Цели урока:
- выявление особенностей природы Восточной Сибири и факторов, влияющих на них,
- продолжение формирования навыков работы с различными источниками географической информации,
- воспитание любви и уважения к родной стране.
Оборудование: физическая карта Восточной Сибири и Дальнего Востока, фотографии с видами природы Восточной Сибири, гербарий, учебники, атласы, контурные карты.
Ход урока.
Учитель: сегодня на уроке мы продолжаем изучать крупные природные регионы России, и наш следующий объект - Восточная Сибирь. Мы помним, что изучение любого географического объекта начинается с определения его географического положения.
Задание:
- по карте в учебнике определить границы Восточной Сибири, нанести их на контурную карту;
- по карте у доски показать объекты, по которым проходят границы Восточной Сибири.
Вопрос учащимся:
с площадью какого материка можно сравнить
площадь Восточной Сибири?
Учитель: грандиозна и сурова природа Восточной Сибири. Тянущиеся на тысячи километров многоводные реки, бескрайняя тайга, горные массивы и плоскогорья, низменные равнины тундровой полосы - все это Восточная Сибирь.
Затем осуществляется проверка предварительного домашнего задания, которое заключалось в том, что учащиеся должны были подобрать эпитеты, характеризующие природу Восточной Сибири. Во время проверки учитель обращает внимание учащихся на фотографии, которые идут им в помощь.
Рельеф.
Вопрос учащимся:
- какие особенности рельефа Восточной Сибири видны по физической карте?
- чем объясняются эти особенности?
Ответы записываются в тетрадь.
Климат.
Выступление учащегося с небольшим докладом об особенностях климата Восточной Сибири, в котором обращается внимание на его суровость, особенно на территории Якутии. Не случайно среди жителей республики бытует поговорка: «Сто километров - не расстояние, 40 градусов - не мороз». Учащиеся, используя знания из курса географии материков и океанов, дополняют докладчика. В частности, им известно, что на территории Восточной Сибири находится полюс холода северного полушария, а также зафиксированы самые высокие перепады температуры в течение года.
Вопрос учащимся:
- почему именно в Оймяконе и Верхоянске, а не в более северных районах самый суровый климат и самый мощный слой вечной мерзлоты?
Учитель: по количеству осадков ( менее 200 мм в год ) Центральная Якутия может быть приравнена к зоне пустынь.
Вопрос учащимся:
- почему в таком случае в Центральной Якутии нет зоны пустынь, а напротив, произрастает тайга?
Учитель: прекрасно описал зимнюю Якутию один из ее исследователей Вацлав Серошевский: зима здесь «самый тихий, ясный, сухой и устойчивый из здешних климатических периодов. Резких перемен погоды зимой не случается. Стужа нарастает и падает плавными и крупными размахами. Ветры почти отсутствуют… Всюду царит нерушимая тишина, спокойствие, безмолвие… Даже свод неба кажется куполом, выточенным из льда. Он бледен, прозрачен и по целым неделям не видно на нем ни облачных пятен, ни туч…»[3].
Вопрос учащимся:
- о каком атмосферном вихре идет речь в этом описании?
Внутренние воды.
Задание:
- показать по карте реки Восточной Сибири. К бассейну какого океана они относятся? Каков их тип питания?
Природные зоны.
Вопрос учащимся:
- какие природные зоны расположены на территории Восточной Сибири?
- какая из них занимает наибольшую территорию?
Учитель знакомит учащихся с помощью гербария с основными представителями растительного мира, рассказывая об уникальных свойствах некоторых из них. Названия растений записываются в тетрадь.
Заключение.
Вопрос учащимся
- в чем же заключается величие и суровость природы Восточной Сибири?
Домашнее задание: параграф 37, вопросы, вопрос 1, 4 на контурной карте.
Литература :
- Баринова И.И. География России. Природа.- « Дрофа», 1996
- Энциклопедия для детей.- « Аванта+», 1997. Т.3
- Энциклопедия для детей.- « Аванта+», 1998. Т.12.