться самолет. Такое же странное “чудо” я наблюдал еще дважды. ЧТО ЭТО? – простое совпадение или настоящее чудо? Но разве существуют волшебники? И вообще, разве можно по заказу вызвать снег или дождь? Как это сделать?

Письмо 8. В своей повести “Героический юго–восток” писатель К. Паустовский пишет об одной своеобразной науке, которая как бы соприкасается с поэзией и живописью: “Это была, пожалуй, единственная наука, где по цвету неба и воздуха, по очертаниям облаков, силе мерцания звезд и шуму древесной листвы, а не только по приборам и вычислениям можно было сделать вывод и давать предсказания”. ЧТО ЭТО ЗА НАУКА? Чем она занимается?

Письмо 9. Правы ли люди, которые утверждают, что животные и растения могут помочь нам предсказать погоду?

Письмо 10. Один журналист рассказывал: “В декабре прошлого года мы совершали поездку по малонаселенным местам Африки. Как-то в полдень из-за небольшой аварии машина остановилась. Пока шофер исправлял поломку, нам пришлось выйти. Солнце палило нещадно, и мы хотели спрятаться от его лучей где-нибудь в тени. Однако наши поиски оказались напрасными: предметы тени не давали! И только спустя некоторое время мы заметили, что тени появились, но это не принесло нам облегчение – так малы и коротки они были, что не смогли спасти нас. ОПРЕДЕЛИТЕ широту места. Где наблюдаются подобные явления? Cколько раз в году? Почему предметы не давали тени?”

Письмо 11. В июне я полечу на Огненную Землю. Какую одежду мне взять с собой? Одни друзья советуют не брать ничего лишнего: ведь это же июнь! Другие говорят, чтобы я обязательно запасся теплой одеждой и обувью. Кто из них прав? Объясните тем, кто дает неверный ответ.

Письмо 12. Иностранец, приехавший в Лондон, из-за густого тумана потерял дорогу к отелю. Наконец он нашел какую-то каменную ограду и широкие ступеньки. Здесь он встретился с другим человеком и обрадовано спросил:

- Скажите, пожалуйста, куда я попаду, если пойду по этим ступенькам?

- В реку! Я как раз оттуда.

Почему в Лондоне бывают такие густые туманы? Какое влияние они оказывают на здоровье жителей Лондона? В какую реку едва не угодил иностранец?

Письмо 13. В каникулы мы с друзьями смотрели фильм “Чародеи”, где звучат красивые песни. Как можно объяснить слова из песни Леонида Дербенева:

“…Это в городе тепло и сыро,
А за городом зима, зима, зима?”

Письмо 14. Какой воздух будет содержать больше водяного пара - который сформировался над поверхностью Черного или над поверхностью Белого моря? Почему?

Письмо 15. В точке А атмосферное давление равно 756 мм рт. ст. Стрелка указывает направление ветра от пункта В. Одно деление стрелки соответствует изменению давления на 1 мм рт. ст. Найдите значение атмосферного давления в пункте В. Какое направление имеет ветер?

Письмо 16. Какая связь между атмосферным давлением и ветром? В каком случае ветер будет сильнее:

  1. Над сушей – 755 мм рт. ст., над морем – 768 мм рт. ст.?
  2. Над сушей – 759 мм рт. ст., над морем – 753 мм рт. ст.?
  3. Над сушей – 757 мм рт. ст., над морем – 749 мм рт. ст.?

Письмо 17. Почему зимой погода в Архангельске и Северодвинске разная? Как выдумаете, где теплее и почему?

Письмо 18. Почему в этом году такой холодный май в нашем городе? Какой прогноз обещают метеорологи? Мы с мамой очень волнуемся за нашу рассаду, так как хотим получить хороший урожай. А бабушка говорит: “Май холодный, год - плодородный” (Объясните эту пословицу).

Письмо 19. Ученик, рассказывая об одном из путешествий своего отца – капитана дальнего плавания, допустил множество ошибок. Найдите эти ошибки в его рассказе: “Теплоход очень быстро шел на юго-запад вдоль Скандинавского острова, пользуясь попутным холодным Северо-Атлантическим течением. Огибая его, теплоход пересек Северный тропик где, как известно, солнце 22 декабря каждого года бывает в наивысшем своем положении – в зените. Двигаясь на юг вдоль восточного побережья Европы, теплоход через Гибралтарский залив вошел в Средиземное море. Лучи заходящего солнца ярко освещали нос и капитанскую рубку корабля, когда слева по борту на африканском берегу мы увидели толпу мальчишек, что-то радостно кричавшим вслед проходящему мимо русскому теплоходу…”

Письмо 20. У моего друга мама работает на метеостанции. Однажды он взял меня с собой Знали бы вы, как много всяких приборов работает там. Они помогают людям изучать погоду. Но какие из них что измеряют, я так и не запомнил. Помогите мне с этим разобраться, пожалуйста.

Задание: соединить линиями приборы, которыми измеряют температуру, ветер, влажность, осадки, давление, найдя соответствие.

Анероид Температура
Гигрограф
Снегомерная рейка Давление
Термометр
Барограф Ветер
Флюгер
Анемометр Влажность
Гигрометр
Осадкомер Осадки
Термограф

Учитель: Вот и закончились наши письма, подходит к концу и заседание нашего клуба на радиостанции “Европа +”. Сейчас наши помощники определят знатоков, а мы поиграем в лото. Перед вами табло, и в нем 20 номеров, каждая команда получает карточки (6-7 штук) на нем есть номер и одно слово (понятие). Я называю номер, а вы даете определение. Если все верно, то карточка занимает свое место на табло. Внимание, начали.

№1 – атмосфера №11 – северный тропик
№ 2 – погода № 12 – абсолютная влажность
№ 3 – ветер №13 – метеорология
№4 – туман №14 – тропосфера
№ 5 – относительная влажность № 15 – амплитуда
№6 – роза ветров № 16 – муссон
№7 – атмосферное давление № 17 – полярный круг
№8 – климат №18 – синоптик
№9 – ураган №19 – штиль
№10 - облака №20 - шторм

Последовательность номеров любая. В нашем варианте – 1, 5, 8, 12, 16, 2, 18, 4, 11, 20, 3, 14, 6, 19, 7, 15, 9, 13,10, 18.

Для карточек лото используется лист стенного календаря или плаката. Разрезается на карточки (по размеру ячеек табло). На обратной стороне наклеивается полоска с названием термина и номер. Когда все карточки займут свои места, получается картина (сезона года, природы, уголка Земли и т.д.).

Учитель: Посмотрите, что у нас получилось? Удивительное время года – зима.

А теперь скажите, что нового вы узнали, изучая воздушную оболочку Земли (ответы учащихся).

Жюри подводит итоги соревнований, называет команду-победительницу и лучших знатоков из каждой команды. Вручение призов, сувениров. Звучат позывные радиостанции.