Цель: | систематизировать и углубить
знания об Италии; показать многогранность уникальности природы, истории, культуры и современных экономических и социальных особенностей Италии; учить выделять главные узловые вопросы из большого количества материала; органично синтезировать знания по МХК и географии; воспитывать интерес к предмету. |
Оборудование: | карты Италии и политическая
карта мира; атласы 10 класса; выставка литературы; портреты выдающихся деятелей культуры Италии, скульптур, картин, музыкальные диски с записью музыкальных произведений: “Ave Maria”, “Caruso” в исполнении Лучано Паваротти, видеофильм об Италии. |
Ход урока
I. |
Организационный момент. | |
II. |
Активизация мыслительной деятельности учащихся | |
1. |
Прослушивание “Caruso” в исполнении Л. Паваротти. | |
Знаком ли Вам исполнитель? | ||
Что Вы представили, слушая это произведение? | По ходу изучения нового материала | |
III. |
Изучение нового материала: | Учащиеся заполняют таблицу “Экономико-географическая характеристика Италии”. |
1. |
Вступительное слово учителя: | |
Эта музыка прозвучала не
случайно. Страну, с которой мы сегодня
познакомимся, невозможно представить вне музыки.
Эта изумительная страна пропитана духом
пленительного мира искусства. Здесь оставила
свои глубокие следы древняя средиземноморская
культура. Эта земля родила Ю. Цезаря и Горация, Д.
Бруно и Г. Галилея, Данте и Петрарку, Рафаэля и
Микеланджело, Тициана и Леонардо да Винчи, Аманти
и Страдивари, Н. Паганини и Дж. Верди, Лучано
Паваротти. Италия… Это слияние искусства и жизни, превращение жизни в искусство и искусства - в жизнь. Сегодня мы не только познакомимся с экономико-географическими особенностями Италии. Хотелось бы, чтобы Вы прониклись духом этой уникальной страны, чтобы Вам как можно больше захотелось узнать о ней, чтобы возникло желание побывать там. Этот “сапожок” на карте запоминается сразу и навсегда. Его не перепутаешь ни с одним государством. |
||
С какими странами граничит? | ||
Какими морями омывается? | ||
Страна расположена на юге
Европы, занимает Апенинский полуостров, острова
Сицилию и Сардинию, множество мелких островов.
Граничит на Западе с Францией, на севере - с
Австрией и Швейцарией, на востоке - со Словенией.
Омывается водами Тирренского моря на западе,
Адриатического - на востоке, Средиземного - на
юге. В административном отношении делится на 20 областей. Площадь - 301,2 тыс. км2. Население - 57,2 млн. человек. Городских жителей - 68 %. Средняя продолжительность жизни мужчин - 73 года (в России - 63 года), женщин - 79 лет (в России - 73 года). Итальянцев в стране - 98 %. Столица - Рим (3100 тыс. человек). Вероисповедание - католицизм. Италия - член ООН, НАТО. Денежная единица - лира. Климат - субтропический, средиземноморский. Среднегодовая температура + 150. 80 % территории занимают горные возвышенности (Альпы - на севере). В горах - альпийские луга. |
||
2. |
Объявление темы и цели урока. | |
3. |
Сообщения учащихся: | |
“О природе и природных ресурсах” | ||
Исходя из этих данных, как Вы думаете, какие отрасли хозяйства могут характеризовать экономическое “лицо” страны? | ||
“Особенности экономики” | ||
На основании этого, как Вы
думаете, в чем нуждается страна? Что
экспортирует? Основные торговые партнеры - Франция, Германия, Австрия, Швейцария, Испания, США, Япония, Саудовская Аравия. Какой импорт можете предположить? |
||
“Достопримечательности”. | ||
“Крупнейшие города”. | ||
4. |
Видеопутешествие “Рим - Калабрия”. | |
А теперь небольшая
видеоэкскурсия. Немного столицы, немного
провинции. Вечный город и аграрно-туристическая
Калабрия. Очень разные, но одинаково интересные. Мы увидим лица итальянцев - веселые, порой озорные, порой озабоченные, но всегда доброжелательные и гостеприимные. |
||
IV. |
Практическая работа. | |
1. |
Обозначить на контурной карте крупные промышленные центры. | |
2. |
Международные экономические связи. | |
V. |
Итог урока (карточки экспресс-опроса). | |
- Что мне понравилось на уроке? | ||
- Что я запомнил ? |