Поскольку в школе имеется школьный геологический музей с разнообразной коллекцией горных пород, то изучение темы ЛИТОСФЕРА становится возможным при использовании разнообразной учебной практики. В данном случае используется коллекция минералов и горных пород музея для изучения генезиса горных пород. На уроках широко отрабатывается национально-региональный компонент, т.к. образцы минералов и горных пород представляют местные месторождения полезных ископаемых. Сведения о строении земной коры даются на примере геологического строения Челябинской области, строения недр города Челябинска. Используемые методы обучения включают в себя личностно-ориентированные технологии: каждый ученик обеспечен методическими материалами (приложениями). Задания, предлагаемые учителем, носят индивидуальный характер выполнения, предлагается вспомнить ранее изученный материал, проанализировать новые схемы и рисунки, индивидуальное описание и определение образцов, их количество; выполнение домашнего задания
ТИП УРОКА: Изучение нового материала
ЦЕЛИ УРОКА:
- Образовательные: ввести понятия “магматические”, “осадочные”, “метаморфические ” горные породы.
- Развивающие: продолжить развитие умения работать с текстом учебника; способствовать развитию навыка наблюдения объектов природы при описании образцов горных пород.
- Воспитательные: развивать эстетические чувства на примерах красоты минерального мира; совершенствовать природоохранные чувства.
ОБОРУДОВАНИЕ: Физическая карта мира, иллюстрации из дополнительной литературы, образцы горных пород, раздаточный материал.
МЕТОДЫ: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ: горные породы, минералы, магма, магматические горные породы, глубинные магматические горные породы, излившиеся г.п., осадочные горные породы, неорганические осадочные г.п., органические г.п., обломочные г.п., метаморфические.
Итак, ребята, мы продолжаем изучать особенности строения Земли. Что вам запомнилось на прошлом уроке? Что вам стало известно о строении Земли?
ЛИТОСФЕРА – это верхний слой Земли, состоящий из верхнего слоя мантии и земной коры. Самый тонкий слой Земли – это земная кора. По своему строению она неоднородна и имеет на разных участках очень большие отличия. Так, например, земная кора материков существенно отличается от земной коры океанов, поэтому стали различать два типа земной коры: ОКЕАНИЧЕСКУЮ и КОНТИНЕНТАЛЬНУЮ.
А сейчас я предлагаю вам проверить свои знания, выполнив задания на карточке.
1. Начертите схему внутреннего строения земного шара и подпишите названия внутренних оболочек Земли, укажите их размеры.
2. Закончите предложение:
Внешняя оболочка земного шара – часть литосферы, лежащая над мантией – называется ... .
3. Начертите схему строения литосферы и подпишите названия основных слоёв, слагающих её.
4. Назовите типы земной коры и их отличия друг от друга.
Скажите, а что по вашему мнению, ещё необходимо выяснить, чтобы наши знания о литосфере были более полными, что мы ещё с вами упустили? – (Ответные версии детей).
Да, нам нужно выяснить вещественный состав литосферы, то, из чего она состоит.
Сплошные массы, слагающие земную кору, называют ГОРНЫМИ ПОРОДАМИ.
Породами, но почему горными? Разве камни есть только в горах? Ну, конечно же, нет. Термин “горная порода” остался нам в наследство от времён, когда геология только зарождалась и была неотделима от рудного дела, а руду, как правило, добывали в горах. Наука давным-давно ушла вперёд, а название осталось прежним. Поэтому мы будем всегда помнить, что говоря о горных породах, мы будем подразумевать всю каменную поверхность планеты.
Итак, перед вами образцы горных пород. Какие они? Чем они различаются? (Дети перечисляют внешние признаки различий.) Как вы считаете, в чём причина разнообразия горных пород в природе? Оказывается, всё зависит от условий образования горных пород. Ведь то, что вы наблюдаете сегодня не существовало вечно, с момента остывания и затвердевания планеты Земля, а является результатом долгой очень динамичной жизни горных пород. Вы удивитесь, переспросив меня: “Какая может быть жизнь у неживых камней?” – Самая настоящая, – отвечу я, так как горные породы живут, рождаются и разрушаются, постоянно изменяя лик и строение литосферы.
