Цель:
- Сформировать общее представление о Мировом океане и его составных частях (океан, море, залив, пролив).
- Продолжить формирование приема определения ГП объекта, сформировать прием определения географического положения моря, океана.
- Совершенствовать картографический прием чтения условных знаков.
Оборудование: физическая карта полушарий, глобус, видеозаписи, атласы.
Ход урока
Вода как жидкое, подвижное, всепроникающее, явилась началом всего. (Фалес из Милета, древнегреческий ученый (640-654 гг до н.э.)).
I. Организация класса
II. Повторение знаний учащихся о гидросфере
1. Вспомнить оболочки Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера).
2. Какую оболочку изучили (литосфера).
3. Что помните и знаете о гидросфере из курса “Естествознание”:
а) водная оболочка;
б) из чего состоит гидросфера?
Запомни.
III. Работа над новым материалом.
1. Задача нашего урока: составить образ Мирового океана, запомнить его части, научиться находить их на его части, научиться находить их на карте, продолжить работу над умением сопоставлять физическукю карту с контурной.
2. Прежде чем изучать Мировой Океан, давайте попробуем почувствовать его, посмотрим на него, послушаем, как он дышыт, попробуем охарактеризовать, какой он?
Просмотр фильма.(Океан в естественую погоду, пасмурную, шторм).
Каким его можно назвать? (Дети подбирают определения - огромный, могучий, важный, ласковый, нежный, игривый, бурный, свирепый, угрюмый, страшный).
4. Послушайте, как говорит об Океане поэт Константин Бальмонд:
Океан, мой древний прародитель,
Ты хранишь тысячелетний сон.
Светлый сумрак, жизнедатель, мститель,
Водный, вглубь ушедший небосклон.
Тихий, бурный, нежный, стройно-важный,
Ты, как жизнь: и правда, и обман.
Дай мне быть твоей пылинкой влажной,
Каплей в вечном …Вечность! Океан!
5. Мировой океан - главная часть гидросферы, объединяющая в единое целое воды всех океанов, 70% всей поверхности планеты.
Таблица зарисована на доске или занесена в компьютер
Рассмотрим часть Мирового океана - Океаны.
Какие знаете? (Дети называют)
7. Характеристику дают заранее подготовленные ученики, показывают на карте у доски, класс находит в атласах.
8. Самостоятельно найти на карте и показать части океанов (один у доски, класс в атасах):
Повторить, что моря бывают внутренние и охранные. Привести примеры из названных, какие будут внутренние, какие охранные;
а) Показать части океанов (Тихого, Индийского, Атлантического, Северно-ледовитого) - моря.
б) Заливы в Индийском и Атлантическом океанах - Бискайский и Бенгальский.
в) Найти проливы, соединяющие Северно-Ледовитый и Тихий океаны (Беренгов пролив), Тихий и Атлантический океаны - пролив Дрейка. Как попасть из Атлантического океана в Средиземное море (Гибралтарский пролив)?
9. Работа по контурным картам (Обозначить океаны).
IV. Итог урока
Что главное нужно запомнить на уроке? (Что такое Мировой океан и его части).
Повторить определения: Мировой океан, море, пролив.
Какие чувства вызывает у вас Мировой океан?
Николай Заболоцкий об Океане:
Концерт высоких волн
Здесь ясен наперед,
Здесь звук, задев скалу,
Скользит по вертикали
И эхо средь камней
Танцует и поет.