Не один год я веду уроки экономики в школе, и при этом столкнулась с тем, что некоторые темы изучаются не только в курсе экономики, но и в курсах других предметов, например, по географии. Для более успешного изучения темы «Типы экономических систем», я разработала блок интегрированных уроков, который реально опробовала на уроках в 9 классе. Интеграция предметов способствовала целостному восприятию изучаемой темы, позволила увидеть учащимся взаимосвязь двух разных дисциплин.
Надеюсь, мой опыт пригодится и другим учителям, возможно, он будет стимулом к созданию своих блоков интегрированных уроков.
Преподавание ведется по учебникам:
Ром В.Я., Дронов В.П. География России. Население и хозяйства. 9 кл.:учеб. Для общеобразоват. Учеб. Заведений.- М.: Дрофа, 1998.
Липсиц И.В. Экономика: в двух книгах. Книга 1. Учебник для 9 к. общеобразоват. учрежд.- М.:Вита-Пресс, 2002.
Структура блока.
Учебный материал достаточно легко усваивается учащимися в силу своего историко-описательного характера и использования электронной презентации «Типы экономических систем», поэтому большая часть времени отводится для самостоятельной работы с материалом.
1 урок. Знакомство с новым материалом.
2 урок. Первичное закрепление, проверка усвоения понятий.
3 урок. Анализ статистических данных.
4 урок. Контрольная работа.
Цель: рассмотреть способы решения основных вопросов, вызванных ограниченностью ресурсов в различных экономических системах.
В результате изучения темы учащиеся должны:
- понять, что такое экономическая система и какие проблемы она должна решать;
- различать типы экономических систем, знать преимущества и недостатки каждой системы;
- уметь применять знания к анализу статистических данных и экономических ситуаций;
- осознать, что в чистом виде основные типы экономических систем в реальной жизни не встречаются.
1 урок.
Урок проводится в компьютерном кабинете. Учащиеся делятся на группы согласно числу компьютеров. На каждом рабочем месте заранее устанавливается презентация «Типы экономических систем», которую преподаватель может создать сам, исходя из особенностей класса (Приложение 1). Ученикам, если они не знают, объясняются правила управления слайдами (по времени это занимает не более 3 минут).
На основе презентации учащиеся знакомятся с новым материалом самостоятельно, просматривая презентацию, заполняют таблицу в тетради.
Тип эк. системы | Преимущества | Недостатки | Страны |
После этого вместе с учителем обсуждаются следующие вопросы:
- Какие три проблемы необходимо решать экономике любой страны? Какова при этом ее главная задача?
- Каковы основные недостатки командной системы экономики? В какие годы командная система становилась эффективной?
- Что мешает составлению идеального плана для всей страны?
- Выделите наиболее важные черты традиционной экономики?
- Какова роль государства в странах с преобладающей рыночной экономикой?
Домашнее задание: по учебнику географии §10-§12
2 урок
Класс делится на две группы, каждая выполняет свое задание.
Ученики первой группы выполняет тест на проверку первичного усвоения материала
1 вариант
1. Основу традиционной экономики составляет:
а) торговля;
б) специализация производства;
в) натуральное хозяйство;
г) государственное управление.
2.Рыночная система базируется:
а) на частной собственности на ресурсы и производимые блага;
б) на общественной собственности на ресурсы и производимые блага;
в) на частной собственности на ресурсы и общественной собственности на производимые блага;
г) на общественной собственности на ресурсы и частной собственности на производимые блага.
3. Экономику Соединенных Штатов в наибольшей степени можно отнести:
а) к традиционному типу;
б) к рыночному типу;
в) к командному типу;
г) к командному типу с элементами традиционной системы.
4. Планирование в экономике:
а) необходимо осуществлять в полном объеме;
б) необходимо осуществлять в разумных пределах;
в) никогда проводить не следует;
г) следует осуществлять только в обществе с традиционной экономической системой.
5. В рыночной экономической системе по сравнению с командной системой:
а) более справедливое распределение даровых благ;
б) менее справедливое распределение даровых благ;
в) большее неравенство доходов населения;
г) меньшее неравенство доходов населения.
6. Человечество установило, что для общества наиболее предпочтительной экономической системой является:
а) традиционная система;
б) командная система;
в) рыночная система;
г) смешанная система.
7. В смешанной экономической системе факторы производства распределяются:
а) рынком;
б) государством;
в) рынком и государством;
г) рынком по сложившейся традиции.
8. В командной системе главные вопросы экономики:
а) решаются рынком;
б) решаются обществом посредством всеобщего обсуждения;
в) решаются государством;
г) не решаются.