Итак, Страницы жизни горных пород.
Нам об этом расскажут ребята, занимающиеся в школьном геологическом музее.
Ученик 1: Всё началось глубоко под поверхностью Земли. Там, на границе нижней и верхней мантии огромные массы расплавленного вещества (их называют магмой) вращались в непрекращающемся потоке. Эти потоки устремлялись наверх, где им становилось свободнее и прохладнее. Часть вещества этого потока при охлаждении успевала затвердеть. Так образовался массив магматических горных пород. (Почему так названы эти породы?) Это были первые островки молодой земной коры в расплавленном магматическом океане планеты. Тонкая кора под натиском новых потоков лопалась, и на поверхность устремлялись быстрые ручьи горячей лавы. Они мгновенно застывали, образуя слой за слоем наземные вулканические покровы. Вот и стали подразделять магматические породы на глубинные (застывшие на глубине) и излившиеся или вулканические (застывшие на поверхности)
Учитель: В пределах нашей области, недалеко от города Златоуста на поверхность выходят одни из самых древних магматических пород – кристаллический фундамент Русской платформы.
Ученик 2: Но как только магматические горные породы перестали плавится на поверхности Земли (температура поверхности планеты была уже не опасна для их состояния), как за них взялись поверхностные силы Земли. По их законам ничего не должно возвышаться и нигде не должно быть впадин, вся планета должна быть идеально ровной и круглой. В летнее или дневное время при солнечном прогревании, породы расширяются, а зимой или в ночное время – охлаждаются, замерзают. Начинают сжиматься, а в первоначальное состояние уже прийти не могут, они начинают растрескиваться и рассыпаться на кусочки. Вот и поплатились пласты магматических горных пород своими макушками, которые были лихо снесены поверхностными работниками: ручьями, реками, ветром, Солнцем. А земные труженики времени зря не теряют, стараются обломки, песчинки, пылинки в воде утопить, переносят обломочный материал в море, в океан, а заодно и эти впадины засыпают. Слой за слоем, песчинка к песчинке, галька (обточенный водой камень) к гальке лежат, хранятся миллионы лет в морских и океанических кладовых. И назвали такие породы осадочными, за то, что образуются они в процессах осаждения (обломки горных пород падают – осаждаются, скелеты отмерших организмов падают – осаждаются, соли из пресыщенных растворов выпадают – осаждаются). И всем этим группам свои названия дали: Первые – так и называются обломочные, вторые, тоже просто, они же из организмов, хоть и из прежних -органические, а вот третьи, с тайными превращениями и сразу их не поймёшь, можно спутать с магматическими, потому как кристаллическими бывают – химические.
Учитель: Ребята, где вам доводилось наблюдать осадочные горные породы. Вспомните любимое занятие летнего отдыха – купание. Дно вашей речки или озера покрыто песком или галькой – это и есть обломочные осадочные горные породы.
Ученик 3: Новые потоки магмы, разбивая земную кору, поступают через трещины в вышележащие горные породы. По пути поток магмы воздействует на соседние пласты, обогащая их новыми веществами и меняя их структуру, т.к. новые массы прорываются с большой динамической силой, создавая давление и неся в себе очень высокую температуру (более 1000° С). Конечно, такой стресс не может остаться без следа. Иногда первичные породы так сильно изменяются, что невозможно догадаться, кем они были до этих событий. Эти породы называют метаморфическими (изменёнными). Например, слюдистый сланец – он образовался из некогда существовавшего глинистого сланца или из какой-нибудь другой породы. Только у некоторых метаморфических пород можно с уверенностью установить исходную породу. Например, мрамор, он образовался из известняка.