9. Самой древней экономической системой является:
а) традиционная;
б) рыночная;
в) командная;
г) смешанная.
2 вариант
1. Государство с рыночной экономической системой:
а) облагает налогом производство;
б) предоставляет бесплатное школьное образование;
в) верно (а) и (б);
г) нет правильного ответа.
2. Предположим, что в Германии некоторая обувная фирма полностью принадлежит государству. Что из ниже перечисленного верно?
а) эта фирма выпускает обувь по установленному плану;
б) эта фирма продает продукцию только государству;
в) эта фирма сама решает, какую обувь производить;
г ) эта фирма никогда не имеет прибыли, так как она принадлежит государству.
3. Смешанная экономическая система получается путем объединения элементов:
а) командной и традиционной экономики;
б) командной и рыночной экономики;
в) традиционной и рыночной экономики;
г) командной, рыночной и традиционной экономики.
4. В рыночной экономике ресурсы распределяются посредством:
а) рынка товаров;
б) рынка факторов производства;
в) плана;
г) традиций.
5. В смешанной экономической системе посредством рыночного механизма происходит:
а) перераспределение доходов;
б) оказание материальной помощи самым бедным слоям населения;
в) создание общественных благ;
г) распределение ресурсов и товаров.
6. Планирование в странах Восточной Европы и СССР привело:
а) к меньшему загрязнению природы, чем в капиталистических странах;
б) к более высокому уровню развития техники и технологии;
в) к меньшему уровню жизни, чем в странах Западной Европы;
г) к более высокому качеству продукции, чем в странах Западной Европы.
7. Командная система возможна:
а) только при частной собственности на станки, заводы, предприятия (средства производства);
б) только при общественной собственности на средства производства;
в) если в обществе существует свобода предпринимательства;
г) нет правильного ответа.
8. Экономика Франции в большей степени относится:
а) к рыночному типу;
б) к командному типу;
в) к традиционному типу;
г) к смешанному типу.
9. В традиционной экономике преобладает:
а) промышленное производство;
б) сельское хозяйство;
в) торговля;
г) банковская деятельность.
Тестирование можно заранее подготовить в виде презентации (приложение 2)
Вторая группа учащихся, разбившись на пары, заполняет таблицу, пользуясь учебниками экономики и географии.
Отрасль | Рекомендуемая экономическая система | Почему? |
Атомная энергетика | ||
Сельское хозяйство | ||
Пищевая промышленность |
Можно не ограничиваться предложенными отраслями и каждой паре дать разные отрасли народного хозяйства.
Затем группы меняются заданиями. В конце урока обсуждаются аргументы в пользу использования в данных отраслях той или иной экономической системы, а также анализируются ошибки, допущенные в тесте.
Домашнее задание по учебнику экономики: §8, проанализировать рассказы на стр. 43, 52.
3 урок.
Урок проводится в компьютерном классе. На каждом рабочем месте установлена презентация «Учимся анализировать данные» (Приложение 3). Если такой возможности нет, то слайды презентации распечатываются и раздаются учащимся.
На основе презентации ( или раздаточного материала) обсуждаются вопросы:
- Почему во многих странах существует «черный рынок»?
- Что является главной движущей силой в рыночной экономике?
- На каких этапах развития России коренным образом менялось соотношение известных вам экономических систем?
- Какой вывод можно сделать о современной социально-экономической структуре России?
Заканчивается урок «блицответами»: являются ли следующие утверждения верными? Ответьте «да» или «нет».
- В экономике Индии существуют элементы традиционной экономической системы. ( Да).
- Экономика страны Апельсинии является рыночной, потому что ее правитель герцог Апельсин владеет и управляет всеми предприятиями этой страны. (Нет).
- Свобода предпринимательства и выбора является важной характеристикой традиционной экономики. (Нет).
- Основную роль в командной экономике при решении проблемы выбора играют обычаи и традиции. (Нет)
Домашнее задание по учебнику географии: § 13, ответить на вопросы после параграфа.
4 урок
На контрольной работе ученикам предлагается письменно дать развернутые ответы на вопросы:
- Почему рыночную экономику называют «миром компромиссов»?
- Чем деятельность государственных предприятий в смешанной экономической системе отличается от деятельности таких же предприятий в командной системе?
- Что может произойти, если условия внешней среды общества, живущего при традиционной экономической системе, резко изменятся?
- Какие элементы традиционной экономики сохранились в России?
- Что произойдет, если каждый производитель будет руководствоваться не традицией или приказом из центра, а только собственной выгодой?