Учитель: Одно из самых известных месторождений красивого белого мрамора находится у нас в области недалеко от нашего города в пос. Коелга. Ребята, где в городе вы встречали мрамор? Правильно, особые здания нашего города облицованы коелгинским мрамором – Драматический театр, Дом моды, подземные переходы, мемориалы и т.д.
Вот так на нашей планете появились и живут три типа горных пород: магматические, осадочные, метаморфические. (В процессе рассказа на доске учитель чертит схему “Последовательность образования разных типов горных пород).
А теперь нам предстоит выяснить, как происхождение горных пород влияет на их свойства, попробуем выявить отличительные признаки этих трёх групп.
Перед вами на парте лежат образцы горных пород. Внимательно рассмотрите их и дайте описание по предложенному плану. Приложение2.
Закончив описание, каждый ученик определяет генетический тип образца, может обрисовать процесс, в результате которого сформировалась данная горная порода. Название горной породы узнаёт из списка, размещённого учителем на доске.
Учитель: Ребята! Пользуясь этими несложными знаниями, вы теперь можете без особого труда определить генетическую группу любой горной породы. Давайте назовём характерные отличительные признаки:
(Учащиеся называют признаки) – Магматические и метаморфические породы отличает от осадочных:
1. кристаллическое строение (кроме солей);
2. плотное строение (они не сыпятся);
3. они более твёрдые и др.
А теперь – Домашнее задание:
1. Пользуясь схемой “Типы горных пород”, попробуйте составить цепочку превращений гранита, в какие горные породы он может превратится? (Напоминаем, он состоит из кварца, полевого шпата и слюды ).
2. Пользуясь планом описания горных пород и определителем, установите генетический тип любых имеющихся образцов горных пород, когда-либо вами найденными.
3. § 17. Задание 1,2. Начертите и заполните таблицу, используя текст учебника.
ЛИТЕРАТУРА
Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П.Физическая география: нач.курс: учеб. для 6 кл.общеобразоват. учреждений. – 2-ое изд. – М.; Просвещение, 2003
Приложение1
ГЕНЕТИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ГОРНЫХ ПОРОД
Приложение2
ОПРЕДЕЛИТЕЛЬ ГОРНЫХ ПОРОД
План описания | Магматические | Метаморфические | Осадочные |
---|---|---|---|
1. Плотная или рыхлая горная порода? 2. Кристаллическая или землистая? 3. Структура (размеры слагающих породу обломков или минеральных зёрен) выбери подходящее:
4. Текстура (строение породы) выбери подходящее:
5. Твёрдость – твёрдая или мягкая? 6. Масса – лёгкая или тяжёлая? 7. Наблюдаются ли остатки организмов? |
1.Плотная. 2. Кристаллическая (на солнечном свете блестит). 3. Может быть любой: крупнозернистой, среднезернистой, мелкозернистой. 4. Массивная (равномернозернистая, без особых рисунков). 5. Твердая. 6. Тяжёлая, если есть рудные минералы, или средней тяжести (например, гранит). 7. Нет. |
1. Плотная. 2. Кристаллическая, (иногда кристаллы в виде пластин, как у слюды или в виде волокон, как у асбеста). 3. Отдельные зёрна увидеть бывает трудно, но у
крупнозернистого мрамора и кварцита можно); 4. Встречаются все из перечисленных, особенно характерны: слоистая. Со следами течения, волокнистая. 5. Твёрдая. 6. По массе – тяжёлая. 7. Иногда наблюдаются в мраморизованных известняках. |
1. Плотная; рыхлая. 2. Землистая, не кристаллическая (на солнце не блестит). 3. Обломки могут быть любыми, чаще мелкозернистая (частицы не выделяются невооружённым взглядом). 4. Массивная, слоистая; (у сыпучих -песок, гравий, галька – текстуры нет). 5. Мягкая. 6. Масса лёгкая или средней тяжести. 7. В органических есть признаки древних организмов (отпечатки, следы движения и др.). |